Переадресация: языческая → языческий
Цитаты из русской классики со словом «языческий»
Однако теургический характер присущ был, — но, конечно, лишь в известной степени, — и ветхозаветному богослужению, поскольку ветхозаветная церковь неразрывно связана с христианством и полна символов и прообразов боговоплощения; не чужд он даже и
языческому культу в той мере, в какой и язычеству вообще доступно боговедение и благодать Божия, насколько его мистериям и богослужению свойственна была религиозная подлинность.
Христианская стихия католичества не заключала в себе антропологического откровения, и только в
языческой его стихии была антропология, но внехристианская, римская или варварская.
Это есть перенесение в христианство древних
языческих верований о необходимости умилостивлять богов кровавыми жертвами.
Протестантизм всегда обвиняет католичество и православие, вообще церковь, в язычестве, в
языческом материализме, в
языческом реализме и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Совершалось воздействие христианского миросозерцания на еврейское и
языческое и
языческого и еврейского на христианское.
Искусство Пушкина и не христианское и не
языческое искусство, а искусство райское.
То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с
языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе.
Собственно мистический характер зодчество теряет с веками Восстановления. Христианская вера борется с философским сомнением, готическая стрелка — с греческим фронтоном, духовная святыня — с светской красотой. Поэтому-то храм св. Петра и имеет такое высокое значение, в его колоссальных размерах христианство рвется в жизнь, церковь становится
языческая, и Бонаротти рисует на стене Сикстинской капеллы Иисуса Христа широкоплечим атлетом, Геркулесом в цвете лет и силы.
Конфликт христианства и империи был конфликтом духа и кесаря, которого не могло быть в дохристианском
языческом сознании.
В конце XI столетия «Правило» Иоанна митрополита восстает против волхвования и
языческих обычаев; в половине XII в. обличаются суеверия
языческие в «Вопрошаниях Кирика к Нифонту»; в XIII в.
Святочные гаданья, коляда, хороводы, свадебные песни, плачи вопленниц, заговоры, заклятья — все это остатки
языческой обрядности, а слова, при них употребляемые, — обломки молитв, которыми когда-то молились наши предки своим старорусским богам.
Но был сильный элемент
языческого возрождения, дух эллинский был сильнее библейского мессианского духа.
Имена божеств, упоминаемые в ней, изменяются, но сама формула остается неизменной; так например, у старообрядцев сохранилось много «двоеверных» заговоров, где упоминаются архангелы, святые, пророки; но имена их расположены на полустертой канве
языческой мифологии, и сами заговоры сходны вплоть до отдельных выражений с чисто
языческими заклинательными формулами и молитвами.
— Язычник ты,
языческая ты душа, мудрец ты! — умолял Зимовейкин.
Протоиерей говорил о разных
языческих религиях и показывал преимущество над ними христианской веры.
Рассказывал Козлов об уцелевшем от глубокой древности празднике в честь весеннего бога Ярилы и о многих других пережитках
языческой старины.
Бесспорно, национализм
языческого происхождения, социализм же христианского происхождения.
Но это и есть
языческий уклон в русском православии.
От этого и не от чего другого происходит то удивительное явление, что такие христианские учители проповедуют 1900 лет христианство, а мир продолжает жить
языческой жизнью.
Он учит золотой середине между
языческой ненавистью к врагам и христианской любовью к ним.
Чем бы святые, древлеписанные иконы сбирать, смехотворные картины да
языческих богов изображения скупает!
— Если бы я и неверующий был, то согласитесь, что могу сделаться и верующим: уверовал же Савл [Савл —
языческое имя апостола Павла.] во Христа, — говорил Бегушев, как бы угадывая тайное намерение Татьяны Васильевны посвятить его в адепты спиритизма.
Не говоря о том времени, когда
языческие понятия владели всем семейным бытом, вот что делалось в XVI веке, по свидетельству «Стоглава», как оно приведено у Карамзина (том XI, прим, 830): «О Иване дни, в навечерие рождества Христова и крещения сходятся мужи, и жены, и девицы на ночное плещование, и на бесчинный говор, и на скакание, и бывает отрокам осквернение и девам растление.
Но в Риме, как в государстве, слишком многое осталось от цивилизации и мудрости
языческой, как например самые даже цели и основы государства.
— А видишьли, честный отче, вычел я в одной французской книге, что когда в Хинской земле чай собирают, так
языческие тамошние жрецы богомерзкое свое служение на полях совершают и водой идоло-жертвенной чай на корню кропят. А по уставу идоло-жертвенное употреблять не подобает. Поведай же нам, честный отче, опоганили мы свои души аль нет?
Так как от невежества мы ушли, но к цивилизации, слава богу, еще не дошли, а обретаемся на золотой середине, то этот
языческий праздник сохранился и до нашего времени во всей своей полноте.
При таком точном дознании уже невозможно было оставаться в грубом, слепом материализме, считавшем душу каким-то кусочком тончайшей, эфирной материи; тут уже нельзя было ставить вопросы об органической жизни человека так, как их ставили древние
языческие философы и средневековые схоластики.
С женщинами, окружавшими девственное ложе сонной боярышни, происходило нечто подобное тому, что, по апокрифическим сказаниям, происходило с
языческими идолами при восходе звезды, возвестившей рождение Христа. Вое эти крепостные юницы почувствовали, что век их кончен, но в сердцах их не было ни зависти, ни злости к этой пришелице. Они только чувствовали, что народился некий болий их, с которым им уже нельзя и думать ни спорить, ни состязаться.
Таким образом, дело это поставляется здесь в совершенной отдельности от намерения принять христианство, и, следовательно, становятся ненужными все рассуждения о том — гордость ли
языческая, желание ли лучше научиться вере или что другое побудило Владимира предпринять поход на Корсунь.
Узнал он также, что это «царство» нуждается в ратных людях для защиты своих владений от зауральских татар, вотяков, остяков, вогуличей и прочей погани мухомеданской и
языческой.
Это письмо не только католическое, но
языческое: нигде так ярко не изобличается ложность направления Гоголя».
— Церковные, — говорю, — и на небо смотрят не с верою, а в Аристетилевы врата глядят и путь в море по звезде
языческого бога Ремфана определяют; а ты с ними в одну точку смотреть захотел?
— Да, я почти тебя совершенно разлюбила! — отвечала Елена, — во мне теперь живет к другому гораздо более сильное чувство, и, кажется, этот новый Молох [Молох —
языческий бог, неоднократно упоминаемый в библии.] мой больше мне по характеру…
Эти огни, эти песни — всё дышало тогда какой-то насильственной веселостью, принимало вид
языческого празднества, и даже в песнях часто повторяемые имена диди и ладо могли бы ввести в это заблуждение неопытного чужестранца.
Возделанные поля, чистота хижин, сады, груды плодов и овощей, глубокий мир между людьми — все свидетельствовало, что жизнь доведена трудом до крайней степени материального благосостояния; что самые заботы, страсти, интересы не выходят из круга немногих житейских потребностей; что область ума и духа цепенеет еще в сладком, младенческом сне, как в первобытных
языческих пастушеских царствах; что жизнь эта дошла до того рубежа, где начинается царство духа, и не пошла далее…
Но какие же успехи они покажут, когда живут себялюбиво и злобно, и ничему от Христа не учатся, и
языческих навыков не позабывают?
Ни комфортабельность, ни светское великолепие, ни образованность, коими ты наружно прикрываешься, не могут скрыть твоего
языческого вида.
В субботу юнкеров отпустили в отпуск на всю неделю Масленицы. Семь дней перерыва и отдыха посреди самого тяжелого и напряженного зубрения, семь дней полной и веселой свободы в стихийно разгулявшейся Москве, которая перед строгим Великим постом вновь возвращается к незапамятным
языческим временам и вновь впадает в широкое идолопоклонство на яростной тризне по уходящей зиме, в восторженном плясе в честь весны, подходящей большими шагами.
Тщетно доказывал Дыба, что это произошло с ним вследствие уныния, но что, во всяком случае, бракосочетание в Демидовом саду, и притом в зимнее время и по
языческому обряду, не может иметь серьезного значения; тщетно уверял, что, по первому же требованию, он даст Густе расчет, а буде во власти будет, то и сошлет ее в места более или менее отдаленные, — будущее его было разбито навсегда!
О новом начальнике старик или вовсе умалчивает, или выражается иносказательно, то есть начинает, по поводу его, разговор о древнем
языческом боге Меркурии, прославившемся не столько делами доблести, сколько двусмысленным своим поведением, и затем старается замять щекотливый разговор и обращает внимание собеседников на молочные скопы и другие предметы сельского хозяйства.
Уже храм Сераписа, Кёльнский собор мира
языческого, с своими сводами, галереями, портиками, бесчисленными колоннадами, мраморными стенами, покрытыми золотом, давно был разрушен, и колоссальная статуя Сераписа, на челе которой останавливался луч солнечный, не смея миновать его, была разбита и превращена в пепел.
— Так как же тут не поверуешь, сударь! — говорит он, обращаясь уже исключительно ко мне, — конечно, живем мы вот здесь в углу, словно в
языческой стороне, ни про чудеса, ни про знамения не слышим, ну и бога-то ровно забудем. А придешь, например, хошь в Москву, а там и камни-то словно говорят! пойдут это сказы да рассказы: там, послышишь, целение чудесное совершилось; там будто над неверующим знамение свое бог показал: ну и восчувствуешь, и растопится в тебе сердце, мягче воску сделается!..
И образы
языческих богов —
Без рук, без ног, с отбитыми носами —
Лежат в углах низвергнуты с столбов,
Раскрашенных под мрамор. Над дверями
Висят портреты дедовских веков
В померкших рамах и глядят сурово;
И мнится, обвинительное слово
Из мертвых уст их излетит — увы!
О, если б этот дом знавали вы
Тому назад лет двадцать пять и боле!
О, если б время было в нашей воле!..
Я, как
языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью.
Кое-где, правда, проезжая по наслегам, мы встречали клочки земли, старательно обнесенные высоким палисадом или тыном и напоминавшие вдали от жилья кладбища или старые
языческие мольбища, огражденные от взоров посторонних.
Они неподвижно сидели на кроватях и со своими странными лицами, на которых трудно было различить черты, походили на
языческих божков.
Дьякону стало жутко. Он подумал о том, как бы бог не наказал его за то, что он водит компанию с неверующими и даже идет смотреть на их дуэль. Дуэль будет пустяковая, бескровная, смешная, но как бы то ни было, она — зрелище
языческое и присутствовать на ней духовному лицу совсем неприлично. Он остановился и подумал: не вернуться ли? Но сильное, беспокойное любопытство взяло верх над сомнениями, и он пошел дальше.
Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным: «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а
языческий бог.
—
Языческое, — сказал поп, присаживаясь к столу, и виновато усмехнулся.
Синонимы к слову «языческий»
Предложения со словом «языческий»
- Если с древними языческими богами можно было договориться, принести им жертвы или умилостивить каким-то иным способом, то теперь, чтобы избежать божьего гнева, требуется исполнять жёсткие правила – догмы и каноны.
- Время древней языческой религии закончилось с распространением христианства.
- Прежний языческий культ с его многобожием этим требованиям уже не удовлетворял.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «языческий»
Что (кто) бывает «языческим»
Значение слова «языческий»
Афоризмы русских писателей со словом «языческий»
- Человек чрез слово всемогущ:
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слово всех и действиев пружина.
От бессловесных мы отличны тварей им,
А пеньем не равны ль и Ангелам самим?
Не даром басненна языческая древность,
Вняв гласа лирного могущественну мерность,
Мечтала быть по ней и бегу всех миров,
Языком нарекла поэзию богов.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно