Переадресация: церковное → церковный
Цитаты из русской классики со словом «церковный»
— Единоверцы — старообрядцы, соединившиеся с православной церковью, но совершавшие богослужение по старопечатным
церковным книгам и придерживавшиеся старинных религиозных обрядов.
В эту минуту общего восторга разверзлись западные двери соборного храма Преображения господня, и печерский архимандрит Феодосий, в провожании многочисленного духовенства, во всем облачении, со святыми иконами и
церковными хоругвями, вышел на городскую площадь.
Тут сказывается основное для католичества деление
церковного общества на клир и мирян, на пасущих и пасомых, на учащих и учащихся, на активно-водящих и пассивно-ведомых.
Соборность
церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет собора епископов и даже вселенских соборов, а есть пребывание в общении и любви
церковного народа и Духа Святого.
Разве что-либо другое делало и делает католичество с своим запретом чтения Евангелия и с своим требованием нерассуждающей покорности
церковным руководителям и непогрешимому папе? Разве что-либо другое, чем русская церковь, проповедует католичество? Тот же внешний культ, те же мощи, чудеса и статуи, чудодейственные Notre-Dames и процессии. Те же возвышенно туманные суждения о христианстве в книгах и проповедях, а когда дойдет до дела, то поддерживание самого грубого идолопоклонства.
Истина для него не в соборе, а в соборности, в коммюнотарном духе
церковного народа.
Меньшая часть дорожила прежде всего ортодоксальной церковностью, и христианство для нее сводилось к храмовому благочестию и к млению от уставных
церковных служб.
Состязаться с княгинею, в чем бы то ни было касающемся
церковных уставов или обихода, священники ее сёл не дерзали; она была для них все: и ктитор, и консистория, и владыка, и уже у нее священник прижать мужичка при браке какою-нибудь натяжкою в степени родства не помышлял.
В
церковном отношении Сахалин составляет часть епархии епископа камчатского, курильского и благовещенского.
Они уже не довольствуются одним исполнением
церковных треб, а агитируют за свободу церкви и за русскую народность.
Прудон заключает свою книгу католической молитвой, положенной на социализм; ему стоило только расстричь несколько
церковных фраз и прикрыть их, вместо клобука, фригийской шапкой, чтоб молитва «бизантинских» [византийских (от фр. byzantin).] архиереев — как раз пришлась архиерею социализма!
Монахи боялись за крещенье, когда из монастыря совершался
церковный ход на иордань, устраиваемую на Яровой.
Ровно в шесть часов, по знаку из дома, ударяет наш жалкий колокол; у
церковной ограды появляется толпа народа; раздается трезвон, и вслед за ним в дверях церкви показывается процессия с образами, предшествуемая священником в облачении.
Он прежде всего переговорил с влиятельными прихожанами и старичками, которые в единоверческих церквах имеют большую силу над всеми
церковными делами.
Впрочем, ежели
церковный староста дружит с священником, то иногда уговорит двух-трех особенно набожных прихожан — сам-четверт урвут часа по три собственной пашни и вспашут батюшке десятинку.
Вот на этот-то счет и велико учение церкви о благодати, которая в
церковном единении восполняет оскудевающих и регулирует вселенскую правду.
Греческие императоры, занимаяся более
церковными прениями, нежели делами государственными, а потому управляемые священниками, воздвигли гонение на всех тех, кто деяния и учения Иисусовы понимал с ними различно.
Одеяния священнослужителей казались ему грубыми, досадно-пестрыми тряпками, — и когда он глядел на облаченного священника, он злобился, и хотелось ему изорвать ризы, изломать сосуды.
Церковные обряды и таинства представлялись ему злым колдовством, направленным к порабощению простого народа.
Она любила великолепие и пышность в храме Божием; знала наизусть весь
церковный круг, сама певала со своими певчими, стоя у клироса; иногда подолгу не ходила в церковь, даже большие праздники пропускала, а иногда заставляла служить обедни часто.
— Пусть она молится, одна ли в храмах, или при служении
церковном, — это все равно, и пусть выберет себе духовника хорошего.
— Говорить надо точнее: не о реформации, которая ни вам, ни мне не нужна, а о реформе
церковного управления, о расширении прав духовенства, о его экономическом благоустройстве…
Все уездные любители
церковного пения обыкновенно сходились в собор к ранней обедне, ибо Никон Родионович всегда приходили помолиться за ранней, и тут пели певчие. Поздней обедни Никон Родионович не любили и ядовито замечали, что к поздней обедне только ходят приказничихи хвастаться, у кого новые башмаки есть.
Заметив, что Басаврюк и на светлое воскресение не бывал в церкви, задумал было пожурить его — наложить
церковное покаяние.
Эта обедня собственно ею и была заказана за упокой мужа; кроме того, Александра Григорьевна была строительницей храма и еще несколько дней тому назад выхлопотала отцу протопопу камилавку [Камилавка — головной убор священников во время
церковной службы, жалуемый за отличие.].
…В субботу на Пасхе приносят в город из Оранского монастыря чудотворную икону Владимирской Божией Матери; она гостит в городе до половины июня и посещает все дома, все квартиры каждого
церковного прихода.
Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на
церковный сбор.
— Гм… самоубийца?.. А знаете ли, молодая особа, что по
церковным канонам самоубийцам отпевания не полагается… не надлежит? Конечно, исключения бывают — по особому ходатайству…
— Потому что, по всей вероятности, не веруете сами ни в бессмертие вашей души, ни даже в то, что написали о церкви и о
церковном вопросе.
— Молебен! — сказал он стоявшим на клиросе монахам, и все пошли в небольшой
церковный придел, где покоились мощи угодника. Началась служба. В то время как монахи, после довольно тихого пения, запели вдруг громко: «Тебе, бога, хвалим; тебе, господи, исповедуем!» — Настенька поклонилась в землю и вдруг разрыдалась почти до истерики, так что Палагея Евграфовна принуждена была подойти и поднять ее. После молебна начали подходить к кресту и благословению настоятеля. Петр Михайлыч подошел первый.
Мне вспомнились утомленные лица миссионера и двух священников, кучи книг на аналое, огни восковых свечей, при помощи которых спорившие разыскивали нужные тексты в толстых фолиантах, возбужденные лица «раскольников» и «
церковных», встречавших многоголосым говором каждое удачное возражение.
Пришла весна 1804 года, и на страстной неделе Григорий Иваныч говел со мною, соблюдая пост и
церковные обряды со всею строгостью.
Около него с обеих сторон стояли также на коленях два молодые клирошанина [Клирошанин — церковнослужитель, поющий в
церковном хоре (на клиросе).] в лиловых мантиях с белыми кружевными шемизетками сверх их и с кадилами в руках.
У нищих единственным источником пропитания было прошение милостыни на
церковных папертях; но так как древнее благочестие в Глупове на некоторое время прекратилось, то естественно, что источник этот значительно оскудел.
Николя был очень богомолен и состоял даже в своем приходе старостой
церковным.
— Не только сослать в места не столь отдаленные, но в каторгу, если только будет доказано, что, читая Евангелие, они позволили себе толковать его другим не так, как велено, и потому осуждали
церковное толкование. Хула на православную веру при народе и по статье 196 — ссылка на поселение.
Всегда ее молитва была акафистом [Акафист — хвалебное
церковное песнопение.], хвалою искренней и простодушной.
На другой день после этого свидания пришелся как раз праздник Св. Троицы, выпавший в этом году на день великомученика Тимофея, когда, по народным сказаниям, бывают знамения перед неурожаем. Село Переброд в
церковном отношении считалось приписным, то есть в нем хотя и была своя церковь, но отдельного священника при ней не полагалось, а наезжал изредка, постом и по большим праздникам, священник села Волчьего.
Он скрылся опять, а мы пошли по сводам и галереям монастыря. В галереях везде плохая живопись на стенах: изображения святых и портреты испанских епископов, живших и умерших в Маниле. В
церковных преддвериях видны большие картины какой-то старой живописи. «Откуда эта живопись здесь?» — спросил я, показывая на картину, изображающую обращение Св. Павла. Ни епископ, ни наш приятель, молодой миссионер, не знали: они были только гости здесь.
Немец-лютеранин, отколотивший беспощадно молодого Багрова, был в то же время строгим соблюдателем
церковных русских обрядов.
Егоровна от имени его пригласила попа и весь причет
церковный на похоронный обед, объявив, что молодой барин не намерен на оном присутствовать, и таким образом отец Антон, попадья Федотовна и дьячок пешком отправились на барский двор, рассуждая с Егоровной о добродетелях покойника и о том, что, по-видимому, ожидало его наследника. (Приезд Троекурова и прием, ему оказанный, были уже известны всему околодку, и тамошние политики предвещали важные оному последствия).
А представляло оно собой местное
церковное управление из крупных духовных чинов — совет, и мелких чиновников, которыми верховодил секретарь — главная сила, которая влияла и на совет.
И я ему рукавицы дал, а он мне с колокольни старую
церковную дверь принес, на коей Петр-апостол написан, и в руке у него ключи от царства небесного.
Хороша она была и на рынке, когда стояла перед ярко-разноцветной кучей овощей, точно написанная великим мастером на белом фоне
церковной стены, — ее место было у церкви святого Якова, слева от паперти, она и умерла в трех шагах от него.
Ополченцы и те, которые были в деревне, и те, котóрые работали на батарее, побросав лопаты, побежали навстречу
церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчими. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных.
Отец ее был
церковным сторожем в селе Зяблицыне, Моршанского уезда, мать — пекла просвиры.
Для Левина, как для человека неверующего и вместе с тем уважающего верования других людей, присутствие и участие во всяких
церковных обрядах было очень тяжело.
Это, Вера Павловна, то, что на
церковном языке называется грехом против духа святого, — грехом, о котором говорится, что всякий другой грех может быть отпущен человеку, но этот — никак, никогда.
Также недурен генерал Хвалынский на всех торжественных и публичных актах, экзаменах,
церковных освященьях, собраньях и выставках; под благословение тоже подходить мастер.
Подходившие крестились, прикладывались к иконе; стали подавать, и явилось
церковное блюдо, а у блюда монах, и только к трем часам пополудни начальство догадалось, что можно народу приказать и не останавливаться толпой, а, помолившись, приложившись и пожертвовав, проходить мимо.
Выпущенный из тюрьмы Полуянов теперь занимался у Замараева в кассе. С ним опять что-то делалось — скучный такой, строгий и ни с кем ни слова. Единственным удовольствием для Полуянова было хождение по церквам. Он и с собой приносил какую-то
церковную книгу в старинном кожаном переплете, которую и читал потихоньку от свободности. О судах и законах больше не было и помину, несмотря на отчаянное приставанье Харитона Артемьича, приходившего в кассу почти каждый день, чтобы поругаться с зятем.
Ассоциации к слову «церковный»
Синонимы к слову «церковный»
Предложения со словом «церковный»
- Нам нравилось в этот день посещать церковную службу, во время которой красиво пел хор.
- Оттого, что им вовсе неизвестна история церковной жизни, а вместе с тем занятые собой, они дорожат своим.
- Прихожане, просветлённые молитвой и ангельским пением церковного хора, густой толпой выходят из храма.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «церковный»
Что (кто) бывает «церковным»
Значение слова «церковный»
ЦЕРКО́ВНЫЙ, -ая, -ое. 1. Связанный с церковью, с религией, с богослужением. Церковные книги. Церковная литература. Церковная музыка. Церковное учение. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЦЕРКОВНЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «церковный»
- Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги латино-немецкой конструкции, славяно-церковных речений и оборотов, и схоластической надутости выражения, вывел русский язык на настоящий и естественный ему путь, заговорил с обществом языком общества… заслуга великая и бессмертная!
- Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердях до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая с одной стороны высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанию непонятливейшего человека, язык, который сам по себе уже поэт и который недаром был на время позабыт нашим лучшим обществом: нужно было, чтобы выболтали мы на чужеземных наречьях всю дрянь, какая ни пристала с чужеземным образованием, чтобы все те неясные к нам вместе звуки, неточные названья вещей — дети мыслей невыяснившихся и сбивчивых, которые потемняют языки, — не посмели бы помрачить младенческой ясности нашего языка и возвратились бы к нему, уже готовые мыслить и жить своим умом, а не чужеземным. Всё это еще орудия, ещё материалы, ещё глыбы, ещё в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильнейшая речь.
- В старом славянском языке все-таки есть веские, добротные и образные слова, но необходимо различать их язык церковной догматики и проповеди от языка поэзии.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно