Цитаты из русской классики со словом «племя»
В настоящее время наиболее вероятными представляются два мнения: одно, что айно принадлежат к особой расе, населявшей некогда все восточноазиатские острова, другое же, принадлежащее нашему Шренку, что это народ палеоазиатский, издавна вытесненный монгольскими
племенами с материка Азии на его островную окраину, и что путь этого народа из Азии на острова лежал через Корею.
Мирны и тихи патриархальные первобытные обитатели и хозяева твои, кочевые башкирские
племена!
Державин, начальствуя тремя фузелерными ротами, привел в повиновение раскольничьи селения, находящиеся на берегах Иргиза, и орды
племен, кочующих между Яиком и Волгою 2.
Впрочем,
племя бушменов малочисленно; они гнездятся в землянках, вырытых среди кустов, оттого и названы бушменами (куст по-голландски буш), они и между собой живут не обществом, а посемейно, промышляют ловлей зверей, рыбы и воровством.
Вогулы — вымирающее
племя инородцев, жалкие остатки которого сохранились только в самых глухих дебрях Северного Урала.
Что за аристократы, что за демократы, что за различие пород в одном народе, в одном
племени?
Приготовлением пищи занимались женщины, а кругом бегали полуголые, как в цыганском таборе, будущие вожди
племени сиу, к которому принадлежали, как значилось в афише, эти дикие индейцы, показывавшие мне свои томагавки и лассо для ловли лошадей.
Судя по этим признакам, он причислял его к славянскому
племени…
— Для того, — закричал уже Долгов, — что это историческое призвание ее!.. Пришло время резко определяющих себя народностей: славяне, германцы, романские
племена, англосаксы. Это выдумал Наполеон III и предугадал.
— А пример других наций? Ведь у нас под носом объединились Италия и Германия, а теперь очередь за славянским
племенем.
Грустные, заунывные звуки сменялись веселыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего
племени, и попрыски табунов, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.
По соседству с головотяпами жило множество независимых
племен, но только замечательнейшие из них поименованы летописцем, а именно: моржееды, лукоеды, гущееды, клюковники, куралесы, вертячие бобы, лягушечники, лапотники, чернонёбые, долбежники, проломленные головы слепороды, губошлепы, вислоухие, кособрюхие, ряпушники, заугольники, крошевники и рукосуи.
«Интеллигенция — кочевое
племя. Хорошо, что у меня нет семьи».
Несмотря на то, этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими
племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака; на всё же остальное смотрит с презрением.
Были в романе и другие лица. Старый трапер, гроза индейцев, и гордая дочь его Эрминия, в которую был безумно влюблен вождь Черная Пантера, а также старый жрец
племени Ваякса и его дочь Зумелла, покорно и самоотверженно влюбленная в Черную Пантеру.
И смолкнул ярый крик войны:
Все русскому мечу подвластно.
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно;
Но не спасла вас наша кровь,
Ни очарованные брони,
Ни горы, ни лихие кони,
Ни дикой вольности любовь!
Подобно
племени Батыя,
Изменит прадедам Кавказ,
Забудет алчной брани глас,
Оставит стрелы боевые.
К ущельям, где гнездились вы,
Подъедет путник без боязни,
И возвестят о вашей казни
Преданья темные молвы.
Обитатели этих чусовских деревушек для этнографа представляют глубокий интерес как последние представители вымирающего
племени.
В самом простом виде дело происходило так: люди жили
племенами, семьями, родами и враждовали, насиловали, разоряли, убивали друг друга. Насилия эти происходили в малых и больших размерах: личность боролась с личностью,
племя с
племенем, семья с семьей, род с родом, народ с народом. Бòльшие, сильнейшие совокупности завладевали слабейшими, и чем больше и сильнее становилась совокупность людей, тем меньше происходило в ней внутренних насилий и тем обеспеченнее казалась продолжительность жизни совокупности.
— Сирота я горемышная… Нету у меня ни роду, ни
племени, родного батюшки-заступничка… Некому заступить за меня, сироту горемышную!
Свой собственный племенной язык знал он весьма неграмматически, как и многие в России этого
племени.
И дики тех ущелий
племена,
Им бог — свобода, их закон — война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там в колыбели песни матерей
Пугают русским именем детей;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро — добро, и кровь — за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
Национальность — сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и
племен, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповторимый духовный лик.
Как
племя иудейское,
Рассеялись помещики
По дальней чужеземщине
И по Руси родной.
«Вот какая щедрая земля в той стране! «Там жило могучее
племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.
Эта исконная тяга великорусского
племени к своей земле сказалась в старых крестьянках с какою-то болезненною силой.
Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются нелепостью; или, может, этот большой колокол без языка — гиероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет
племя, назвавшее себя славянами, как будто удивляясь, что имеет слово человеческое».
«Никого, — говорит, — у меня не осталось ни роду, ни
племени: я за сиротство и в солдаты отдан».
В некотором отдалении от престола моего толпилося бесчисленное множество народа, коего разные одежды, черты лица, осанка, вид и стан различие их
племени возвещали.
— Ты напрасно думаешь, милая Жюли, что в нашей нации один тип красоты, как в вашей. Да и у вас много блондинок. А мы, Жюли, смесь
племен, от беловолосых, как финны («Да, да, финны», заметила для себя француженка), до черных, гораздо чернее итальянцев, — это татары, монголы («Да, монголы, знаю», заметила для себя француженка), — они все дали много своей крови в нашу! У нас блондинки, которых ты ненавидишь, только один из местных типов, — самый распространенный, но не господствующий.
— Да надобно же мне знать, чьего он роду,
племени и какого отца с матерью.
Виделась ему в ней — древняя еврейка, иерусалимская госпожа, родоначальница
племени — с улыбкой горделивого презрения услышавшая в народе глухое пророчество и угрозу: «снимется венец с народа, не узнавшего посещения», «придут римляне и возьмут!» Не верила она, считая незыблемым венец, возложенный рукою Иеговы на голову Израиля.
Восстание славянских
племен — новое событие, оно вряд ли входило в расчеты Запада.
Лицо у нее резкое, суровое, увидев однажды — его запомнишь навсегда, есть что-то глубоко древнее в этом сухом лице, а если встретишь прямой и темный взгляд ее глаз — невольно вспоминаются знойные пустыни востока, Дебора [Дебора (точнее: Девора) — мифическая героиня; согласно библейской легенде, объединила разрозненные израильские
племена в Палестине и возглавила борьбу с хананеями.] и Юдифь.
Знаете ли вы, как дороги нам эти „чудеса“ и как любим и чтим, более чем братски любим и чтим мы великие
племена, населяющие ее, и все великое и прекрасное, совершенное ими?
Вот по этим-то горам в 1577 году прошел с своей разбойничьей шайкой «заворуй Ермак», а в 1595 году «Ортюшка Бабинов» проложил первую прямоезжую дорогу на Верхотурье: таким образом этот исторический порог, загораживавший славянскому
племени дорогу в Азию, потерял свое значение, и первые переселенцы могли удовлетворить своему Drang nach Osten.
О, бедное, бедное мое
племя,
племя вечных странников, проклятие лежит на тебе!
Оставьте Россию, если вы в ней разуверились, и работайте для будущего, — для будущего еще неизвестного народа, но который составится из всего человечества, без разбора
племен.
— «Послушай, Ибрагим, ты человек одинокой, без роду и
племени, чужой для всех, кроме одного меня.
Но в сущности ничего этого не было: старуха принадлежала просто-напросто к тем жалким побирушкам без семьи, роду и
племени, которые таскаются из села в село, из деревни в деревню и кормятся мирским подаянием, или, как выражаются в простонародье, «грызут окна».
— Такие люди, как Степан Горицветов, — люди вымирающего
племени. Нигде в мире нет людей настолько бесполезных, как он и подобные ему.
Первыми китайцами, появившимися в уссурийской тайге, были искатели женьшеня. Вместе с ними пришел сюда и он, Кинь Чжу. На Тадушу он заболел и остался у удэгейцев (тазов), потом женился на женщине их
племени и прожил с тазами до глубокой старости.
То он вел речь о роли кельтийского
племени в истории, то его уносило в древний мир, и он рассуждал об эгинских мраморах, напряженно толковал о жившем до Фидиаса ваятеле Онатасе, который, однако, превращался у него в Ионатана и тем на миг наводил на все его рассуждение не то библейский, не то американский колорит; то он вдруг перескакивал в политическую экономию и называл Бастиа дураком и деревяшкой,"не хуже Адама Смита и всех физиократов…"–"Физиократов! — прошептал ему вслед Бамбаев…
Известно, что из кочующих
племен в Европе цыгане и игроки никогда не ведут оседлой жизни, и потому нет ничего удивительного, что один из слушателей Бельтова через несколько дней был уже в Петербурге.
— Для нас нет наций, нет
племен, есть только товарищи, только враги.
И, позабыв столицы дальной
И блеск и шумные пиры,
В глуши Молдавии печальной
Она смиренные шатры
Племен бродящих посещала,
И между ими одичала,
И позабыла речь богов
Для скудных, странных языков,
Для песен степи, ей любезной…
Вдруг изменилось всё кругом,
И вот она в саду моем
Явилась барышней уездной,
С печальной думою в очах,
С французской книжкою в руках.
Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами, рассыпано на святой, благочестивой Руси, так несметное множество
племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли.
Но люди делятся на два
племени: одни — вечные богостроители, другие — навсегда рабы пленного стремления ко власти над первыми и надо всей землей.
Впоследствии, когда паровая тяга убила конный извоз, лихое ямщичье
племя понемногу растеряло свои буйные замашки и молодецкие обычаи, перешло к другим занятиям, распалось и разбрелось.
— Это не ответ. Ты говори толком, иродово
племя! Одолжаться я у тебя стану, что ли?
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое
племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Ассоциации к слову «племя»
Предложения со словом «племя»
- С тех пор племенная организация полностью распалась, вожди племён стали помещиками, связь между ними и народом ослабла, и народ утратил волю к независимости.
- Множество славянских племён жили в десной зоне, перемежающейся болотистыми местами, а значит, и клюквой, голубикой, брусникой, морошкой.
- Впрочем, здесь очень много пещер, весьма грубо вырытых человеком, – значит, дикие племена жили тут с изначальных времён.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «племя»
Значение слова «племя»
ПЛЕ́МЯ, пле́мени, мн. племена́, -мён, -мена́м, ср. 1. Социально-этническое объединение людей в эпоху первобытнообщинного строя, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. Кочевые племена. Первобытные племена. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПЛЕМЯ
Афоризмы русских писателей со словом «племя»
- Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!
- Что это за разряд, что это за люди? Те, которых называют поэтами, художниками. Чем они должны обладать? Способностью особенно сильно чувствовать не только свое время, но и чужое, прошлое, не только свою страну, свое племя, но и другие, чужие, не только самого себя, но и прочих…
- Пусть космополиты мечтают о будущем отдаленном слиянии всех племен и национальностей в одну человеческую семью, пусть этому суждено когда-нибудь исполнится, но до тех пор, и даже для этой самой цели — если б такова была в самом деле конечная цель людского бытия — необходимо каждому народу переработать все соки своей жизни, извлечь из нее все силы, весь смысл, все качества и дары, какими он наделен, и принести эти национальные дары в общечеловеческий капитал! Чем сильнее народ, тем богаче будет этот вклад и тем глубже и заметнее будет та черта, которую он прибавит к всемирному образу человеческого бытия.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно