Цитаты из русской классики со словом «отечество»
«Посвятив краткую, но наполненную славными деяниями жизнь свою на службу
отечеству, Александр Ильич Бибиков по всей справедливости заслужил уважение и признательность соотечественников; они не престанут воспоминать с почтением полезные обществу дела сего знаменитого мужа и благословлять его память.
— Боярин, ты предлагаешь нам пить за здравие царя русского; итак, да здравствует Владислав, законный царь русский, и да погибнут все изменники и враги
отечества!
Человек божеского жизнепонимания признает жизнь уже не в своей личности и не в совокупности личностей (в семье, роде, народе,
отечестве или государстве), а в источнике вечной, неумирающей жизни — в боге; и для исполнения воли бога жертвует и своим личным, и семейным, и общественным благом. Двигатель его жизни есть любовь. И религия его есть поклонение делом и истиной началу всего — богу.
Собрание открыл губернатор, который сказал речь дворянам, чтоб они выбирали должностных лиц не по лицеприятию, а по заслугам и для блага
отечества, и что он надеется, что Кашинское благородное дворянство, как и в прежние выборы, свято исполнит свой долг и оправдает высокое доверие Монарха.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты
отечества — то самое (на сколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главною причиной торжества России, было представлено государю и принято им, как предлог для оставления армии.
Мы, русские, вдохновлены великой и справедливой войной, но мы не пережили еще непосредственного страха за судьбу родины, у нас не было такого чувства, что
отечество в опасности.
— Известность его, кажется, была велика и на родине, но, по изречению: «не славен пророк в
отечестве своем», — там же терпел он и гонения.
Вы даже в своем
отечестве навлекли на себя политические гонения.
"До сих пор было в обычае в этой палате, — говорил Тейтч, обращаясь к рейхстагу, — что ежели кто-нибудь возвышал голос в защиту угнетенных вами населений, то ему зажимали рот и карали его, как изменника
отечеству (какому? вчерашнему или сегодняшнему?). Но изменник не тот, который проклинает неправду, а те, которых стремления к материальному преобладанию увлекают к попранию всякого права".
Не нами это прозванье придумано, а нашими прославленными предками, из которых многие легли на поле брани за веру, царя и
отечество.
— Счел долгом представиться вашему превосходительству. Питая уваженье к доблестям мужей, спасавших
отечество на бранном поле, счел долгом представиться лично вашему превосходительству.
— Это положение вдвое возвышает мужество и героизм офицерства. Защищать
отечество…
Восмибратов. Желаю здравствовать, ваше высокородие! Имени,
отечества не знаю-с…
Как русской, ты станешь драться до последней капли крови с врагами нашего
отечества, как верноподданный — умрешь, защищая своего государя; но если безоружный неприятель будет иметь нужду в твоей помощи, то кто бы он ни был, он, верно, найдет в тебе человека, для которого сострадание никогда не было чуждой добродетелью.
— Гм… да… А ведь истинному патриоту не так подобает… Покойный граф Михаил Николаевич недаром говаривал: путешествия в места не столь отдаленные не токмо не вредны, но даже не без пользы для молодых людей могут быть допускаемы, ибо они формируют характеры, обогащают умы понятиями, а сверх того разжигают в сердцах благородный пламень любви к
отечеству! Вот-с.
— К вам теперь обращаюсь, домашние, — продолжал Фома, обращаясь к Гавриле и Фалалею, появившемуся у дверей, — любите господ ваших и исполняйте волю их подобострастно и с кротостью. За это возлюбят вас и господа ваши. А вы, полковник, будьте к ним справедливы и сострадательны. Тот же человек — образ Божий, так сказать, малолетний, врученный вам, как дитя, царем и
отечеством. Велик долг, но велика и заслуга ваша!
Сей образ преподобного Сергия, древнего ревнителя о благе нашего
отечества, приносится вашему императорскому величеству.
Я знал, что отец почтет за счастие и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за
отечество.
— Матушка! кабак! кабак! Кто говорит кабак? Это храм мудрости и добродетели. Я честный человек, матушка: да или нет? Ты только изреки — честный я или нет? Обманул я, уязвил, налгал, наклеветал, насплетничал на ближнего? изрыгал хулу, злобу? Николи! — гордо произнес он, стараясь выпрямиться. — Нарушил ли присягу в верности царю и
отечеству? производил поборы, извращал смысл закона, посягал на интерес казны? Николи! Мухи не обидел, матушка: безвреден, яко червь пресмыкающийся…
— Трусов за то презирают-с, — отвечал Эйсмонд с ударением, — что трус думает и заботится только об себе, а храбрый — о государе своем и об
отечестве.
О возлюбленные наши сограждане! о истинные сыны
отечества! воззрите окрест вас и познайте заблуждение ваше.
У него не было ни семьи, ни
отечества, ни веры, ни нужды.
— Балалайкин! пощадите! ведь вы себя в измене
отечеству обличаете! — воскликнули мы в ужасе.
В недалеком будущем муравейник Агриппины Филипьевны грозил осчастливить благодарное
отечество неутомимыми деятелями на самых разнообразных поприщах.
Алтарь
отечества, христианское сострадание к ближнему, прогресс, священный долг, священная собственность, святая любовь.
— Обращено это чувство к
отечеству, к общественной пользе, к отдельной личности — оно далеко оставляет за собой все, что обыкновенно служит двигателем в нашей жизни.
Вот, вот она! вот русская граница!
Святая Русь,
Отечество! Я твой!
Чужбины прах с презреньем отряхаю
С моих одежд — пью жадно воздух новый:
Он мне родной!.. теперь твоя душа,
О мой отец, утешится, и в гробе
Опальные возрадуются кости!
Блеснул опять наследственный наш меч,
Сей славный меч, гроза Казани темной,
Сей добрый меч, слуга царей московских!
В своем пиру теперь он загуляет
За своего надёжу-государя!..
«В начале нынешнего столетия покойный император Александр I, движимый чувством просвещенного человеколюбия, положил начало важному преобразованию в нашем
отечестве.
Вопрос для нашего монастыря был важный, так как монастырь наш ничем особенно не был до тех пор знаменит: в нем не было ни мощей святых угодников, ни явленных чудотворных икон, не было даже славных преданий, связанных с нашею историей, не числилось за ним исторических подвигов и заслуг
отечеству.
Но когда я, по долгу совести, доложил о всем вышеизложенном моему всемилостивейшему императору и повелителю Сулуку I, то, к величайшему моему огорчению и удивлению, услышал от него: «Дурак! да нам именно это-то и нужно!» С тех пор мне была объявлена немилость за непонимание истинных интересов моего повелителя, а потом начались и преследования, которые разрешились изгнанием из
отечества.
Казнокрад закатывает глаза, говоря о святости собственности; кровосмеситель старается пламенеть, утверждая, что семейство — святыня; шпион рыдает, заявляя о своем сочувствии к"заблуждающимся, но искренно любящим свое
отечество молодым людям"и т. д.
Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего
отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.
Но, с другой стороны, он — не просто Непомнящий, но прежде всего гражданин страны и патриот своего
отечества.
— Они любят свое
отечество, а мы свое ненавидим.
У китайцев нет национальности, патриотизма и религии — трех начал, необходимых для непогрешительного движения государственной машины. Есть китайцы, но нации нет; в их языке нет даже слова «
отечество», как сказывал мне один наш синолог.
— Что делать. Не славен пророк в
отечестве своем! — отвечал со вздохом Петр Михайлыч.
— А! хорошее дело. Чтó ж, хотите, мой милый, послужить царю и
отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что́ ж, во фронте?
По моему мнению, и в торжественные годины, и в будни идея
отечества одинаково должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право назвать себя гражданином.
Такие речи княгини, разумеется, не нравились тогдашним либералам; но не более имела она согласия и с тогдашними консерваторами: в этих кружках тогда было большое кичение дворянскими заслугами
отечеству во время Наполеонова нашествия. Бабушка же находила, что дворянам этим никак не пристало кичиться.
Я почтительно кланяюсь и, опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое
отечество, и желал бы умереть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном — позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St — Jérôme’а.
«Я люблю мое
отечество, как Петр Великий научил меня любить его».
Ни Калугин с своей блестящей храбростью (bravoure de gentilhomme) и тщеславием, двигателем всех поступков, ни Праскухин пустой, безвредный человек, хотя и павший на брани за веру, престол и
отечество, ни Михайлов с своей робостью и ограниченным взглядом, ни Пест, — ребенок без твердых убеждений и правил, не могут быть ни злодеями, ни героями повести.
Все мы пришли сюда на смертный бой с неприятелями и за веру, царя и
отечество готовы пожертвовать жизнью своей.
Как перед богом, так и перед вашим сиятельством объясняюсь, что ни я, ни товарищи мои не подали к тому ни малейшего повода, потому что мы шли, разговаривая тихим манером, как приличествует мирным гражданам, любящим свое
отечество…
— Что я не русский, что мне не суждено жить в России, что тебе придется разорвать все твои связи с
отечеством, с родными?
Но чтобы космополитом окончательным сделаться и восторгаться тем, как разные западные господа придут и будут душить и губить мое
отечество, это… извините!..
Кто с пользою
отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится;
А кто полезным быть способности лишён,
Чужая сторона тому всегда приятна:
Не бывши гражданин, там мене презрен он,
И никому его там праздность не досадна.
— Нам известно, что на наше прекрасное
отечество обращен таинственный index [перст (лат.).] как на страну, наиболее способную к исполнению великой задачи.
— Ничего, ничего, брат… — продолжал о. Христофор. — Бога призывай… Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, богу угодные. Как сказано в молитве? Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и
отечеству на пользу… Так-то.
— Ах, это то же самое-с, я думаю, что отравляет нынче спокойствие многих и многих людей в нашем
отечестве…
Ассоциации к слову «отечество»
Синонимы к слову «отечество»
Синонимы к слову «Отечество»
Предложения со словом «отечество»
- – Коль решаешься стать защитником отечества, надобно постоянно помнить, что честь превыше всего.
- Ведь дворянство создавалось с целью защиты отечества, а не с целью прожигания жизни.
- Не было ни одного погибшего поколения, но была утрата лучших сынов отечества, из-за чего и стала возможна ельцинская контрреволюция…
- (все предложения)
Сочетаемость слова «отечество»
Значение слова «отечество»
ОТЕ́ЧЕСТВО, -а, ср. 1. Высок. Страна, где родился человек и гражданином которой является. И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое 678 отечество, республику мою! Маяковский, Хорошо. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОТЕЧЕСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «отечество»
Дополнительно