Цитаты из русской классики со словом «гностик»
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Штейнер же не ученый, а мистик и
гностик, связанный с оккультным преданием.
У
гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна, космические силы господствуют над духом человека, освобожденным христианством.
Вне этого момента не рождаются к религии: вероятно, вполне возможно быть философом, богословом, мистиком,
гностиком, оккультистом, но при этом… не верить в Бога, не пережив этой свободной отдачи себя.
В новой мистике должен быть силен профетически-мессианский элемент, и в ней должен раскрыться подлинный гнозис, который не будет заключать в себе космического прельщения старых
гностиков.
Некоторые из сектантов были настоящими народными
гностиками и развивали целые гностические системы.
Платон, стоики,
гностики, Лютер, Я. Бёме, Паскаль, Фихте, Ницше, Киркегардт, Достоевский были этически ориентированными мыслителями, их мучила проблема зла.
— Тебе охота знать, верую ли я в бога? Верую. Но — в того, которого в древности звали Пропатор, Проарх, Эон, — ты с
гностиками знаком?
А. Белый говорит в своих воспоминаниях: «Символ „жены“ стал зарею для нас (соединением неба с землею), сплетаясь с учением
гностиков о конкретной премудрости с именем новой музы, сливающей мистику с жизнью» [Воспоминания А. Белого об А. Блоке, напечатанные в четырех томах «Эпопеи», — первоклассный материал для характеристики атмосферы ренессансной эпохи, но фактически в нем много неточного.].
Достоевский хотел познать зло, и в этом он был
гностиком.
Имя людям сим
гностики, и я вам предложу книжку о них — весьма интересный и красноречивый труд.
Недурно изложена борьба внутри христианства духа иудаистического с гностицизмом, с большим сочувствием к
гностикам.].
Чудесного нет для настоящего
гностика и теософа, для посвященного в эзотерическое знание.
Это воззрение было распространенным среди некоторых
гностиков, насколько можно судить по сохранившемуся свидетельству гностического Евангелия Египтян.
Любой бытовик-христианин, искренно верующий и не лишенный религиозного опыта, священник или мирянин, скажет, что в христианстве нет ничего мистического, что мистика в христианстве всегда была знаком болезненности или еретичества, что мистиками были
гностики и сектанты, а церковь — против мистики.
Гегель был последним великим
гностиком; он обоготворил философию, превратил ее в религию.
Серафим, суть теурги в самом подлинном смысле [В теософской литературе существует стремление подменить теургию магией и представить теурга лишь как могущественного мага, «
гностика», на том только основании, что внешний образ его действий естественно сближается с магическим.
Но то были индивидуальные предчувствия христианских
гностиков.
Маркион и
гностики не понимали свободы и на этом основывали свое ошибочное мнение о творении мира злым Богом-Демиургом.
«Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ио. 20:29) — эти слова Господа Фоме не могут достигнуть слуха
гностиков; для них это не блаженство, а в лучшем случае детское состояние, низший духовный ранг, «вера угольщика».
Только святой — истинный
гностик и истинный поэт.
Гностики первых веков христианской эры были могучими умами, с творческой фантазией, среди них были такие гении, как Валентин.
И вместе с тем
гностики крайние спиритуалисты.
Старые
гностики — все же рационалисты, хотя и с богатой, творческой фантазией, не могли постигнуть тайны преосуществления, которое распространяется и на весь материальный мир.
С религиозными реальностями
гностики были разобщены, так как не принимали их иррационально.
Но много было святых, совсем бедных дарами познания и красоты, совсем не
гностиков и не поэтов.
Даже старые
гностики не в силах были совладать с тайной свободы и вынуждены были ее отвергнуть.
Это, конечно, совсем не относится к Плотину, который не любил
гностиков.
По теме зла мне были родственны Маркион и
гностики, Достоевский и Кирхегардт, которого, впрочем, я узнал очень поздно.
Идеальный тип
гностика есть тип учителя, мудрого.
По вопросу о зле больше можно найти у манихейцев и
гностиков; у них была проблема зла, а не только греха.
Вл. Соловьев очень хорошо сказал, что для
гностиков мировой процесс протекал без прибыли, все оставалось в прежнем состоянии, преображение не достигалось.
Но само мучение Маркиона и
гностиков было мучением высокого порядка.
Можно не соглашаться с взглядами Маркиона, [См. лучшую из книг Гарнака «Marcion».]
гностиков, манихеев, но нельзя не отнестись с уважением к тому, что их так мучила проблема зла.
Эта тема была мучительна для Маркиона, для
гностиков, для манихейцев.
Достоевский был в каком-то особенном смысле
гностиком.
Таков был Маркион, некоторые
гностики, манихеи, таков Я. Бёме, Достоевский.
Даже Шеллинг был слишком рациональным
гностиком.
(Плотин даже оспаривает эту мысль против якобы христианских
гностиков.)
Ассоциации к слову «гностика»
Синонимы к слову «гностик»
Предложения со словом «гностик»
- Различные секты гностиков, которые служители церкви обвиняли в ереси, в определённой мере являлись тайными обществами, поскольку они не распространяли свои учения в открытую и публично.
- Сомневаюсь, чтобы у гностиков могли сложиться какие-либо психологические концепции.
- Вряд ли в новозаветный период была какая-то организованная группа гностиков.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «гностик»
Дополнительно