Цитаты из русской классики со словом «всеединство»
Религиозная тема. Религиозный характер русской философии. Разница между богословием и религиозной философией. Критика западного рационализма. Философские идеи Киреевского и Хомякова. Идея соборности. Владимир Соловьев. Эротика. Интуиция
всеединства. Бытие и сущее. Идея богочеловечества. Учение о Софии. «Смысл любви». Религиозная философия Достоевского и Л. Толстого. Русская религиозная мысль в духовных академиях. Архиепископ Иннокентий. Несмелов. Тареев.
Экзистенциальный центр церкви и соборного сознания находится в каждой личности и в личности Христа, именно в богочеловеческой личности Христа, но не в каком-то коллективе, не в каком-то организме, воплощающем
всеединство.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали, что лишь религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в гнозисе достижим универсальный синтез,
всеединство, так как свободнее были от рационализма.
Человечество есть некоторое положительное
всеединство, и оно превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угашало и упраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных.
Сверх того, — и это самое главное, — буддийское ничто, небытие, нирвана,
всеединство безразличия (tat twam asi — это есть ты [Формула выражения единства субъекта и объекта в индийской философии (Чхандогья-Упанишада, VI, 12).
Это был разрыв с онтологической традицией Парменида, Платона, Аристотеля, Фомы Аквината, многих течений новой философии вплоть до Вл. Соловьева с его учением о
всеединстве.
Это нисколько не противоречит вселенскому характеру христианства, так как
всеединство христианское есть конкретное, а не абстрактное
всеединство.
Души их высоко возносятся над тем, что развертывается перед ними, охватываются огненным ощущением какого-то огромного
всеединства, где всякое явление, всякая радость и боль кажутся только мимолетным сном.
Личность восстает против миропорядка, против бытия как царства общего, и в восстании она соединяется с Богом как личностью, а совсем не с
всеединством, не с отвлеченным бытием.
Идея
всеединства, соблазняющая философский разум, есть абстрактная идея о Боге, она есть порождение объективирующей мысли.
Он принадлежит к числу людей, внутренно раздвоенных, но он стремился к целостности, к сущему, к
всеединству, к конкретному знанию.
Божество есть абсолютное, полное бытие, сущий субъект всякого бытия, положительное
всеединство; вне Божества нельзя мыслить никакого бытия, в Нем пребывает идеальный космос, в космосе этом осуществлено совершенное бытие всех и всего.
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии
всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие существует в ничто и сопряжено с небытием, относительно по самой своей природе, и идея абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
Всем может быть только религия, а не философия, только религиозно достижим универсальный синтез и
всеединство.
«Отвлеченным началам» он противопоставляет принцип «положительного
всеединства» (см.: Соловьев В. С. Соч.
И наоборот, если принять, что Абсолютное, полагая в себе относительное, или бытие, становится «Отцом всяческих», то и ничто, не-сущая основа творения, становится Матернею, меоном, содержащим в себе все, потенциальным
всеединством мира.
Тайна соединения Единого и множественного, универсального и сингулярного в личности Христа совсем невыразима в той формуле, что Христос есть
всеединство.
София, как
всеединство (εν και πάν), девство твари, содержит в себе все в высшем слиянии и единстве.
Мир имеет высшую основу в царстве идей, или Софии, в которой согласно существует единое и многое, индивидуальное и общее, одно и все в положительном
всеединстве.
Очень интересно, что за этим универсализмом, за этой устремленностью к
всеединству скрыт момент эротический и экстатический, скрыта влюбленность в красоту божественного космоса, которому он даст имя Софии.
Бог на стороне личности, а не миропорядка и
всеединства.
Соловьева центральной, вся его философия, в известном смысле, есть философия истории, учение о путях человечества к богочеловечеству, к
всеединству, к Царству Божьему.
Всеединство мыслится не абстрактно, а конкретно, с внесением в него всех индивидуальных ступеней.
Свобода Бога имеет основу лишь в Его неразрушимом
всеединстве».
Объединение человечества, его развитие к
всеединству совершается через мучительное, болезненное образование и борьбу национальных индивидуальностей и культур.
Преодоление противоположности между Единым и множественным нельзя мыслить, как
всеединство.
Идея
всеединства, мировой гармонии совсем не христианская идея.
У него было видение целостности,
всеединства мира, божественного космоса, в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлеченного и самоутверждающегося.
Тварь есть
всеединство, в котором все осуществляет себя чрез множественность, причем единство для нее есть задача или норма.
В его первичную интуицию духовного
всеединства мира входит и осуществление социальной правды, создание совершенного общества.
Разумеется, философия неизбежно стремится при этом к абсолютному, к
всеединству, или к Божеству, насколько оно раскрывается в мышлении; в конце концов и она имеет своей единственной и универсальной проблемой — Бога, и только Бога, она тоже есть богословие, точнее — богоискание, богоисследование, богомышление.
Среда ничто дифференцирует
всеединство во множественность, поэтому каждое отдельное что находит себя охваченным другими что, на которые распадается все, — иначе сказать, оно находит все как внешнюю для себя границу или принудительную данность, которая противостоит, является объектом для преодоления.
Но в Софии нет никакого не, а есть только да всему, нет небытия, которое есть грань обособляющегося, своенравного, индивидуального бытия, разрывающего положительное
всеединство.
Но во всех видах оно имеет одну сущность: отторженность от
всеединства, внесофийность, или антисофийность, самость, себялюбие, заключение себя в невидимую, но непроницаемую оболочку ничто.
Так как ей принадлежит положительное
всеединство, то ею обосновывается вся связность бытия, установляющая не механическое чередование, но внутреннее последование событий, иначе говоря, объективное время, ибо время не есть голое чередование, вытеснение прошлого настоящим, клочкообразная разорванность бытия.
Он, подобно Вл. Соловьеву, хочет создать философию
всеединства.
Воссоединение этих начал с подчинением их высшему божественному началу есть достижение
всеединства.
Бог, как
всеединство, есть Бог детерминизма, он исключает свободу.
Бог не есть
всеединство, как учил Вл. Соловьёв, как учили многие религиозные философы.
Вл. Соловьев одно время слишком верил, что интеллектуальная концепция свободной теософии и свободной теократии может очень способствовать достижению конкретного
всеединства.
Соловьев породил недоразумение, дав повод думать, что возможен философский универсальный синтез, философское достижение
всеединства.
Идея
всеединства есть лишь другая форма идеи абсолютного и подлежит той же критике.
Этот Бог, в свободе Которого содержится возможность в себе сущее Своего существа положить как противоположность, как отдельно от себя сущее и вне себя сущее, этот Бог есть полный Бог, Бог во всем
всеединстве, не только в себе сущий, ибо этот был бы не свободен для себя.
Даже философы, учащие о Боге, как
всеединстве, не свободны от рабского поклонения, хотя им кажется, что они свободны от рабства.
Достижение
всеединства, социального и космического, носит у него интеллектуальный характер.
Уже в XX в. от богатой, разнообразной, часто противоречивой мысли Вл. Соловьева пошли разные течения — религиозная философия С. Булгакова и кн. Е. Трубецкого, философия
всеединства С. Франка, символизм А. Блока, А. Белого, Вяч.
Философия не может претендовать быть всем, не достигает
всеединства, как утверждал Гегель, она всегда остается частной и органически (не механически) подчиненной сферой.
Интуиция
всеединства делает Вл. Соловьева универсалистом по своей основной направленности.
Человек с трудом вмещает одновременно полноту, но не в силах привести к гармонии и
всеединству заключенные в нем начала, которые могут казаться противоположными и взаимоисключающими.
Человек в своей причастности Человеку Небесному объемлет в себе все в положительном
всеединстве. Он есть организованное все или всеорганизм.
Синонимы к слову «всеединство»
Предложения со словом «всеединство»
- Если с учётом сказанного взглянуть на философию всеединства, окажется достаточно понятен её парадоксальный характер.
- Онтологическая версия романа о происхождении человека, как и проблема космогенеза, опирается на старую идею всеединства.
- Ясно, что в этой последней полнее и совершеннее, нежели в двух первых, осуществляется идея положительного всеединства.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «всеединство»
Каким бывает «всеединство»
Значение слова «всеединство»
Дополнительно