Цитаты из русской классики со словом «буддизм»
В числе этих вер предполагаются
Буддизм, Брамаизм, Конфуцианство, Таосизм и Христианство.
Но он был ближе к
буддизму и к стоицизму, чем к христианству.
В истории дохристианской духовности наибольший интерес представляют ответы
буддизма, стоицизма, орфизма и неоплатонизма на вопрошание о зле.
Иоганном Мартином Шлейером (1831–1912).] (в действительности же под маской религиозного эсперанто, ведущего пропаганду
буддизма и вообще индуизма на европейско-христианской почве, однако предпочитающего, вместо открытого выступления и прямой борьбы с христианством, обходную тактику его ассимиляции и нейтрализации).
Буддизм видит в страдании сущность бытия и лишь в освобождении от бытия, в небытии, нирване видит спасение от страдания.
У меня всегда была большая чуткость ко всем направлениям и системам мысли, особенно к тоталитарным, способность вживаться в них. Я с большой чуткостью мог вжиться в толстовство,
буддизм, кантианство, марксизм, ницшеанство, штейнерианство, томизм, германскую мистику, религиозную ортодоксию, экзистенциальную философию, но я ни с чем не мог слиться и оставался самим собой.
Христианство это водворено протестантами или пробравшимися с востока несторианами и смешалось с
буддизмом.
Отвращение к себе и к жизни, влечение в «Ничто» одолевается не силою представления, как, по мнению Ницше, в индийском
буддизме, и не силою красоты, как, по его же мнению, в эллинской трагедии.
Но в русском непротивленстве есть опасный, расслабляющий уклон, уклон от христианства к
буддизму.
Сострадание целиком было отнесено к
буддизму и вытеснено из христианства.
Недопустимо относить жалость и сострадание исключительно к
буддизму, они глубоко присущи христианству.
Странно и страшно сказать, но христианской Европе христианство кажется более чуждым и менее приемлемым для современного разума, чем
буддизм.
— Истина
буддизма в аксиоме: всякое существование есть страдание, но в страдание оно обращается благодаря желанию. Непрерывный рост страданий благодаря росту желаний и, наконец, смерть — убеждают человека в иллюзорности его стремления достигнуть личного блага.
Витязь с золотой доски снова поступил на военную службу и уже успел прочесть лекцию офицерам своего полка"о
буддизме"или"динамизме", что-то в этом роде…
Его религиозная философия некоторыми своими сторонами ближе к
буддизму, чем к христианству.
Известно, что народный, экзотерический [Эксотерическое (экзотерическое) учение — явное, открытое для всех (в отличие от эзотерического — тайного, для посвященных).]
буддизм, которому, собственно, и обязана эта религия обширностью своего распространения, отнюдь не ограничивается одной «нетовщиной», но содержит в себе элементы конкретного политеизма, даже фетишизма.
Сколь знаменательно появление Эккегарта еще в католическую эпоху германской истории, но уже на пороге нового времени, накануне реформации, как прообраз, предуказующий какую-то фатальную обреченность германского гения к извращению христианства в сторону религиозного монизма, пантеизма,
буддизма, неоплатонизма, имманентизма!
Одна и та же привилегированная, древняя религия синто, или поклонение небесным духам, как и в Китае, далее
буддизм.
Однако я слышу обычное в таких случаях возражение: возможна и существует атеистическая религия [Термин Э. Геккеля, употребленный им в его популярной книге «Мировые загадки».], утверждающая своей основой не Бога, но небытие, ничто, и религия эта имеет мировое значение, считает сотни миллионов последователей: это —
буддизм.
Стоицизм возник в совершенно ином мире, чем
буддизм.
Трудно уверенно судить о
буддизме, столь далеком и чуждом христианскому миру, и во всяком случае нужно отличать религиозную практику от богословской спекуляции.
Ему приходилось преодолевать в себе тяжесть земли, свою теллурическую природу, и он проповедовал духовную религию, близкую к
буддизму.
Это определение как будто теряет свою силу тогда, когда атеизм отрицает существование бога и вместе с тем, как
буддизм, остается чрезвычайно интенсивной религией; но нетрудно распознать, что эта видимость проистекает лишь из предвзятого реалистического взгляда на существо божие, которое не подходит к буддийскому абсолютному иллюзионизму.
Другие же развивались вне видимого его влияния и по отношению к нему недостаточно самоопределились, хотя естественно предполагать и в их отношении к христианству наличность соперничества и враждебного от него отталкивания, — браманизм,
буддизм, конфуцианство и др.
Нирвана (букв.: угасание) — санскритское слово, означающее в
буддизме состояние полного покоя, блаженства и свободы, которого можно достичь при жизни (будда), но полностью — лишь после смерти.].
Очень спорно, можно ли назвать
буддизм атеистической религией.
В конце концов получается система всеобщего, универсального тожества [A. Drews различает (в «Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes», 1906) два типа религии: Kausalitätsreligion, к которой он относит религию иудеохристианского типа, и Identitätsreligion108 — религии имманентного типа, как-то:
буддизм и измышляемая им самим религия конкретного монизма.
Таким образом,
буддизм есть атеизм не в том смысле, чтобы он отрицал бога, т. е. предмет религиозного отношения, но только в том, что он ничто, и privativum, делает богом.
Христианство требует не освобождения от плоти, подобно
буддизму, а господства над плотью.
Стоицизм и
буддизм — высокие типы нехристианских нравственных учений — боятся страдания и учат, как избежать страдания, как стать к нему нечувствительным, как достигнуть бесстрастия.
Буддизм боится страдания и отказывается от бытия, от человеческой личности, чтобы избавиться от страдания.
И в
буддизме ничто есть 1) абсолютное основание мира, именно положительная причина полагающей мир иллюзии, 2) абсолютное существо (хотя и ничто), которое лежит в основе феноменального мира, 3) абсолютная цель мира, к которой стремится мировой процесс и в котором он находит абсолютное искупление и 4) носитель и источник религиозно-нравственного миропорядка, который представляет единственно истинное и постоянное в иллюзии и лишь который делает иллюзорный мировой процесс действительным процессом спасения.
Но и
буддизм и стоицизм интересны тем, что они поняли, что жизнь есть страдание,
буддизм — прямо, стоицизм — косвенно.
В
буддизме это принимает радикальные формы отказа от бытия.
Перед Европой и перед Россией будут поставлены с небывалыми остротой и конкретностью не только внешние, но и внутренние духовные вопросы о Турции и панславизме, о Палестине, об Египте, об Индии и
буддизме, о Китае и панмонголизме.
Но
буддизм знает лишь сострадание и не знает любви.
Буддизм же отказывается от утверждения человеческой личности.
Для
буддизма, в сущности, существует только физическое, а не нравственное зло.
Буддизм есть по-своему великое учение о спасении от мук и страдания без Спасителя.
Отсюда вытекает иное отношение к состраданию, чем в
буддизме.
Буддизм есть предельное выражение аскетической метафизики.
Буддизм признает сострадание, но отрицает любовь, ибо сострадание может быть путем избавления от муки бытия, любовь же утверждает бытие и, следовательно, муку, любовь умножает скорбь и страдания.
Исключительная религия сострадания, боящаяся всякой боли и страдания, как, например,
буддизм, есть религия бездвижности, покоя.
Если
буддизм пессимистичен, то стоицизм своеобразно сочетает пессимистическое, горькое чувство жизни с крайним космическим оптимизмом.
В этом к
буддизму близки Шопенгауэр и Л. Толстой, у которого тоже духовность носит имперсоналистический характер.
В своей критике, в которой было много правды, он зашел так далеко, что начал отрицать самые первоосновы христианства и пришел к религии более близкой к
буддизму.
Буддизм познает бытие как страдание.
Все подобные настроения ярко концентрируются в так называемом орфизме — тайном учении, возникшем или, вероятнее, только вышедшем на поверхность эллинской жизни в VI веке до Р. X., — как раз в то время, когда в Индии возникал
буддизм.
Буддизм этого мужества не имеет и потому отказывается от бытия, бежит в небытие.
«Это
буддизм, нирвана», говорят они, и им кажется, что этими словами они опровергли всё то, что признавалось и признается миллиардами людей и что каждый из нас в глубине души знает очень хорошо, — именно, что жизнь для целей личности губительна и бессмысленна, и что если есть какой-нибудь выход из этой губительности и бессмысленности, то выход этот несомненно ведет через отречение от блага личности.
Предложения со словом «буддизм»
- В каждой традиции тибетского буддизма есть свои великие имена.
- Хорошей иллюстрацией к вышенаписанному может служить распространение буддизма.
- Высшим властям импонировало учение буддизма, согласно которому их положение основывалось на высшей добродетели в предшествовавших жизнях.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «буддизм»
Значение слова «буддизм»
БУДДИ́ЗМ, -а, м. Религия, возникшая в конце 6 в. до н. э. в Северной Индии и распространившаяся в Тибете, Монголии, Индокитае, Китае, Бирме, Японии и некоторых других странах Востока. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова БУДДИЗМ
Дополнительно