Цитаты из русской классики со словом «эмпиризм»
Эта тенденция отнюдь не нова, она свойственна феноменализму,
эмпиризму, позитивизму, имманентному монизму, материализму, свойственна Ницше и современным экзистенциалистам и мн. др.
В рационализме Декарта, в
эмпиризме Юма и критицизме Канта рефлексия и сомнение возведены в ранг добродетелей философского познания.
Так, в теории познания
эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное познание свободной теософии.
Для конкретного идеализма критицизм есть такое же рационалистическое направление, как и
эмпиризм, как и старый рационализм.
Это эмпирическое чувство реальности, опирающееся на интуицию, иногда называется верой или же «мистическим
эмпиризмом» [У Лосского в «Обосновании интуитивизма».
Логический универсализм обыкновенно защищают, чтобы спасти возможность знания, которое подрывается крайним номинализмом и
эмпиризмом.
Этика основана на опыте, на испытании, понимая под опытом не то, конечно, что понимает под ним рационалистический
эмпиризм, а полноту духовной жизни.
«Вы говорите, — писал недавно умерший знаменитый французский хирург Пэан, — вы говорите, что к людям можно применять только те средства, которые были предварительно испытаны на людях; но ведь это — положение, опровергающее само себя; если бы, к своему несчастию, медицина вздумала следовать ему, то она осудила бы себя на самый прямолинейный
эмпиризм, на самую догматическую традицию.
— Возвратятся, но уже не к нему, а скорее к английскому
эмпиризму…
Жизнь остановилась, охваченная со всех сторон безнадежнейшим
эмпиризмом; источники воочию иссякали под игом расточительности и хищничества; стихии бесконтрольно господствовали над трудом и жизнью человека, а Митрофан ничего не замечал, ни перед чем не останавливался и упорно отстаивал убеждение, что табель о рангах даст все: и славу, и богатство, и решительный голос в деле устройства судеб человечества.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии — рационализму,
эмпиризму и критицизму; он признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
Критицизму, совершенно упразднившему бытие, достигшему формалистической пустоты в гносеологическом самопогружении в субъект,
эмпиризму, ограничившему опыт и вытравившему из него все живое, придется с Лосским более считаться, чем с Вл.
Эта истина утеряна позитивизмом, критицизмом,
эмпиризмом, рационализмом.
Опытное происхождение догмата, своего рода религиозный
эмпиризм, делая догмат неуязвимым для критики рассудочного познания, в то же время ведет к тому, что его выражение в понятиях порождает противоречия и нелепицы с точки зрения рассудочного мышления.
Европейская мысль перешла от отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и
эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие.
Критицизм и
эмпиризм — лишь разновидности рационализма, так как и их исходной точкой является отделение субъекта от объекта, отрывание мышления от бытия, анализ элементов сознания, субъекта, мышления, вырванных из живого целого, из непосредственного бытия.
Мы познаем абсолютную действительность, лишь приобщаясь к Абсолютному Разуму, преодолевая оторванность, которая отражается в индивидуалистическом
эмпиризме и рационализме.
Джемс, как и Лосский, борется за расширение сферы опыта, преодолевает рационализм эмпирический во имя
эмпиризма подлинного, не фальсифицированного и не конструированного.
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть
эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты
эмпиризма и рационализма, является такой же формой рационализма, как и традиционный
эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
Новая теория восприятия и суждения, новое истолкование механизма познания в духе мистического
эмпиризма представляют старое знание в новом освещении.
Отвергнув индивидуалистический
эмпиризм и старый рационализм, который видел в механизме познания копировальную машину, Лосский должен неизбежно прийти к утверждению универсальной чувственности и универсального Разума.
Для мистического
эмпиризма не существует никакого различия между всеобщим априоризмом и всеобщим апостериоризмом, так как априорная твердость заключена в самом бытии и в нас входит.
Лосский возвращается к средневековому реализму, утверждает реальность общего, и это вполне последовательный вывод его мистического
эмпиризма.
Правда, и критицизм, и
эмпиризм много говорят об «опыте»,
эмпиризм даже исключительно ссылается на опыт, но опыт этот подозрителен своей рациональностью, своей ограниченностью, своей мертвенностью.
Очевидно, в механизме восприятия есть какой-то дефект, который мучил всех философов и отражался в ошибках рационализма,
эмпиризма и критицизма.
Эмпиризм и позитивизм делают основой философствования частные и низшие сферы ощущений и внешнего опыта, дробя дух человека.
Существует много гносеологических учений, но можно установить три основных типа:
эмпиризм, рационализм, критицизм.
И остается непонятным, в чем же корень недоразумения и эмпирического мира, в чем грех отвлеченного
эмпиризма, в чем дефект «опыта» обыденного, ограниченного и неполного?
Очень сильна у Лосского критика индивидуалистического
эмпиризма (что и есть позитивизм), сводящего весь опыт к состояниям замкнутого я.
Поразительно, что так мало обращают внимания на рационализм
эмпиризма, на фальсификацию опыта у эмпириков.
Замечательная книга Лосского отражает тот глубокий кризис всей новейшей философии, новейшего критицизма и
эмпиризма, после которого оказывается внутренне неизбежным переход к сознательному мистицизму.
Однако в конце он говорит: «Наш мистический
эмпиризм особенно подчеркивает органическое, живое единство мира, а потому на почве нашей теории знания должна вырасти онтология, близкая по содержанию к онтологии древних или новейших рационалистов».
Эмпиризм есть бессознательная и потому низшая форма рационализма, он имеет дело не с первичным и живым опытом, а с вторичным и рационализированным; твердость знания у
эмпиризма есть твердость рационализма, контрабандным образом проведенного.
Я не буду специально останавливаться на оригинальной, хотя несколько парадоксальной теории суждения Лосского, но отмечу один общефилософский вывод его мистического
эмпиризма.
Можно, конечно, эту интуицию называть и верой, и «мистическим
эмпиризмом», но при этом все-таки не надо забывать основного различия, существующего между этой интуицией и религиозной верой: такая интуиция вполне остается в пределах эмпирически данной действительности, области «мира сего».
Новейший же
эмпиризм в духе Авенариуса, Маха и др. опять принимает бессознательно рационалистическую форму.
Главная задача Лосского — показать непосредственность восприятия внешнего мира, мира не-я, что он и называет мистическим
эмпиризмом.
Эмпиризм — одно из самых могущественных направлений в теории знания, и власть его особенно сильна в положительной науке.
Так, напр., русский философ Лосский оригинально защищает мистический
эмпиризм, который берет опыт нерационализированно и расширяет до бесконечности сферу возможностей.
Ведь слишком ясно, что
эмпиризм признает только опыт в рациональных пределах, к опыту же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Между тем, строго говоря, между религиозной верой и «мистическим
эмпиризмом» столь же мало общего, как и вообще между верой и познанием, в составе коего интуиция есть, действительно, совершенно неустранимый элемент.
[У Липпса мы встречаем уже иной тип
эмпиризма, не рационалистический и не позитивистический; он как бы признает опыт самой «жизни», а не только опыт «знания».
Эмпиризм Лосского не есть позитивизм, т. е. не есть
эмпиризм ограниченный, замыкающий горизонты, как то фатально оказывается у обычного
эмпиризма.
Эмпиризм видит источник и оправдание знания в опыте, в опыте же ищет и гарантий твердости знания.
Поэтому совершенно несправедлива такая характеристика веры, согласно которой ее ограничивают только экзистенциальным суждением, как это делают некоторые гносеологи, представители «мистического
эмпиризма».
«Благодаря мистическому направлению,
эмпиризм освобождается от необходимости конструировать весь неисчерпаемо богатый мир из немногочисленных, бедных по содержанию элементов чувственного опыта.
Так,
эмпиризм сам по себе есть заблуждение, но в нем есть частичная истина, которая должна войти в теорию познания более высшего типа.
В этом
эмпиризме окончательно утрачен «идеал живого знания».
Индивидуалистический
эмпиризм полагает, что весь опыт есть мое субъективное состояние, в то время как универсальный
эмпиризм Лосского видит в опыте саму живую действительность в ее необъятности.
Синонимы к слову «эмпиризм»
Предложения со словом «эмпиризм»
- Необходимо признать, что логический эмпиризм являлся идеологией науки.
- Что же касается вечного и неизменного атмана, Сиддхартха придерживался позиции, которую мы бы назвали радикальным эмпиризмом.
- Это только непосвящённому или с точки зрения ползучего эмпиризма кажется, что сказители, писатели, поэты, художники, композиторы черпают свои образы и вдохновение из ничего, просто фантазируют.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эмпиризм»
Значение слова «эмпиризм»
ЭМПИРИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭМПИРИЗМ
Дополнительно