Цитаты со словом «эмпиризм»
Существует много гносеологических учений, но можно установить три основных типа:
эмпиризм, рационализм, критицизм.
Эмпиризм — одно из самых могущественных направлений в теории знания, и власть его особенно сильна в положительной науке.
Эмпиризм видит источник и оправдание знания в опыте, в опыте же ищет и гарантий твердости знания.
Что в
эмпиризме заключена огромная и неопровержимая часть истины, об этом почти не может быть спора.
Поразительно, что так мало обращают внимания на рационализм
эмпиризма, на фальсификацию опыта у эмпириков.
Ведь слишком ясно, что
эмпиризм признает только опыт в рациональных пределах, к опыту же не рациональному он относится отрицательно, как к мистике.
Новейший же
эмпиризм в духе Авенариуса, Маха и др. опять принимает бессознательно рационалистическую форму.
Эмпиризм есть бессознательная и потому низшая форма рационализма, он имеет дело не с первичным и живым опытом, а с вторичным и рационализированным; твердость знания у эмпиризма есть твердость рационализма, контрабандным образом проведенного.
Так, напр., русский философ Лосский оригинально защищает мистический
эмпиризм, который берет опыт нерационализированно и расширяет до бесконечности сферу возможностей.
Эмпиризм Лосского не есть позитивизм, т. е. не есть эмпиризм ограниченный, замыкающий горизонты, как то фатально оказывается у обычного эмпиризма.
Джемс, как и Лосский, борется за расширение сферы опыта, преодолевает рационализм эмпирический во имя
эмпиризма подлинного, не фальсифицированного и не конструированного.
[У Липпса мы встречаем уже иной тип
эмпиризма, не рационалистический и не позитивистический; он как бы признает опыт самой «жизни», а не только опыт «знания».
Даже у эмпириокритициста Корнелиуса есть попытка вырваться из удушливой атмосферы рационалистического
эмпиризма.]
Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть
эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни знания; оно неизбежно разлагается на рационализм и мистицизм в зависимости от того, принимает ли ограниченный, вторичный и рационально-конструированный опыт или неограниченный, первичный и живой опыт.
Критицизм, который претендует преодолеть дефекты
эмпиризма и рационализма, является такой же формой рационализма, как и традиционный эмпиризм, так как оперирует с рационализированным сознанием и рационализированным опытом.
Европейская мысль перешла от отвлеченного рационализма Гегеля к материализму и
эмпиризму, искала в «опыте» утерянное живое бытие.
Для конкретного идеализма критицизм есть такое же рационалистическое направление, как и
эмпиризм, как и старый рационализм.
Эта истина утеряна позитивизмом, критицизмом,
эмпиризмом, рационализмом.
Замечательная книга Лосского отражает тот глубокий кризис всей новейшей философии, новейшего критицизма и
эмпиризма, после которого оказывается внутренне неизбежным переход к сознательному мистицизму.
Критицизму, совершенно упразднившему бытие, достигшему формалистической пустоты в гносеологическом самопогружении в субъект,
эмпиризму, ограничившему опыт и вытравившему из него все живое, придется с Лосским более считаться, чем с Вл.
Критицизм и
эмпиризм — лишь разновидности рационализма, так как и их исходной точкой является отделение субъекта от объекта, отрывание мышления от бытия, анализ элементов сознания, субъекта, мышления, вырванных из живого целого, из непосредственного бытия.
Правда, и критицизм, и
эмпиризм много говорят об «опыте», эмпиризм даже исключительно ссылается на опыт, но опыт этот подозрителен своей рациональностью, своей ограниченностью, своей мертвенностью.
Гносеологический реализм одинаково противоположен трем основным направлениям гносеологии — рационализму,
эмпиризму и критицизму; он признает частную истинность всех трех направлений, но сам становится сознательно мистическим.
Очень сильна у Лосского критика индивидуалистического
эмпиризма (что и есть позитивизм), сводящего весь опыт к состояниям замкнутого я.
В этом
эмпиризме окончательно утрачен «идеал живого знания».
Индивидуалистический
эмпиризм полагает, что весь опыт есть мое субъективное состояние, в то время как универсальный эмпиризм Лосского видит в опыте саму живую действительность в ее необъятности.
Главная задача Лосского — показать непосредственность восприятия внешнего мира, мира не-я, что он и называет мистическим
эмпиризмом.
«Благодаря мистическому направлению,
эмпиризм освобождается от необходимости конструировать весь неисчерпаемо богатый мир из немногочисленных, бедных по содержанию элементов чувственного опыта.
Очевидно, в механизме восприятия есть какой-то дефект, который мучил всех философов и отражался в ошибках рационализма,
эмпиризма и критицизма.
Лосский возвращается к средневековому реализму, утверждает реальность общего, и это вполне последовательный вывод его мистического
эмпиризма.
Я не буду специально останавливаться на оригинальной, хотя несколько парадоксальной теории суждения Лосского, но отмечу один общефилософский вывод его мистического
эмпиризма.
Для мистического
эмпиризма не существует никакого различия между всеобщим априоризмом и всеобщим апостериоризмом, так как априорная твердость заключена в самом бытии и в нас входит.
Однако в конце он говорит: «Наш мистический
эмпиризм особенно подчеркивает органическое, живое единство мира, а потому на почве нашей теории знания должна вырасти онтология, близкая по содержанию к онтологии древних или новейших рационалистов».
Мистический
эмпиризм, несомненно, расширяет сферу опыта, берет опыт в его жизненной полноте, во всех его безграничных возможностях, в этом главная заслуга его.
И остается непонятным, в чем же корень недоразумения и эмпирического мира, в чем грех отвлеченного
эмпиризма, в чем дефект «опыта» обыденного, ограниченного и неполного?
Новая теория восприятия и суждения, новое истолкование механизма познания в духе мистического
эмпиризма представляют старое знание в новом освещении.
Отвергнув индивидуалистический
эмпиризм и старый рационализм, который видел в механизме познания копировальную машину, Лосский должен неизбежно прийти к утверждению универсальной чувственности и универсального Разума.
Мы познаем абсолютную действительность, лишь приобщаясь к Абсолютному Разуму, преодолевая оторванность, которая отражается в индивидуалистическом
эмпиризме и рационализме.
Цитаты из русской классики со словом «эмпиризм»
Эта тенденция отнюдь не нова, она свойственна феноменализму,
эмпиризму, позитивизму, имманентному монизму, материализму, свойственна Ницше и современным экзистенциалистам и мн. др.
В рационализме Декарта, в
эмпиризме Юма и критицизме Канта рефлексия и сомнение возведены в ранг добродетелей философского познания.
Так, в теории познания
эмпиризм, рационализм и мистицизм являются отвлеченными началами, которые ложны в своем исключительном самоутверждении, но заключают в себе частичные истины, которые войдут в целостное познание свободной теософии.
Это эмпирическое чувство реальности, опирающееся на интуицию, иногда называется верой или же «мистическим
эмпиризмом» [У Лосского в «Обосновании интуитивизма».
Логический универсализм обыкновенно защищают, чтобы спасти возможность знания, которое подрывается крайним номинализмом и
эмпиризмом.
Синонимы к слову «эмпиризм»
Предложения со словом «эмпиризм»
- Необходимо признать, что логический эмпиризм являлся идеологией науки.
- Что же касается вечного и неизменного атмана, Сиддхартха придерживался позиции, которую мы бы назвали радикальным эмпиризмом.
- Это только непосвящённому или с точки зрения ползучего эмпиризма кажется, что сказители, писатели, поэты, художники, композиторы черпают свои образы и вдохновение из ничего, просто фантазируют.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эмпиризм»
Значение слова «эмпиризм»
ЭМПИРИ́ЗМ, -а, м. 1. Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЭМПИРИЗМ
Дополнительно