Цитаты со словом «славянофильство»

Область
поиска
Область
поиска
Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима, через славянофильство — к Достоевскому, Владимиру Соловьеву и к современным неославянофилам.
Это яснее всего видно на самой характерной нашей национальной идеологии — славянофильстве и на величайшем нашем национальном гении — Достоевском — русском из русских.
И самым коренным грехом славянофильства было то, что природно-исторические черты русской стихии они приняли за христианские добродетели.
Утверждение свободы духа, как чего-то характерно-русского, всегда было существенной особенностью славянофильства.
А это значит, что русская мысль и русская жизнь должны быть радикально освобождены от мертвенных и мертвящих сторон славянофильства, не только официального, но и народного.
В славянофильстве была своя правда, которую всегда хорошо было противопоставлять западничеству.
Владимир Соловьев духовно покончил со старым славянофильством, с его ложным национализмом и исключительным восточничеством.
Но конец славянофильства есть также конец и западничества, конец самого противоположения Востока и Запада.
А на этом бытовом и удовлетворенном чувстве основывалось в значительной степени славянофильство и основывается вся наша правая религиозно-национальная идеология.
Тут скрыт один из глубочайших мотивов славянофильства.
Книга Розанова свидетельствует о возрождении славянофильства.
Оказывается, что славянофильство возродила война, и в этом — основной смысл войны.
Розанов решительно начинает за здравие славянофильства.
После В. Соловьева нет уже возврата к старому славянофильству.
Розанову кажется, что патриотический и национальный подъем, вызванный войною, и есть возрождение славянофильства.
Она прекратит внутреннюю распрю славянофилов и западников, упразднив и славянофильство, и западничество, как идеологии провинциальные, с ограниченным горизонтом.
Русское возрождение не может быть возрождением славянофильства, оно будет концом и старого славянофильства и старого западничества, началом новой жизни и нового осознания.
Не только вечное, но и слишком временное, старое и устаревшее в славянофильстве хотели бы восстановить С. Булгаков, В. Иванов, В. Эрн.
Он отдает решительное предпочтение России официальной и государственной перед Россией народной и общественной, и славянофильству официальному перед славянофильством общественным.
«Славянофильство умерло, потому что оно оказалось не нужным и напрасным, только мешающим в параллельной мысли тому „официальному правительству“, котороеодно и могло сделать…
Возрождение славянофильства оказывается совсем ненужным.
Государственная власть и была истинным славянофильством, рядом с которым жалко и не нужно славянофильство литературное, идеологическое.
Славянофильство воскреснет лишь под тем условием, что оно покается перед официальным правительством и пойдет за ним.
«Пятном на славянофильстве было то, что они за официальностью не видели сердца, которое всегда билось.
Славянофильство оказывается нисколько не лучше западничества, оно — так же отвлеченно, литературно, идеологично, оторвано от подлинной жизни, которая есть Россия «официальная».
Розанов завершает славянофильство преклонением перед силой и фактом.
И его разумная и трезвая правость, его рационалистическое славянофильство столкнулись лицом к лицу со скрытой силой, безумной и опьяненной, с темным вином русской земли.
Мы уже вступаем в тот возраст нашего бытия, когда время нам уже выйти из детского западничества и детского славянофильства, когда мы должны перейти к более зрелым формам национального самосознания.
Такие направления наши, как славянофильство и народничество, относились с особенным уважением и вниманием к народной жизни и по-разному стремились опереться на самые недра земли русской.
Но и в славянофильстве и в народничестве всегда была значительная доля утопизма централистических идеологий, и эти обращенные к народной жизни идейные течения не покрывали всей необъятности и огромности русской народной жизни.
Славянофильство имело большие заслуги в деле национального самосознания, но оно было первоначальной, детской стадией этого самосознания, не соответствующей нынешнему историческому возрасту.
Такие русские национальные идеологии, как славянофильство, оправдывали провинциально-замкнутое, а не мировое бытие России.
Славянофильство противопоставляло Россию Европе, как более высокий духовный тип, а западничество мечтало об Европе, как идеале для России, как единственном типе мировой культуры.
Не напрасно и не случайно русская мысль в течение всего XIX века вращалась вокруг споров славянофильства и западничества.
В самих идеологиях славянофильства и западничества были ограниченность и незрелость.
Русское национальное самосознание и самосознание всеславянское рождалось у нас в распрях славянофильства и западничества.
Славянскую идею можно искать только в славянофильстве, в западничестве нет и следов этой идеи.
Но в нашем классическом славянофильстве, у Киреевского, Хомякова, Аксаковых, Самарина, трудно найти чистое выражение славянской идеи.
Славянофильство точнее было бы назвать русофильством.
Славянофильство прежде всего утверждало своеобразный тип русской культуры на почве восточного православия и противопоставляло его западному типу культуры и католичеству.
В славянофильстве было еще много провинциальной замкнутости.
Слабые стороны славянофильской идеологии, ее нежизнепригодность, ее старопомещичья тепличность, недостаточно были видны именно потому, что славянофильство не имело власти в жизни, было поставлено в оппозиционное положение.
И славянофильство у эпигонов своих роковым образом выродилось до отождествления с казенным национализмом.
Образовалось казенно-официальное славянофильство, для которого славянская идея и славянская политика превратились в риторическую терминологию и которому никто уже не верит ни в России, ни за границей.
Славянофильство оказалось бессильным повлиять на власть в направлении творческой славянской политики.
Идейное славянофильство и лишенная всяких идей власть в этом сходились.
Вражда к польскому народу, перед которым мы должны были бы искупить свою историческую вину, делало наше славянофильство лицемерным.
Славянофильство отпугивает и поляков, и славян, и прогрессивные слои русского общества.
В славянофильстве было истинное зерно славянской идеи, но оно окружено устаревшей и разлагающейся оболочкой, слишком сросшейся с Россией казенной.
Нечто от славянофильства должно быть воспринято и той частью общества, которая всегда сознавала себя западнической.
 

Цитаты из русской классики со словом «славянофильство»

Проблема философии истории. Россия и Европа. Славянофилы и западники. Вопрос о судьбе России. Сороковые годы. Чаадаев. Печерин. Славянофилы. Киреевский. Аксаков. Хомяков. Письмо Фр. Баадера. Западники. Идеалисты сороковых годов. Грановский. Белинский. Герцен. Дальнейшее развитие славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Достоевский.
Но удивительно, что и в народничестве религиозном, и в славянофильстве есть это социально-классовое понимание «народа», и в резком противоречии с органическим направлением славянофильского сознания.
В лице Герцена русское западничество сблизилось с некоторыми чертами славянофильства.
Вполне русский по крови, происходящий из самого коренного нашего духовного сословия, постоянно строивший русские идеологии, временами близкие к славянофильству и националистические, он был человеком западной культуры.
— Весьма сожалею, что Николай Михайловский и вообще наши «страха ради иудейска» стесняются признать духовную связь народничества со славянофильством. Ничего не значит, что славянофилы — баре, Радищев, Герцен, Бакунин — да мало ли? — тоже баре. А ведь именно славянофилы осветили подлинное своеобразие русского народа. Народ чувствуется и понимается не сквозь цифры земско-статистических сборников, а сквозь фольклор, — Киреевский, Афанасьев, Сахаров, Снегирев, вот кто учит слышать душу народа!
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «славянофильство»

Ассоциации к слову «славянофильство»

Все ассоциации к слову СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Предложения со словом «славянофильство»

Каким бывает «славянофильство»

Все определения к слову СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Значение слова «славянофильство»

  • СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, -а, ср. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЛАВЯНОФИЛЬСТВО

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «славянофильство»

СЛАВЯНОФИ́ЛЬСТВО, -а, ср. Одно из направлений общественной и философской мысли России в середине 19 в., выдвинувшее идею самобытного пути исторического развития России, отличного от пути развития западноевропейских стран.

Все значения слова «славянофильство»

Предложения со словом «славянофильство»

  • Основатель славянофильства был в этом, как и во всём другом, самостоятелен и оригинален.

  • Вокруг этой идеи выстраивалась политическая конструкция позднего славянофильства, в значительной мере посвятившего себя оправданию самодержавия.

  • Ещё живёт “росеянство”, своеобразно дожившее до нашего времени славянофильство, даже этакое боевое противозападничество с верой по-прежнему, по старинке, в “особый” путь развития, в народ-“богоносец”, с погружением в “философические” глубины мистического “народного духа” и красоты “национального” фольклора.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «славянофильство»

Ассоциации к слову «славянофильство»

Каким бывает «славянофильство»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я