Цитаты из русской классики со словом «предмет»
А как оно выразилось, это определяется теми
предметами и явлениями, которые привлекали к себе его внимание и сочувствие и послужили материалами для его изображений.
В «я» акт познания и
предмет познания — одно и то же.
Так, всматриваясь в
предметы, мы замечаем в них нечто не линейно, но впечатлением — определенно человеческое, и — так же, как человеческое, — различное.
Для данного мира действительности, мира видимого, объекта знания, волевой акт свободного избрания, т. е. акт веры, уже совершен, совершен в таинственной глубине бытия; для мира же иного, мира невидимых вещей, мы вновь должны совершить акт свободного волевого избрания, избрания того мира
предметом своей любви, т. е. акт веры.
Я беру для выяснения моей мысли весьма узкий и ограниченный
предмет, но при этом главным образом обращаю ваше внимание на то, что дикарь догадался; он понял суть посредством вдохновения.
Вопрос состоит в том, что, глядя на человека, как на
предмет наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, — богословской, исторической, этической, философской — мы находим общий закон необходимости, которому он подлежит так же, как и всё существующее. Глядя же на него из себя, как на то, чтò мы сознаем, мы чувствуем себя свободными.
В статье «Об эпиграмме и надписи у древних» (из Ла Гарпа) читаем: «В новейшие времена эпиграмма, в обыкновенном смысле, означает такой род стихотворения, который особенно сходен с сатирою по насмешке или по критике; даже в простом разговоре колкая шутка называется эпиграммою; но в особенности сим словом означается острая мысль или натуральная простота, которая часто составляет
предмет легкого стихотворения.
Его воображению никак не удавалось видеть
предметы, построенные из земли и камня, в проекции на плоскость, то есть не имеющими ни материи, ни веса.
Сущность этой способности состоит в условленном чувстве меры и в условленном одностороннем взгляде на
предметы.
Очень часто мы замечаем, — говорит он, — что
предметы, по-видимому, совершенно неодушевленные (камню подобные), начинают ощущать вожделение, как только приходят в соприкосновение с зрелищами, неодушевленности их доступными".
Душа оставляет тело, странствует и многое видит в то время, когда человек спит. Этим объясняются сны. Душа неодушевленных
предметов тоже может оставлять свою материю. Виденный нами мираж, с точки зрения Дерсу, был тенью (ханя) тех
предметов, которые в это время находились в состоянии покоя. Та к первобытный человек, одушевляя природу, просто объясняет такое сложное оптическое явление, как мираж.
Оставаясь наедине, он брал в руки различные
предметы, ощупывал их с небывалою внимательностью и потом, отложив их в сторону, старался вдумываться в изученные формы.
Можно не разделять этого жизнепонимания, можно отрицать его, можно доказывать неточность, неправильность его; но невозможно судить об учении, не усвоив того жизнепонимания, из которого оно вытекает; а тем более невозможно судить о
предмете высшего порядка с низшей точки зрения: глядя на фундамент судить о колокольне.
Перед читателем проходит бесконечный ряд подробностей, не имеющих ничего общего ни с
предметом повествования, ни с его обстановкой, подробностей, ни для чего не нужных, ничего не характеризующих и даже не любопытных сами по себе.
Смертельно жаль было видеть Орлова, усиливавшегося сделаться ученым, теоретиком. Он имел ум ясный и блестящий, но вовсе не спекулятивный, а тут он путался в разных новоизобретенных системах на давно знакомые
предметы, вроде химической номенклатуры. Всё отвлеченное ему решительно не удавалось, но он с величайшим ожесточением возился с метафизикой.
На письменном столе, кроме бумаг и конторских книг, кучей лежали свернутые трубочкой планы и чертежи, части деревянной модели, образчики железных руд, пробы чугуна и железа и еще множество других
предметов, имевших специально заводское значение.
Всякий вывод истории, без малейшего усилия со стороны критики, распадается как прах, ничего не оставляя за собой, только вследствие того, что критика избирает за
предмет наблюдения бо̀льшую или меньшую прерывную единицу; на что она всегда имеет право, так как взятая историческая единица всегда произвольна.
Вообще, присутствие Кшецынского за барским столом составляло для Федора
предмет постоянных и мучительнейших размышлений.
Почтенных отцов нередко затруднял недостаток слов в якутском языке для выражения многих не только нравственных, но и вещественных понятий, за неимением самых
предметов.
Индивидуально-ценное в религиозной области можно увидеть лишь имманентно, по родству с
предметом.
— У нас в гимназии преподаватель физики не мог доказать, что в безвоздушном пространстве разновесные
предметы падают с одинаковой скоростью.
Не выпуская из очей своих вожделенного
предмета, юноша собирает познание вещей в слабейших ручьях протекшего наук источника до нижайших степеней общества.
Впрочем, чтобы беспристрастно судить о некоторых людях, нужно заранее отказаться от иных предвзятых взглядов и от обыденной привычки к обыкновенно окружающим нас людям и
предметам.
Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством
предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
Предполагаемый дедушкин капитал составлял центр тяжести, к которому тяготело все потомство, не исключая и нас, внуков. Все относились к старику как-то загадочно, потому что никто, повторяю, не знал достоверно размеров сокровища, которым он обладал. Поэтому наперсница Настасья и чиновник Клюквин служили
предметом всевозможных ласкательств.
И всякий
предмет непременно со всех сторон рассматриваем.
В сверкавших глазах его высказывалось, кроме какого-то блуждающего, постоянного беспокойства, и какое-то неопределенное нетерпение; взгляд его переходил без цели с
предмета на
предмет, с одного лица на другое.
Щекотливая бумага была нечто бесформенное, которым в неприятных, каверзливых выражениях, какими преизобилует канцелярский язык, благочинный Туберозов не то приглашался, не то вызывался «конфиденциально» к чиновнику Борноволокову «для дачи объяснений относительно важных
предметов, а также соблазнительных и непристойных поступков дьякона Ахиллы Десницына».
В глазах ее все, что ни касается до любимого
предмета, все важный факт.
В числе
предметов, лежавших на полочке Карла Иваныча, был один, который больше всего мне его напоминает. Это — кружок из кардона, вставленный в деревянную ножку, в которой кружок этот подвигался посредством шпеньков. На кружке была наклеена картинка, представляющая карикатуры какой-то барыни и парикмахера. Карл Иваныч очень хорошо клеил и кружок этот сам изобрел и сделал для того, чтобы защищать свои слабые глаза от яркого света.
Так что, несмотря на уединение или вследствие уединения, жизнь eго была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и в особенности о философии; философия составляла любимый
предмет Агафьи Михайловны.
Но сцена вдруг переменяется, и наступает какой-то «Праздник жизни», на котором поют даже насекомые, является черепаха с какими-то латинскими сакраментальными словами, и даже, если припомню, пропел о чем-то один минерал, то есть
предмет уже вовсе неодушевленный.
Стояло и торчало где-то какое-то существо или
предмет, вроде как торчит что-нибудь иногда пред глазом, и долго, за делом или в горячем разговоре, не замечаешь его, а между тем видимо раздражаешься, почти мучаешься, и наконец-то догадаешься отстранить негодный
предмет, часто очень пустой и смешной, какую-нибудь вещь, забытую не на своем месте, платок, упавший на пол, книгу, не убранную в шкаф, и проч., и проч.
Лампадка горит перед образом и светом своим сообщает
предметам какой-то обманчивый характер, точно это не
предметы, а только очертания
предметов.
Есть лица, которые существуют на свете не как
предмет, а как посторонние крапинки или пятнышки на
предмете.
Преимущественно мы говорили о двух отвлеченных
предметах — о Боге и бытии его, то есть существует он или нет, и об женщинах.
Хотя на всех этих
предметах болтались ярлыки с номерами и сургучными печатями, но пан Крыжановский обращался с ними довольно свободно: самовар сторож ставил для архивариуса, когда у него являлось желание напиться чаю (что, впрочем, случалось не ежедневно), а с двустволками пан Крыжановский нередко отправлялся на охоту, надевая при этом болотные сапоги и соединяя, таким образом, для одного употребления вещественные доказательства из различных дел.
Он был один из тех ограниченных людей, которые особенно приятны именно своей ограниченностью, которые не в состоянии видеть
предметы с различных сторон и которые вечно увлекаются.
Это частью делалось по привычке, частью из экономии. На всякий
предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были до крайности скупы.
И Тейтч, и эти люди стоят на одной и той же почве, говорят одним и тем же языком и об одном и том же
предмете.
Кроме того, знакомясь с новым лицом, князь имел удивительную способность с первого же раза угадывать конек каждого и направлял обыкновенно разговор на самые интересные для того
предметы.
Религиозное учение это состояло в том, что всё в мире живое, что мертвого нет, что все
предметы, которые мы считаем мертвыми, неорганическими, суть только части огромного органического тела, которое мы не можем обнять, и что поэтому задача человека, как частицы большого организма, состоит в поддержании жизни этого организма и всех живых частей его.
Кроме этих
предметов, не считая лампы на столе, в комнате не было больше ни одной вещи.
В это время в поле моего зрения на самом краю выступа, как мне показалось, мелькнул какой-то небольшой
предмет, величиной с наперсток.
Чем более сгущалась темнота, тем громче кричали гады. Голоса их составляли как бы один беспрерывный и продолжительный гул, так что ухо к нему привыкало и различало сквозь него и дальний вой волков, и вопли филина. Мрак становился гуще;
предметы теряли свой прежний вид и облекались в новую наружность. Вода, древесные ветви и туманные полосы сливались в одно целое. Образы и звуки смешивались вместе и ускользали от человеческого понятия. Поганая Лужа сделалась достоянием силы нечистой.
Если же кто и производил обыск и ревизовку, то делал это большею частию для своего собственного удовольствия, особливо если на возу находились заманчивые для глаз
предметы и если его собственная рука имела порядочный вес и тяжесть.
Она столько вносила перемены с собой, что с ее приходом как будто падал другой свет на
предметы; простая комната превращалась в какой-то храм, и Вера, как бы ни запрятывалась в угол, всегда была на первом плане, точно поставленная на пьедестал и освещенная огнями или лунным светом.
— А у вас, видно, особое влечение ко всему итальянскому? Странно, что вы не там нашли свой
предмет. Вы любите художества? Картины? или больше — музыку?
Первый
предмет, представляющийся его вниманию, — хлеб.
Я смотрел точно в глубокую яму и сначала не мог разглядеть каких-то странных
предметов, маячивших по полу причудливыми очертаниями.
Ассоциации к слову «предмет»
Синонимы к слову «предмет»
Предложения со словом «предмет»
- Один и тот же объект может стать предметом разных исследований.
- Предметом её изучения становятся законы, устанавливаемые людьми, равно как законы природы являются предметом изучения науки.
- Однако культура стала предметом исследования задолго до этого.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «предмет»
Значение слова «предмет»
ПРЕДМЕ́Т, -а, м. 1. Всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо, Одушевленный предмет. Неодушевленный предмет. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРЕДМЕТ
Афоризмы русских писателей со словом «предмет»
- На предмет надо иметь 1000 точек зрения.
- Для того, чтобы человек мог произвести истинный предмет искусства, нужно много условий. Нужно, чтобы человек этот стоял на уровне высшего для своего времени миросозерцания, чтобы он пережил чувство и имел желание и возможность передать его и при этом еще имел талантливость к какому-либо роду искусств.
- Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредотачивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и, наконец, на мечты и надежды — в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно