Цитаты из русской классики со словом «онтология»
Гносеология покоится не на психологии и не на
онтологии, вообще не на «логии» какой-нибудь, не на науке и знании каком-нибудь, а на психологическом и онтологическом, на бытийственном.
Антропология или, точнее, антропологическое сознание предшествует не только
онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию.
Правда не на стороне метафизики понятий, не на стороне
онтологии, имеющей дело с бытием, правда на стороне духовного познания, имеющего дело с конкретной духовной жизнью и выражающего себя символами, а не понятиями.
Экзистенциальная философия Ясперса пытается преодолеть
онтологию, основанную на объективации понятий, продуктов мысли.
Употребляя слово «бытие», я не имею в виду какой-нибудь определенной
онтологии, вроде, напр.,
онтологии св. Фомы Аквината, предшествующей критической теории познания.
Для моего философского пути важно отметить, что я не верю в возможность рациональной
онтологии, я верю лишь в возможность феноменологии духовного опыта, символически описываемого.
Я не верю в возможность метафизики и теологии, основанных на понятиях, и совсем не хочу строить
онтологии.
Этот центральный вопрос
онтологии платонизма, вставший в средневековом споре номиналистов и реалистов, приобретает теперь снова, если не по форме, то по существу, животрепещущий философский интерес.
Статическая
онтология взята из греческой философии.
У него остается коренная двусмысленность: есть ли превращение человека в функцию экономического процесса грех, зло прошлого, капиталистической эксплуатации или это есть
онтология человека.
Это очень существенно для антропологии и
онтологии Достоевского.
Открещиваясь от
онтологии и утверждая чисто языческий гносеологический оптимизм, Лосский не приводит проблему познания в связь с Логосом, лежащим в основе бытия, и с иррациональным отпадением бытия от Логоса.
Согласно философским традициям допущение разума совершается по согласию
онтологии и гносеологии и ведет к тождеству объекта и субъекта.
В учении о разуме гносеология соединяется с
онтологией, как то было у Гегеля и Шеллинга, и отделение гносеологической проблемы от учения о разуме опять возвращает нас к философии неорганической, рассеченной.
Мир вторичен по сравнению с Бытием, космология вторична по сравнению с
онтологией.
Спиритуалистическая
онтология утверждает, что подлинное бытие, сущность бытия есть дух, и дух есть бытие, объективное бытие.
А учения о пространстве и времени Лосский не дает и откладывает до
онтологии, так что все его утверждения, все его учение о суждении, вся его гносеология зависит от онтологического учения о пространстве и времени.
Вопрос о различии между явлениями и тем, что за ними, тоже относится к
онтологии, а не к гносеологии.
Но феноменология Гуссерля связана с особого рода
онтологией, с учением об идеальном, внечеловеческом бытии, т. е. с своеобразной формой платонизма.
С одной стороны, гносеологов подстерегает метафизика и
онтология (сверхиндивидуальный субъект, сознание вообще и т. п.); с другой, подстерегает психология и биология (психофизическая организация, субъект психологический и биологический).
Лосский все время бессознательно строит онтологическую гносеологию, которая делает невозможной материалистическую
онтологию и ставит его во враждебное отношение ко всем формам позитивизма.
На примере Лосского я постараюсь показать невозможность гносеологии, отделенной от
онтологии, неизбежно онтологический характер всякой гносеологии.
Но методологический прием Лосского, отграничивающий теорию знания от всякой
онтологии, от всякого содержания интуитивно-мистического знания, должен импонировать его противникам из лагеря критицизма и позитивизма; эта слабость Лосского может оказаться силой в его борьбе с противниками.
Он дал плодотворные результаты в антропологии, этике,
онтологии (М. Шелер, Н. Гартман, Гейдеггер).
Гносеология Лосского, поскольку она оторвана от всякой
онтологии, не может ответить на этот вопрос и этим обесценивается.
В идее универсального Разума гносеология соединяется с
онтологией.
По усовершенствованной мной впоследствии терминологии бытие, с которым имеет дело рациональная гносеология и
онтология, есть уже продукт мысли.
Система
онтологии, признающая абсолютный примат бытия, есть система детерминизма.
Философия духа должна быть не философией бытия, не
онтологией, а философией существования.
Догматическая
онтология греческой и средневековой философии не могла устоять от критики разума.
Но таким же непонятным для рациональной теологии и
онтологии языком говорил и величайший мистик христианского Востока св. Симеон Новый Богослов.
Но что такое творчество в свете
онтологии, каково отношение творчества к бытию?
Наибольшее противление у меня вызывает всякая объективация ада и всякая попытка построить
онтологию ада, что и делают традиционные богословские учения.
Остается неясным, почему же гносеология Лосского должна повести к «
онтологии древних или новейших рационалистов», а не к особой форме материализма?
Творческая воля должна вновь дать место
онтологии, исследованию тайн бытия без этой вечной оглядки, раздвоения, рефлексии, без вечного сомнения в возможности познания и в реальности бытия.
Но гегелевская логика и
онтология, гегелевская диалектика нисколько не потревожены успехами естественных наук.
Новейшие неокантианцы также не в силах удержаться от этого рокового перехода к метафизике и
онтологии.
Но такого рода
онтология, такого рода антропология и космология совсем непонятны.
Фихте и Гегель идеалистически и рационалистически отрицали реальность, утверждали свободу лишь призрачно и иллюзорно, в
онтологии их не осталось места для конкретной личности.
Однако в конце он говорит: «Наш мистический эмпиризм особенно подчеркивает органическое, живое единство мира, а потому на почве нашей теории знания должна вырасти
онтология, близкая по содержанию к
онтологии древних или новейших рационалистов».
Но, задавшись целью, унаследованной от критицистов, — построить гносеологию, свободную от всякой
онтологии, Лосский остается двойствен, не сознает, что его гносеология сплошь онтологична.
Бытие
онтологии есть натуралистически мыслимая вещь, природа, сущность, но не существо, не личность, не дух, не свобода.
Метафизика всегда стремилась быть
онтологией, философией бытия.
Тогда только будет творческое возрождение философии, когда будет решительное преобладание проблем
онтологии над проблемами гносеологии, т. е. когда философия вновь займется бытием, а не собой.
«Этика» Н. Гартмана, наиболее интересная в философской литературе нашего времени, представляется мне принципиально несостоятельной, потому что идеальные ценности у него висят в безвоздушном пространстве и нет антропологии, нет
онтологии, которая объяснила бы, откуда берется у человека свобода, откуда у него сила для осуществления в мире ценностей.
Во избежание недоразумений особенно следует подчеркнуть, что речь идет совсем не об оправдании гносеологии психологией, метафизикой,
онтологией.
Эта абсолютная этическая истина не зависит от тех или иных построений
онтологии спасения и гибели, рая и ада.
Экзистенциальная философия должна была бы быть антионтологической, но мы этого не видим у Гейдеггера, который хочет строить
онтологию.
Бёме преодолевает границы греческой мысли, греческий интеллектуализм и интеллектуалистическую
онтологию.
Претензии математической физики быть
онтологией, открывающей не явления чувственного, эмпирического мира, а как бы вещи в себе, смешны.
Синонимы к слову «онтология»
Предложения со словом «онтология»
- Но дальнейшее развитие деятельности, опирающееся на структурировавшиеся интенции начинает формировать новую онтологию собственного канала реальности субъекта, в которой уже выстраивается креативная практика.
- Иначе говоря, гудменовский плюрализм простирается как на сферу эпистемологии, так и на область онтологии.
- Такой моломерный наблюдатель отрицает действительность собственной онтологии субъекта креативной деятельности, так как в его собственной маломерной реальности этих объектов и событий действительно нет.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «онтология»
Значение слова «онтология»
Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой. (Википедия)
Все значения слова ОНТОЛОГИЯ
Дополнительно