Цитаты из русской классики со словом «мурома»

Называет старик благоверного князя Георгия внуком равноапостольного Владимира, читает, как ездил он по Русской земле и по всем городам, ставил соборы Успенские: в Новгороде, в Москве, в Ростове и Муроме.
Купец из какого-нибудь низового города, отправляясь во Владимир, прощался со всеми своими родными и, доехав благополучно до Мурома, полагал необходимою обязанностию отслужить благодарственный молебен муромским чудотворцам, святым и благоверным: князю Петру и княгине Февронии.
Во дни Петра Великого посадские люди из Мурома братья Железняковы да третий Кирилл Мездряков руду железную на Оке сыскали.
В Муроме бывали, и в Юрьевце, и по Волге вверх, и по тихой Оке.
— Был я у Афанасья Сидящего и у переяславльских чудотворцев, и у Митрофания Воронежского, и у Тихона Задонского… ездил на Валаам остров… множество земли исходил. Многиим угодникам молился, а сейчас был: у Петра — Фавроньи в Муроме
— Леса — господни сады. Никто их не сеял, один ветер божий, святое дыхание уст его… Бывало, в молодости, в Жигулях, когда я бурлаком ходил… Эх, Лексей, не доведется тебе видеть-испытать, что мною испытано! На Оке леса — от Касимова до Мурома, али — за Волгой лес, до Урала идет, да! Все это безмерно и пречудесно…
— С тех пор, как московские тираны выволокли его из родных стен и принудили постричься в Муроме; напрасно я старалась подкупить стражу, лила золото, как воду, они не выпустили его из заключения и доныне, не дозволили иметь при себе моих сокровищ для продовольствия в иноческой жизни… Но к чему клонится твой вопрос? Нет ли о нем какой весточки? — с трепетным волнением проговорила она.
— С тех пор, как московские тираны выволокли его в цепях из родных стен и принудили постричься в Муроме; напрасно я старалась подкупить стражу, лила золото как воду, они не выпустили его из заключения и доныне, не дозволили иметь при себе моих сокровищ для продовольствия в тяжкой иноческой жизни… Но к чему клонится твой вопрос? Нет ли о нем какой весточки? — с трепетным волнением проговорила она.
— Мы люди веселые, — отвечал слепой, — исходили деревни и села, идем из Мурома в Слободу, бить баклуши, добрых людей тешить, кого на лошадь подсадить, кого спешить!
Посадили их под арест, а они — бежать, бариновы охотники — вослед и поймали их около Мурома, а отец-от Варварин отбиваться стал да зашиб, что ли, кого-то.
«Вчера ночью, в 3-й камере местного тюремного замка, повесился на отдушине печи мещанин города Мурома Александр Иванович Коновалов, 40 лет. Самоубийца был арестован в Пскове за бродяжничество и пересылался этапным порядком на родину. По отзыву тюремного начальства, это был человек всегда тихий, молчаливый и задумчивый. Причиной, побудившей Коновалова к самоубийству, как заключил тюремный доктор, следует считать меланхолию».
Потом за «добрым делом» стали наезжать свахи из больших городов — из Мурома, из Шуи, из Ярославля, даже из Москвы — везде по купечеству знали, что у Марка Данилыча больше миллиона в сундуке и одна-единственная дочка Авдотья Марковна.
— Нет, в Муроме надобно мне побывать. Поблизости от него деревушка есть у меня, Родяково прозывается. Давненько я там не бывала — поглядеть хочется… А из Родякова к своим проберусь в Рязанскую губернию.
В Муроме и Костроме в тот же день хоронят чучело Ярилы из травы или соломы; в Кинешме и Галиче на игрищах Ярилу представляет старик — «дедушка, золотая головушка, серебряна бородушка»; по рекам Вятке и Ветлуге сохранились местами остатки Ярилиных купальских празднеств.].
А у него на ту пору и двухсот в наличности не было, а в Муром надо ехать, к Макарью сряжаться.
Часа через два и наши путешественники отправились также в дорогу. Отдохнув целые сутки в Муроме, они на третий день прибыли во Владимир; и когда Юрий объявил, что намерен ехать прямо в Сергиевскую лавру, то Кирша, несмотря на то что должен был для этого сделать довольно большой крюк, взялся проводить его с своими казаками до самого монастырского посада.
— Не знаю еще, как вам сказать, — отвечала Марья Ивановна. — В Рязанскую губернию к братьям Луповицким пробираюсь. Отсюда до Мурома на пароходе думаю ехать. А оттоль до Родякова рукой подать — может быть, и заверну туда. Давно не бывала там.
— Прощай, Герасим Силыч, прощай, дружище. Да что редко жалуешь? Завертывай, побеседовали бы когда, — сказал Марко Данилыч, провожая гостя. — Воротишься из Мурома — приезжай непременно. Твоя беседа мне слаще меду… Не забывай меня…
— Вот как! — сказал царь, которому нравились ответы слепого, — так вы муромцы, калашники, вертячие бобы! А есть еще у вас богатыри в Муроме?
Был у него дядя, человек бессемейный, долго служил в Муроме у богатого купца в приказчиках и по смерти своей оставил племяннику с чем-то две тысячи по́том и кровью нажитых денег.
— А помнишь, отец, как хорошо было, когда мы с тобой в Муром на богомолье ходили? В каком, бишь, это году?..
— Нет уж, Марко Данилыч, увольте. Никак мне нельзя, недосужно. Дела теперь у меня по горло — к Иванову дню надо в Муром на ярманку поспеть, а я еще не укладывался, да и к Макарью уж пора помаленьку сбираться, — говорил Чубалов…
От устья Оки до Саратова и дальше вниз правая сторона Волги «Горами» зовется. Начинаются горы еще над Окой, выше Мурома, тянутся до Нижнего, а потом вниз по Волге. И чем дальше, тем выше они. Редко горы перемежаются — там только, где с правого бока река в Волгу пала. А таких рек немного.
Вместе с рассветом выбрались они наконец из лесу на большую дорогу и, проехав еще версты три, въехали в деревню, от которой оставалось до Мурома не более двадцати верст.
И другое иногда приходило на разум Марку Данилычу: «Девка на возрасте, кровь играет, замуж бы ей поскорей…» И приезжали женихи, все люди хорошие, богатые, а из себя красавцы — двое из Москвы, один из Ярославля, один из Мурома
 

Предложения со словом «мурома»

Значение слова «мурома»

  • Му́рома — финно-угорское, племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром. В прибалтийско-финских языках слово muru связано с обозначением травы и газона. Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Мурома VII—XI вв. // Гришаков В. В., Зеленеев Ю. А. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 1990 «Для нашего вопроса особенно важна судьба мощинской культуры, соотносимой с летописной голядью. Районом расселения мощинских племен в IV—V вв. была Верхняя Ока. Но после V в. их памятники прекращают здесь своё существование. Видимо, часть этого населения была ассимилирована пришлыми славянскими племенами, но часть его начинает движение вниз по реке Оке, вовлекая в него и финские племена. На средней Оке складывается финно-балтский субстрат. Причем местное финское население начинает практически сразу же играть в нем главную роль. Это связано с тем, что в этом районе к V в. уже существовало достаточно многочисленное финское население с развитыми хозяйством и культурой. Поэтому не следует преувеличивать роль пришлого балтского населения, как это делает В. В. Седов (3, с. 96). Быстрая ассимиляция балтов была связана скорее всего с тем, что контакты между финнами и балтами в этом // (С.56) регионе имели давнюю и прочную традицию. Сказывалась также близость хозяйственно-культурного типа и возможные заимствования в языке у этих народов. Некоторые элементы культуры и языка верхнеокских балтов прочно входят в материальную, духовную культуру и язык складывающихся финских народностей. К ним относятся изделия с эмалью, чернолощеная керамика, может быть, захоронения коней, некоторые типы трупосожжений (2, с. 85) и трупоположения с восточной ориентировкой, а также некоторые слова балтского происхождения, до настоящего времени сохранившиеся в языках поволжских финнов (4, с. 83—84).». (Википедия)

    Все значения слова МУРОМА

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «мурома»

Му́рома — финно-угорское, племя, которое с середины I тысячелетия нашей эры жило в нижнем течении Оки в окрестностях города Муром. В прибалтийско-финских языках слово muru связано с обозначением травы и газона. Упоминается в Повести временных лет как неславянское и живущее у впадения Оки в Волгу. Мурома VII—XI вв. // Гришаков В. В., Зеленеев Ю. А. Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, 1990 «Для нашего вопроса особенно важна судьба мощинской культуры, соотносимой с летописной голядью. Районом расселения мощинских племен в IV—V вв. была Верхняя Ока. Но после V в. их памятники прекращают здесь своё существование. Видимо, часть этого населения была ассимилирована пришлыми славянскими племенами, но часть его начинает движение вниз по реке Оке, вовлекая в него и финские племена. На средней Оке складывается финно-балтский субстрат. Причем местное финское население начинает практически сразу же играть в нем главную роль. Это связано с тем, что в этом районе к V в. уже существовало достаточно многочисленное финское население с развитыми хозяйством и культурой. Поэтому не следует преувеличивать роль пришлого балтского населения, как это делает В. В. Седов (3, с. 96). Быстрая ассимиляция балтов была связана скорее всего с тем, что контакты между финнами и балтами в этом // (С.56) регионе имели давнюю и прочную традицию. Сказывалась также близость хозяйственно-культурного типа и возможные заимствования в языке у этих народов. Некоторые элементы культуры и языка верхнеокских балтов прочно входят в материальную, духовную культуру и язык складывающихся финских народностей. К ним относятся изделия с эмалью, чернолощеная керамика, может быть, захоронения коней, некоторые типы трупосожжений (2, с. 85) и трупоположения с восточной ориентировкой, а также некоторые слова балтского происхождения, до настоящего времени сохранившиеся в языках поволжских финнов (4, с. 83—84).».

Все значения слова «мурома»

Предложения со словом «мурома»

  • Теперь же народ мурома не хотел больше быть под рукой киевских князей и взялся добыть себе свободу и независимость.

  • А за муромой двинется эрзя.

  • Другие исследователи считают, что племена городецкой культуры и вовсе были предками муромы, мещеры и мордвы [10. -с.15].

  • (все предложения)

Синонимы к слову «мурома»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я