Цитаты из русской классики со словом «мадонна»
— Но разве это православная божья матерь? — перебил его Сергей Степаныч. — У нас она никогда не рисуется с Иоанном Крестителем; это
мадонна!
Вероятно, именно в этот период я молился на площади на статую
мадонны…
— Не ты ли со слезами говорил, глядя на гравюры рафаэлевских
мадонн, Корреджиевой ночи, на Аполлона Бельведерского: «Боже мой!
Маленькая статуя
мадонны [
Мадонна — с древних времен слово
мадонна в Италии обозначало живописное или скульптурное изображение молодой матери с младенцем.] с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами, печально выглядывала из его ветвей.
Правда, когда в 20‑х годах у Булгакова состоялась его «вторая встреча» с «Сикстинской
Мадонной», он, по его словам, «увидел и почувствовал нечистоту, нецеломудрие картины Рафаэля, сладострастие его кисти и кощунственную ее нескромность» (там же).] и за Бетховеном и услаждаться дешевой олеографией и слащавым вальсом.
— Святая
мадонна! Неужели ты, Нина, хочешь быть красивей меня?
Не может быть, чтобы этот ясный взор, эта божественная поступь, этот пречистый лик
Мадонны принадлежали проститутке.
Он бы написал Рафаэлеву
Мадонну в эти минуты счастья, если б она не была уже написана, изваял бы Милосскую Венеру, Аполлона Бельведерского, создал бы снова храм Петра!
Это измученно-восторженное лицо, эту радость, летающую вместе с началом смерти около юного чела родильницы, я узнал потом в Фан-Дейковой
мадонне в римской галерее Корсини. Младенец только что родился, его подносят к матери; изнеможенная, без кровинки в лице, слабая и томная, она улыбнулась и остановила на малютке взгляд усталый и исполненный бесконечной любви.
Во Франции судейские клерки, а тоже и по монастырям монахи давали целые представления, в которых выводили на сцену
Мадонну, ангелов, святых, Христа и самого Бога.
— Так после этого и Венера Милосская клубничка, и Мурильевская
Мадонна клубничка!
Клянусь тебе пречистою
Мадонной,
Клянусь тебе Спасителя крестом,
Клянусь отца священной сединою,
Клянуся прахом матери моей —
Вся жизнь моя и все мои мышленья
Навек, Жуан, тебе принадлежат!
Достоевского мучило, что есть красота не только в идеале
Мадонны, но и в идеале содомском.
Его Венеры всегда походили на
Мадонн, как
Мадонны его походили на Венер.
Называется Сикстинской потому, что была написана для монастыря св. Сикста, который изображен на картине справа от
Мадонны.], а другая с Данаи Корреджио [Корреджио — Корреджо, настоящее имя — Антонио Аллегри (около 1489 или 1494—1534) — крупнейший итальянский художник.].
— Я не раз с вами спорил об этом, Сергей Васильевич, и, кажется, ни мне вас, ни вам меня не убедить. Художник на то и художник, чтобы уметь поставить в себя вместо своего я — чужое. Разве Рафаэлю нужно было быть Богородицей, чтобы написать
Мадонну? Ведь это абсурд, Сергей Васильевич.
Рафаэлевы
мадонны представляют апотеозу девственно женской формы, но его
мадонны не супранатуральные, отвлеченные существа, это — преображенные девы.
Весьма красивый, курчавый мальчик со взглядом похожим на взгляд Христа в Сикстинской
мадонне, изображен был играющим в бильбоке. Шар представлял земной шар, а палочка в другой руке — изображала скипетр.
У нас в России брак не по любви презирается, чувственность смешна и внушает отвращение, и наибольшим успехом пользуются те романы и повести, в которых женщины красивы, поэтичны и возвышенны, и если русский человек издавна восторгается рафаэлевской
мадонной или озабочен женской эмансипацией, то, уверяю вас, тут нет ничего напускного.
Эпоха, проникнутая сознанием греховности любви, была эротична до глубины своих основ, создала культ
Мадонны и влюбленности в Христа, сблизила культ прекрасной дамы с вечной женственностью мировой души.
Они достигли небольшой площадки, где, казалось, была часовня; по крайней мере, к стене был приставлен узенький столик в виде алтарного престола, и над ним виден был почти совершенно изгладившийся, полинявший образ католической
мадонны.
Еще страшнее, кто уже с идеалом Содомским в душе не отрицает и идеала
Мадонны, и горит от него сердце его, и воистину, воистину горит!
Ведь у Сикстинской
Мадонны лицо фантастическое, лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?
Скажите, что подумать о человеке, который, при виде хорошенькой женщины, начинает вдруг резонировать, что у нее стан не таков, как у Венеры Милосской, очертание рта не так хорошо, как у Венеры Медицейской, взгляд не имеет того выражения, какое находим мы у рафаэлевских
мадонн, и т. д. и т. д.
[Рафаэль Санти (итал. Raffaello Sanzio) родом из Урбино.] — сын добродетельного старца Санти и ученик Пьетро-Вануччи — иначе: вдохновенного Перуджино!..» Зачем все эти фразы и зачем, когда произносит он их, глаза его перебегают от
мадонны к толпе, от толпы к
мадонне, и вся фигура его силится принять что-то меланхолическое, взволнованное и глубоко потрясенное?…
Так страстный любитель искусств, поэт-художник в душе, ходивший каждый день в картинную галерею поклоняться одной
мадонне, видит вдруг, что ее продают с молотка.
Чистенькая белая комната молочной красавицы была облита нежным красным светом только что окунувшегося в море горячего солнца; старый ореховый комод, закрытый белой салфеткой, молящийся бронзовый купидон и грустный лик
Мадонны, с сердцем, пронзенным семью мечами, — все смотрело необыкновенно тихо, нежно и серьезно.
— А вот именно об этой царице цариц, об этом идеале человечества,
Мадонне Сикстинской, которая не стоит, по-вашему, стакана или карандаша.
Спивак в белом капоте, с ребенком на руках, была похожа на
Мадонну с картины сентиментального художника Боденгаузена, репродукции с этой модной картины торчали в окнах всех писчебумажных магазинов города. Круглое лицо ее грустно, она озабоченно покусывала губы.
У вас какой-то особенный оттенок в лице, похоже как у Гольбейновой
Мадонны в Дрездене.
Есть красота, так сказать, отвлеченная, создаваемая гением художника, воспроизводящего на полотне свою фантазию, свой идеал, соответствующий его настроению — такова красота рафаэлевой
мадонны — возвышенная, неземная, говорящая более о небе, нежели о земле.
— Однако что это мы делаем, боже мой, santissima Madonna! [Пресвятая
Мадонна! (ит.).] — воскликнул он неожиданно пискливым голосом и схватил себя за волосы. — Что я делаю, я старый дурак, сумасшедший, frenetico?
В нескольких шагах от деревни стояла в небольшой нише
мадонна, перед ней на коленях молился молодой поляк — опять он и, может, в самом деле.
Скажи: которая Татьяна?» —
«Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна». —
«Неужто ты влюблен в меньшую?» —
«А что?» — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет,
Точь-в-точь в Вандиковой
Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Острили, что после вечера, на котором Пьеру удавалось держать обруч для Ольги, или помочь ей вскочить на панно, или подать ей руку, когда она, убегая по окончании номера с манежа, перепрыгивала через воображаемый барьер, Пьер шел на другой день в костел и там, полный благодарности, распластывался крестом перед статуей
мадонны.
Лица дискантов, освещаемые снизу, с блестящими точками в глазах, с мягкими контурами щек и подбородков, стали похожи на личики тех мурильевских херувимов, которые поют у ног
мадонны, держа развернутые ноты.
Помню Наташу в тот вечер, — в белом коротком платье с широкою голубою лентою на бедрах, быстро семенящие по полу детски-стройные ножки в белых туфельках и белых чулках. И когда для вальса или польки она клала руку мне на плечо, ее лицо переставало улыбаться, и огромные глаза становились серьезными и лучистыми, как у
мадонны.
Впрочем, все-таки у нас сохранялись остатки некоторого, когда-то бывшего комфорта; в гостиной, например, имелась весьма недурная фарфоровая лампа, а на стене висела превосходная большая гравюра дрезденской
Мадонны и тут же напротив, на другой стене, дорогая фотография, в огромном размере, литых бронзовых ворот флорентийского собора.
Большие кроткие глаза, и, как из прожекторов, из них льются снопы света. Алеша называет ее «
Мадонна».
Кто из образованных людей, наконец, — сошлёмся на самих читателей, — не говорил с уверенностью, даже иногда с восторгом, о Гомере, о Шекспире, пожалуй, о Бетховене, о Рафаэле и его
мадонне, и, между тем, многие ли сами-то понимали, в глубине души своей, то, что говорили?
Возле нее всякому становилось как-то лучше, как-то свободнее, как-то теплее, и, однако ж, ее грустные большие глаза, полные огня и силы, смотрели робко и беспокойно, будто под ежеминутным страхом чего-то враждебного и грозного, и эта странная робость таким унынием покрывала подчас ее тихие, кроткие черты, напоминавшие светлые лица итальянских
мадонн, что, смотря на нее, самому становилось скоро так же грустно, как за собственную, как за родную печаль.
Нет.
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает
Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.
— Слушай, мальчуган, ты, говоря по совести, отвечай-ка уж лучше. Не выгодно тебе, клянусь
Мадонной, ссориться с нами. Поймали мы тебя на самом месте преступления, так уж все улики, значит, налицо и тебе не миновать петли, если не принесешь чистосердечного признания, и не расскажешь нам зачем пожаловал сюда, и что тебе удалось узнать и разведать.
— Вам за границей в диво побывать!.. Вы никогда там не бывали; mais moi, j'ai voyage par monts et par vaux!.. [но я, я путешествовала по горам и долам!.. (франц.).] Не
мадонну же рафаэлевскую мне в тысячный раз смотреть или дворцы разные.
Во время революционного восстания в Дрездене он предлагает выставить впереди борцов-революционеров
Мадонну Рафаэля, в уверенности, что войска не решатся в нее стрелять.
Только вчера я коленопреклоненно венчал тебя цветами,
Мадонна, только вчера я с робостью касался края твоих одежд, а сегодня ты только женщина и я хочу тебя!
На аналое помещались: бревиарий, два вазончика с букетами искусственных цветов, изящное мраморное изображение
Мадонны и над нею металлическое маленькое Распятие.
Так вот оно! Да,
Мадонна, дурак прав, и Я, сам Сатана, понимаю его испуг.
Мадонна, которую люди видят только в церквах, на картинах, в воображении верующих художников. Мария, имя которой звучит только в молитвах и песнопениях, небесная красота, милость, всепрощение и вселюбовь! Звезда морей! Тебе нравится это имя: звезда морей? Осмелься сказать: нет!..
В воскресенье народ собрался в церковь слушать мессу; впереди стояли женщины в ярких праздничных юбках и платках, сзади них, на коленях, мужчины; пришли и влюбленные помолиться
мадонне о своей судьбе.
Я уверен, что подобная черта страдания перед призванием была и на лице девы Орлеанской, и на лице Иоанна Лейденского, — они принадлежали народу, стихийные чувства, или, лучше, предчувствия, заморенные в нас, сильнее в народе. В их вере был фатализм, а фатализм сам по себе бесконечно грустен. «Да свершится воля твоя», — говорит всеми чертами лица Сикстинская
мадонна. «Да свершится воля твоя», — говорит ее сын-плебей и спаситель, грустно молясь на Масличной горе.
Ассоциации к слову «Мадонна»
Синонимы к слову «мадонна»
Синонимы к слову «Мадонна»
Предложения со словом «мадонна»
- Нежное лицо мадонны, озарённое мягким, глубоким светом, как всегда, было любовно склонено к младенцу.
- Там стояла статуя мадонны, перед которой день и ночь горели свечи.
- – Выкрали?! – воскликнул епископ. – Святая мадонна, я и не подумал об этом… Но кто же?
- (все предложения)
Сочетаемость слова «мадонна»
Значение слова «мадонна»
МАДО́ННА, -ы, ж. У католиков: богоматерь, а также ее скульптурное или живописное изображение. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова МАДОННА
Дополнительно