Цитаты из русской классики со словом «божественность»
София небесная и софийность земная, совершенная актуальность и «безвидная и пустая» потенциальность, божественная полнота и голод к
божественности, «свет Фаворский» и «тьма вверху бездны» — это единство противоположностей, conicidentia oppositorum, трансцендентно разуму и антиномически его разрывает.
Читайте св. Иринея Лионского, мыслителя индивидуально недаровитого и неглубокого, но проникнутого духом церковным, и поймете, что именно Церковь защищает плоть от еретического гностицизма, Церковь ждет преображения плоти и верит в
божественность материи, в возможность просветления материи.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического опыта, веря в
божественность мира, во внутреннюю
божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в
божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла, трансцендентного и имманентного.
Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликой
божественности, в отвлеченном божественном единстве противоположно христианской идее о человеке и о богочеловечности.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию своей
божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
Священник. Да тогда это — ну, ваше, что ли, толкование Христова учения, а Христово учение все основано на его
божественности и воскресении.
Одни верующие люди, признающие христианское учение божественным, считают, что спасение наступит тогда, когда все люди поверят в Христа и приблизится второе пришествие; другие, также признающие
божественность учения Христа, считают, что спасение это произойдет через церковь, которая, подчинив себе всех людей, воспитает в них христианские добродетели и преобразует их жизнь.
Но глубже, за пределами всякого мышления, в пределе духовного опыта лежит непостижимая
Божественность, которую философия несовершенно и рационально именует Абсолютным.
В ней
божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, не знающая преград.
Ужасы и скорби не в силах были опровергнуть в его глазах основной
божественности жизни, которую он непрестанно чувствовал душою.
Русский человек и весь русский народ должны сознать
божественность человеческой чести и честности.
Ум проводит резкую грань между животным и человеком, намекает на
божественность последнего и в некоторой степени даже заменяет ему бессмертие, которого нет.
О. С. Булгаков — одно из течений русской религиозной мысли, главным образом сосредоточенных на теме о
божественности космоса.
Выйдя из Пажеского корпуса 18 лет, он сделался модным гвардейским офицером, каких было много. Он отлично говорил по-французски, ловко танцевал, знал некоторые сочинения Вольтера и Руссо, но кутежи были у него на заднем плане, а на первом стояли «права человека», великие столпы мира — «свобода, равенство и братство», «
божественность природы» и, наконец, целые тирады из пресловутого «Эмиля» Руссо, забытого во Франции, но вошедшего в моду на берегах Невы.
И весь облик Калерии, с первой минуты ее появления, задел его, повеял чем-то и новым для него, и жутким. Ханжества или сухой
божественности он не распознавал. Лицо, пожалуй, иконописное, не деревянно-истовое, а все какое-то прозрачное, с удивительно чистыми линиями. Глаза ясные-ясные, светло-серые, чисто русские, тихо всматриваются и ласкают: девичьи глаза, хоть и не такие роскошные, брильянтовые, как у Серафимы.
Читать мне не хочется… Прислал мне Исаков какие-то глупые книжонки. Третьего дня я заехала и говорю мальчику Сократу: пожалуйста, не давайте мне этого Гондрекура. А он все-таки прислал. Да, впрочем, все равно. И в Жорж-Занде нынче такая чепуха. В
божественность ударилась.
Хлыстовство соблазняется
божественностью мира и человека: антропология подменяется антрополатрией [Т. е. обожествление человека (от греч. antropos — человек и latreia — почитание, служение).], молитва — радением или медитацией, око веры — интеллектом, таинство — экстазом, религия мистикой.
В первую эпоху изобличается законом грех человека и открывается природная божественная мощь; во вторую эпоху усыновляется человек Богу и открывается избавление от греха; в третью эпоху окончательно открывается
божественность творческой человеческой природы и мощь божественная становится мощью человеческой.
Истина пантеизма распространима лишь на эту изначальную и бездонную
божественность.
Мистика Индии предшествует откровению Ликов Божьих и ликов человеческих, она погружена в первоначальную, недифференцированную
божественность, в которой не видно еще ни Бога, ни человека.
И все же в откровении христианском истина о
божественности человека есть лишь обратная сторона истины о человечности Христа.
Кажущееся бессилие Христа и христианства свидетельствует о Христе, о Его
божественности, а не против Него.
В ней
божественность осознается до ее антиномического откровения в космической множественности.
Мир и человек обожаются не по силе тварной
божественности своей, но по силе «благодати», изливающейся в мировое лоно: человек может быть богом, но не по тварной своей природе, а лишь «богом по благодати» (по известному определению отцов Церкви).
Хотеть себя в собственной самости, замыкать себя в своей тварности как в абсолютном — значит хотеть подполья и утверждаться на нем [Двойственная и противоречивая природа тварности, сотканная из
божественности и ничтожества, не допускает имманентного обожествления человека, которое составляет отличительную черту антропологии Н. А. Бердяева с ее своеобразным мистическим фейербахианством (см. талантливую и интересную его книгу: «Смысл творчества.
Религиозная ложь оккультизма, поскольку он становится суррогатом религии, состоит в молчаливом и коварном умысле через усмотрение софийности мира и его
божественности отгородиться от Бога и религиозного, молитвенного пути к Нему.
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от бога, стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с богом — сознанием своей
божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с богом — сознанием своей
божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
Кто однажды встретил Христа Спасителя на своем личном пути и ощутил Его
божественность, тот одновременно принял и все основные христианские догматы — и о рождении от Девы, и о боговоплощении, и о пришествии во славе, и о пришествии Утешителя, и о Св.
Николай Иванович. Не в словах дело, — да слова эти ничего и не говорят о церкви, — но дело в духе учения. Учение Христа всемирное и включает в себя все верования и не допускает ничего исключительного: ни воскресенья, ни
божественности Христа, ни таинств, ничего такого, что разделяет.
Философия знаменует искание Бога человеком, предоставленным его собственным силам, его имманентной
божественности.
Насколько человек правдив, настолько он божественен; неуязвимость, бессмертие, величие
божественности входят в человека вместе с его правдивостью.
Крайние формы унижения человека, признание его ничтожества есть такой же пантеизм, как и утверждение
божественности человека, признание его эманацией Божества.
«Цель человеческой эволюции — полное осуществление его
божественности, отождествление его сущности с единой Реальностью» (с. 86).
Язычество было необходимой, элементарной ступенью в процессе мирового откровения; без этой ступени никогда мир не пришел бы к христианскому сознанию; в язычестве была неумирающая правда, правда
божественности мировой души,
божественности матери-земли, которая должна войти в дальнейшее развитие религиозного сознания.
Ложная философия и ложная религия, выданная за положительную науку, утверждают в человеке сознание ничтожества его происхождения и
божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного лица, а человека вообще.
Если допустить
божественность бытия, в котором совершается лишь перераспределение извечно данного, лишь истечение, то о творчестве никогда в мире не могло бы возникнуть и вопроса.
Такой радикальный, революционный, непримиримый дуализм ведет к последнему монизму божественной жизни, к
божественности человека.
Но в себе же находит он столь упругое сознание своей абсолютности, вечности,
божественности, такое несомненное чувствование себя в Боге и в себе Бога, которое не может быть залито океаном времени и угашено в вихрях пространства.
Николай Иванович (досадливо). Разумеется, не согласился. (К священнику.) Вопрос для вас ведь не в
божественности Христа и не в истории христианства, а в церкви…
В ней отрицается серафическая природа человека, натуральная
божественность человека.
И иначе им нельзя было отнестись: их связывает то противоречие, в котором они находятся — веры в
божественность учителя и неверия в его самые ясные слова, — из которого им надо как-нибудь выпутываться, и потому нельзя было ожидать от них свободных суждений о самой сущности вопроса, о том изменении жизни людей, которое вытекает из приложения учения Христа к существующему порядку.
Это относится лишь к Gott, а не к Gottheit [Gott — Бог; Cottheit —
Божественность (нем.).], ибо о невыразимом Gottheit ничего нельзя мыслить.
Человек остался одиноким сам с собой, перед бездной пустоты, отрезанным от живой конкретности, и ему осталось лишь постулировать утешительное, лишь субъективно воссоздавать утерянную
божественность в мире.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей
божественности — с богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
«Ибо я сошел с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю пославшего меня отца; воля же пославшего меня отца есть та, чтобы из того, что он мне дал, ничего не погубить», — сказано у Иоанна (VI, 38—39), то есть сохранить, возрастить в себе, довести до высшей возможной степени ту искру
божественности, которая дана, поручена мне, как дитя няньке.
Излюбленным его литературным приемом является гипербола: богословствование всегда определяется как ύμνεΐν [Прославление (греч.).], понятия постоянно комбинируются с υπέρ, d — privativum, αυτό — (ή ύπερούσιος ΰπαρξις, ή ύπέρθεος θεότης, ή ύπεράγαθος αγαθότης, οίναιτίως αύτοθεότης [Греч, приставки, означающие над-, выше-, сверх-; не-, без-; сам-, само — (сверх-сущностное бытие; сверхбожественная
божественность, сверхблагое благо, пламенеющее самообожение).] и под.).
В человеке есть природная
божественность, в нем скрыто натурально-божественное начало.
Человек — носитель бога. Сознание своей
божественности он может выражать словом. Как же не быть осторожным в слове?
Священник (в волнении). Как сказать: ну, историческая сторона разработана достаточно, но убедительности, достоверности, что ли, полной нет, потому что материалов, что ли, слишком недостаточно. Ни
божественность, ни небожественность, что ли, Христа нельзя доказать исторически; есть одно доказательство непререкаемое…
Как блеском молнии, она озарялась ощущением своей
божественности и вечности.
Синонимы к слову «божественность»
Предложения со словом «божественность»
- Словно стесняясь собственной божественности, он поднял руку, приветствуя всех.
- Идея божественности фараона, а значит, и власти, доминировала при богослужении.
- Все наши религии и духовные традиции верят в изначальную божественность человеческого существа.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «божественность»
Какой бывает «божественность»
Значение слова «божественность»
Афоризмы русских писателей со словом «божественность»
- Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое удивительное и непостижимое — это человеческая мысль. В ней божественность, в ней залог бессмертия и могучая сила, незнающая преград.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно