Во всей природе видит дикарь человекоподобную жизнь, все
явления природы производит от сознательного действия человекообразных существ Как он очеловечивает ветер, холод, жар (припомним нашу сказку о том, как спорили мужик-ветер, мужик-мороз, мужик-солнце, кто из них сильнее), болезни (рассказы о холере, о двенадцати сестрах-лихорадках, о цынге; последний — между шпицбергенскими промышленниками), точно так же очеловечивает он и силу случая.
Приписывать его действия произволу человекообразного существа еще легче, нежели объяснять подобным образом другие
явления природы и жизни, потому что именно действия случая скорее, нежели явления других сил, могут пробудить мысль о капризе, произволе, о всех тех качествах, которые составляют исключительную принадлежность человеческой личности.
Мы говорили об источниках предпочтения произведений искусства
явлениям природы и жизни относительно содержания и выполнения, но очень важно и впечатление, производимое на нас искусством или действительностью: степенью его также измеряется достоинство вещи.
Другое возражение нисколько не прилагается к воззрению, нами высказанному: из предыдущего развития видно, что воспроизведение или «повторение» предметов и
явлений природы искусством — дело вовсе не излишнее, напротив — необходимое.
Неточные совпадения
Этого мы в самом деле и требуем от прекрасных
явлений и предметов в тех царствах
природы, где нет разнообразия типов одного и того же рода предметов.
Гроза — одно из величественнейших
явлений в
природе; но необходимо иметь слишком восторженное воображение, чтобы видеть какую бы то ни было связь между грозою и бесконечностью.
Но Румор впадает потом в натурализм, который хочет преследовать, как и ложный идеализм: его положение, что «
природа наилучшим образом выражает все своими формами», становится опасным, когда он прилагает его к отдельному
явлению и, противореча тому, что сам сказал выше, утверждает, будто бы в действительности бывают «совершенные модели», как, напр...
Вообще говоря, произведения искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном живой действительности; но если искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение
природе и жизни, то, быть может, некоторые искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих
явлений живой действительности? быть может даже, то или другое искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Сила искусства есть сила общих мест. Есть еще в произведениях искусства сторона, по которой они в неопытных или недальновидных глазах выше
явлений жизни и действительности; — в них все выставлено напоказ, объяснено самим автором, между тем как
природу и жизнь надобно разгадывать собственными силами. Сила искусства — сила комментария; но об этом должны будем говорить мы ниже.
Область ее — вся область жизни и
природы; точки зрения поэта на жизнь в разнообразных ее проявлениях так же разнообразны, как понятия мыслителя об этих разнохарактерных
явлениях; а мыслитель находит в действительности очень многое, кроме прекрасного, возвышенного и комического.
— Стремление ученого анализировать
явления природы равноценно игре ребенка, который ломает игрушки, чтоб посмотреть, что у них внутри…
Оценка есть путь познания так называемых наук о духе, но эта оценка отражается на дух, а не на сферу объективации, которая существует не только в
явлениях природы, но и в явлениях психических и социальных.
Еще одно из тех первичных ощущений, когда
явление природы впервые остается в сознании выделенным из остального мира, как особое и резко законченное, с основными его свойствами.
Неточные совпадения
Он с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу и все доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании
природы и тихих, едва ползущих
явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать ее широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал ее Штольц.
— Не мы виноваты в этом, а
природа! И хорошо сделала. Иначе если останавливаться над всеми
явлениями жизни подолгу — значит надевать путы на ноги… значит жить «понятиями»…
Природу не переделаешь!
С одной стороны, фантазия обольщает, возводит все в идеал: людей,
природу, всю жизнь, все
явления, а с другой — холодный анализ разрушает все — и не дает забываться, жить: оттуда вечное недовольство, холод…
Они стали бы замечать и открыли бы в
природе такие
явления и тайны, каких и не предполагали прежде, ибо смотрели бы на
природу новыми глазами, взглядом любовника на возлюбленную.
«Одним из тех ужасных, редких
явлений в
природе, случающихся, однако же, чаще в Японии, нежели в других странах, совершилась гибель фрегата «Диана». Так начинается рапорт адмирала к великому князю, генерал-адмиралу, — и затем, шаг за шагом, минута за минутой, повествует о грандиозном событии и его разрушительном действии на берегах и на фрегате.