Неточные совпадения
Но зачем же автор избрал такой общий, такой обширный вопрос, как эстетические отношения искусства к
действительности, предметом своего исследования? Почему не избрал он какого-нибудь специального вопроса, как это большею
частью ныне делается?
Правда, что большая
часть произведений искусства дает право прибавить: «ужасное, постигающее человека, более или менее неизбежно»; но, во-первых, сомнительно, до какой степени справедливо поступает искусство, представляя это ужасное почти всегда неизбежным, когда в самой
действительности оно бывает большею частию вовсе не неизбежно, а чисто случайно; во-вторых, кажется, что очень часто только по привычке доискиваться во всяком великом произведении искусства «необходимого сцепления обстоятельств», «необходимого развития действия из сущности самого действия» мы находим, с грехом пополам, «необходимость в ходе событий» и там, где ее вовсе нет, например, в большей
части трагедий Шекспира.
Вредная случайность всегда портит в
действительности группу, кажущуюся прекрасною, внося в нее посторонние, ненужные предметы, мешающие красоте и единству целого; она портит и кажущийся прекрасным отдельный предмет, портя некоторые его
части; внимательное рассмотрение покажет нам всегда, что некоторые
части действительного предмета, представляющегося прекрасным, вовсе не прекрасны».
Правда, этого недостатка не видно, его открывает не глаз, а вычисление; можио поэтому прибавить, что смешно и говорить об этом недостатке, которого невозможно заметить, о котором можно только знать, но таковы большею
частью недостатки прекрасного в
действительности: их не видео, они нечувствительны, они открываются только исследованию, а не воззрению.
Но в самом ли деле недостатки прекрасного в
действительности большею
частью нечувствительны для воззрения?
«Прекрасное редко встречается в
действительности»; — но разве
чаще оно встречается в искусстве?
«Прекрасное в
действительности заключает в себе много непрекрасных
частей или подробностей».
Но это происходит вовсе не от того, чтобы не нашлось в
действительности достойных натурщиков, а совершенно от другой причины,
чаще всего просто от забывчивости или недостаточного знакомства: если в памяти поэта исчезли живые подробности, осталось только общее, отвлеченное понятие о характере или поэт знает о типическом лице гораздо менее, нежели нужно для того, чтобы оно было живым лицом, то поневоле приходится ему самому дополнять общий почерк, оттенять абрис.
Как пособия для получения окончательного вывода выставим несколько вопросов, из которых большая
часть разрешаются сами собою: 1) Бывают ли в
действительности поэтические события:, совершаются ли в
действительности драмы, романы, комедии, трагедии, водевили?
Мы говорили, что живопись
чаще, нежели
действительность, окружает группу обстановкою, соответствующею существенному характеру сцены; точно так же и поэзия
чаще, нежели
действительность, двигателями и участниками событий выставляет людей, которых существенный характер совершенно соответствует духу событий.
Действительность представляется нашим глазам независимо от нашей воли, большею
частью не во-время, некстати.
Вот единственная цель и значение очень многих (большей
части) произведений искусства: дать возможность, хотя в некоторой степени, познакомиться с прекрасным в
действительности тем людям, которые не имели возможности наслаждаться им «а самом деле; служить напоминанием, возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном в
действительности у тех людей, которые знают его из опыта и любят вспоминать о нем.
Неточные совпадения
Он стал относиться к ней более настороженно, недоверчиво вслушивался в ее спокойные, насмешливые речи, тщательнее взвешивал их и менее сочувственно принимал иронию ее суждений о текущей
действительности; сами по себе ее суждения далеко не всегда вызывали его сочувствие,
чаще всего они удивляли.
Послом
действительности к нему
чаще других являлась Любаша Сомова, всегда окрыленная радостями.
Она не соответствует современной социальной
действительности и современной философской и научной мысли, во многих
частях своих она совершенно устарела.
Сны занимали в детстве и юности значительную
часть моего настроения. Говорят, здоровый сон бывает без сновидений. Я, наоборот, в здоровом состоянии видел самые яркие сны и хорошо их помнил. Они переплетались с действительными событиями, порой страшно усиливая впечатление последних, а иногда сами по себе действовали на меня так интенсивно, как будто это была сама
действительность.
В
действительности происходило так. Все зятья, за исключением Пашки Булыгина, не принимали в этом деле никакого участия, предоставив все своим женам. Из сестер ни одна не отказалась от своей
части ни в пользу других сестер, ни в пользу отца.