Неточные совпадения
В первом случае преимущество искусства над
действительностью ограничивается тем, что оно сыскало для
картины золоченую рамку вместо простой; во втором — искусство прибавило, может быть, прекрасный, но второстепенный аксессуар, — выигрыш также не слишком велик.
И тем людям, которые могут любоваться морем в
действительности, не всегда, когда хочется, можно смотреть «а море, — они вспоминают о нем; но фантазия слаба, ей нужна поддержка, напоминание — и, чтобы оживить свои воспоминания о море, чтобы яснее представлять его в своем воображении, они смотрят на
картину, изображающую море.
Отношение их к соответствующим сторонам и явлениям
действительности таково же, как отношение гравюры к той
картине, с которой она снята, как отношение портрета к лицу, им представляемому.
Гравюра снимается с
картины не потому, чтобы
картина была нехороша, а именно потому, что
картина очень хороша; так
действительность воспроизводится искусствам не для сглаживания недостатков ее, не потому, что сама по себе
действительность не довольно хороша, а потому именно, что она хороша.
Гравюра не думает быть лучше
картины, она гораздо хуже ее в художественном отношении; так и произведение искусства никогда не достигает красоты или величия
действительности; но
картина одна, ею могут любоваться только люди, пришедшие в галлерею, которую она украшает; гравюра расходится в сотнях экземпляров по всему свету, каждый может любоваться ею, когда ему угодно, не выходя из своей комнаты, не вставая с своего дивана, не скидая своего халата; так и предмет прекрасный в
действительности доступен не всякому и не всегда; воспроизведенный (слабо, грубо, бледно — это правда, но все-таки воспроизведенный) искусством, он доступен всякому и всегда.
В этом видят преимущество поэтических
картин перед
действительностью; но то же самое делает и каждое отдельное слово со своим предметом: в слове (в понятии) также выпущены все случайные и оставлены одни существенные черты предмета; может быть, для неопытного соображения слово яснее самого предмета; но это уяснение есть только ослабление.
Неточные совпадения
Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким
картинам морских скитаний, вплетая суеверия в
действительность, а
действительность — в образы своей фантазии.
Положение Привалова с часу на час делалось все труднее. Он боялся сделаться пристрастным даже к доктору. Собственное душевное настроение слишком было напряжено, так что к
действительности начали примешиваться призраки фантазии, и расстроенное воображение рисовало одну
картину за другой. Привалов даже избегал мысли о том, что Зося могла не любить его совсем, а также и он ее. Для него ясно было только то, что он не нашел в своей семейной жизни своих самых задушевных идеалов.
С одной стороны, она сознавала зыбкость своих надежд; с другой, воображение так живо рисовало
картины пыток и истязаний, которые она обещала себе осуществить над мужем, как только случай развяжет ей руки, что она забывала ужасную
действительность и всем существом своим переносилась в вожделенное будущее.
Действительность, представившаяся моим глазам, была поистине ужасна. Я с детства привык к грубым формам помещичьего произвола, который выражался в нашем доме в форме сквернословия, пощечин, зуботычин и т. д., привык до того, что они почти не трогали меня. Но до истязания у нас не доходило. Тут же я увидал
картину такого возмутительного свойства, что на минуту остановился как вкопанный, не веря глазам своим.
Только во сне я читал иной раз собственные стихи или рассказы. Они были уже напечатаны, и в них было все, что мне было нужно: наш городок, застава, улицы, лавки, чиновники, учителя, торговцы, вечерние гуляния. Все было живое, и над всем было что-то еще, уже не от этой
действительности, что освещало будничные
картины не будничным светом. Я с восхищением перечитывал страницу за страницей.