Неточные совпадения
Но в нем есть справедливая сторона — то, что «прекрасное» есть отдельный
живой предмет, а не отвлеченная мысль; есть и другой справедливый намек на свойство истинно художественных произведений
искусства: они всегда имеют содержанием своим что-нибудь интересное вообще для человека, а не для одного художника (намек этот заключается в том, что идея — «нечто общее, действующее всегда и везде»); отчего происходит это, увидим на своем месте.
Здесь же считаю не излишним заметить, что в определении красоты как единства идеи и образа, — в этом определении, имеющем в виду не прекрасное
живой природы, а прекрасные произведения
искусств, уже скрывается зародыш или результат того направления, по которому эстетика обыкновенно отдает предпочтение прекрасному в
искусстве перед прекрасным в
живой действительности.
Если даже согласимся, что в Виттории были совершенны все основные формы, то кровь, теплота, процесс жизни с искажающими красоту подробностями, следы которых остаются на коже, — все эти подробности были бы достаточны, чтобы поставить
живое существо, о котором говорит Румор, несравненно ниже тех высоких произведений
искусства, которые имеют только воображаемую кровь, теплоту, процесс жизни на коже и т. д.
Живой человек не любит неподвижного в жизни; потому никогда не наглядится он на
живую красоту, и очень скоро пресыщает его tableau vivant, которую предпочитают
живым сценам исключительные поклонники
искусства, [презирающие действительность].
Посмотрим же, до какой степени на самом деле прекрасное, создаваемое
искусством, выше прекрасного в действительности по свободности своей от упреков, взводимых на это последнее; после того нам легко будет решить, верно ли определяется господствующим воззрением происхождение
искусства и его отношение к
живой действительности.
Если совершенства нет в природе и в
живом человеке, то еще меньше можно найти его в
искусстве и в делах человека; «в следствии не может быть того, чего нет в причине», в человеке.
Произведение
искусства — создание жизненного процесса, создание
живого человека, который произвел дело не без тяжелой борьбы, и на произведении отражается тяжелый, грубый след борьбы производства.
Из обзора, нами сделанного, видно, что если б
искусство вытекало от недовольства нашего духа недостатками прекрасного в
живой действительности и от стремления создать нечто лучшее, то вся эстетическая деятельность человека оказалась бы напрасна, бесплодна, и человек скоро отказался бы от нее, видя, что
искусство не удовлетворяет его намерениям.
Вообще говоря, произведения
искусства страдают всеми недостатками, какие могут быть найдены в прекрасном
живой действительности; но если
искусство вообще не имеет никаких прав на предпочтение природе и жизни, то, быть может, некоторые
искусства в частности обладают какими-нибудь особенными преимуществами, ставящими их произведения выше соответствующих явлений
живой действительности? быть может даже, то или другое
искусство производит нечто, не имеющее себе соответствия в реальном мире?
Только этот обзор даст нам положительный ответ на то, может ли происхождение
искусства быть объясняемо неудовлетворительностью
живой действительности в эстетическом отношении.
Математически строго можно доказать, что произведение
искусства не может сравниться с
живым человеческим лицом по красоте очертаний: известно, что в
искусстве исполнение всегда неизмеримо ниже того идеала, который существует в воображении художника.
Правда,
искусству иногда удается безукоризненно сгруппировать фигуры, но напрасно будет оно превозноситься своею чрезвычайно редкою удачею; потому что в действительности никогда не бывает в этом отношении неудачи: в каждой группе
живых людей все держат себя совершенно сообразно 1) сущности сцены, происходящей между ними, 2) сущности собственного своего характера и 3) условиям обстановки.
Все другие
искусства, подобно
живой действительности, действуют прямо на чувства, поэзия действует на фантазию; фантазия у одних людей гораздо впечатлительнее и
живее, нежели у других, но вообще должно сказать, что у здорового человека ее образы бледны, слабы в сравнении с воззрениями чувств; потому надобно сказать, что по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других
искусств.
Такое мнение основывается на предполагаемой противоположности между общим значением существа и его
живою индивидуальностью, на предположении, будто бы «общее, индивидуализируясь, теряет свою общность» в действительности и «возводится опять к ней только силою
искусства, совлекающего с индивидуума его индивидуальность».
Мы видели, что впечатление, производимое созданиями
искусства, должно быть гораздо слабее впечатления, производимого
живою действительностью, и не считаем нужным доказывать это.
Однако же в этом отношении произведение
искусства находится в гораздо благоприятнейших обстоятельствах, нежели явления действительности; и эти обстоятельства могут заставить человека, не привыкшего анализировать причины своих ощущений, предполагать, что
искусство само по себе производит на человека более действия, нежели
живая действительность.
Уж и по самой своей незаконченности, неопределенности, именно по тому самому, что обыкновенно оно только «общее место», а не
живой индивидуальный образ или событие, произведение
искусства особенно способно вызывать наши воспоминания.
Этого мало; подражать природе — тщетное усилие, далеко не достигающее своей цели потому, что, подражая природе,
искусство, по ограниченности своих средств, дает только обман вместо истины и вместо действительно
живого существа только мертвую маску».
Но мы именно то и утверждаем, что
искусство не может выдержать сравнения с
живою действительностью и вовсе не имеет той жизненности, как реальная действительность; это мы признаем несомненным.
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что
искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а
живым индивидуальным фактом; говоря: «
искусство есть воспроизведение природы в жизни», мы говорим то же самое: в природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять сущность воспроизводимого; потому создание
искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в
живых картинах, в индивидуальных образах.
«Красота требует законченности характеров» — и вместо лиц
живых, разнообразных при всей своей типичности,
искусство дает неподвижные статуи.
Все, что высказывается наукою и
искусством, найдется в жизни, и найдется в полнейшем, совершеннейшем виде, со всеми
живыми подробностями, в которых обыкновенно и лежит истинный смысл дела, которые часто не понимаются наукой и
искусством, еще чаще не могут быть ими обняты; в действительной жизни все верно, нет недосмотров, нет односторонней узкости взгляда, которою страждет всякое человеческое произведение, — как поучение, как наука, жизнь полнее, правдивее, даже художественнее всех творений ученых и поэтов.
Апология действительности сравнительно с фантазиею, стремление доказать, что произведения
искусства решительно не могут выдержать сравнения с
живой действительностью, вот сущность этого рассуждения.
13) Создания
искусства ниже прекрасного в действительности не только потому, что впечатление, производимое действительностью,
живее впечатления, производимого созданиями
искусства: создания
искусства ниже прекрасного (точно так же, как ниже возвышенного, трагического, комического) в действительности и с эстетической точки зрения.
14) Область
искусства не ограничивается областью прекрасного в эстетическом смысле слова, прекрасного по
живой сущности своей, а не только по совершенству формы:
искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни.
Неточные совпадения
За что ж виновнее Татьяна? // За то ль, что в милой простоте // Она не ведает обмана // И верит избранной мечте? // За то ль, что любит без
искусства, // Послушная влеченью чувства, // Что так доверчива она, // Что от небес одарена // Воображением мятежным, // Умом и волею
живой, // И своенравной головой, // И сердцем пламенным и нежным? // Ужели не простите ей // Вы легкомыслия страстей?
— Не пиши, пожалуйста, только этой мелочи и дряни, что и без романа на всяком шагу в глаза лезет. В современной литературе всякого червяка, всякого мужика, бабу — всё в роман суют… Возьми-ка предмет из истории, воображение у тебя
живое, пишешь ты бойко. Помнишь, о древней Руси ты писал!.. А то далась современная жизнь!.. муравейник, мышиная возня: дело ли это
искусства!.. Это газетная литература!
Если вы творите совместно с Богом, то ваша философия, ваше
искусство, ваша общественность не будут рационализированы и умерщвлены, все останется
живым, творческий акт будет мистичен не только в своем источнике (в субъекте), но и в своих результатах (в объекте).
Юлия Сергеевна смотрела на картины, как муж, в кулак или бинокль и удивлялась, что люди на картинах как
живые, а деревья как настоящие; но она не понимала, ей казалось, что на выставке много картин одинаковых и что вся цель
искусства именно в том, чтобы на картинах, когда смотришь на них в кулак, люди и предметы выделялись, как настоящие.
Сам же Елпидифор Мартыныч употребил его всего только другой раз в жизни: раз в молодости над одной солдаткой в госпитале, так как о тех не очень заботились, — умирали ли они или оставались
живыми, и теперь над Еленой: здесь очень уж ему хотелось блеснуть
искусством в глазах ее и князя!