Мы показали одно из этих отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на сущность искусства художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или художнику в частности, а вообще человеку во всей
его деятельности, — того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на объективную действительность только как на материал, только как на поле своей деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
Неточные совпадения
Но нельзя не прибавить, что вообще на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным кажется
ему также то, с чем связано счастие, довольство человеческой жизни. Солнце и дневной свет очаровательно прекрасны, между прочим, потому, что в
них источник всей жизни в природе, и потому, что дневной свет благотворно действует прямо на жизненные отправления человека, возвышая в
нем органическую
деятельность, а через это благотворно действует даже на расположение нашего духа.
Когда Ниагарский водопад, сокрушив скалу,
его образующую, уничтожится напором собственных сил; когда Александр Македонский погибает от избытка собственной энергии, когда Рим падает собственной тяжестью, — это явления возвышенные; но потому, что Ниагарский водопад, Римская империя, личность Александра Македонского сами по себе уже принадлежат области возвышенного; какова жизнь, такова и смерть, какова
деятельность, таково и падение.
Ограничиваясь этим указанием на философскую несостоятельность воззрения, из которого произошло подведение всех человеческих стремлений под абсолют, станем для нашей критики на другую точку зрения, более близкую к чисто эстетическим понятиям, и скажем, что вообще
деятельность человека не стремится к абсолютному и ничего не знает о
нем, имея в виду различные, чисто человеческие, цели.
Из обзора, нами сделанного, видно, что если б искусство вытекало от недовольства нашего духа недостатками прекрасного в живой действительности и от стремления создать нечто лучшее, то вся эстетическая
деятельность человека оказалась бы напрасна, бесплодна, и человек скоро отказался бы от нее, видя, что искусство не удовлетворяет
его намерениям.
Другие отрасли человеческой производительности оставляют свой материал в
его первобытной форме», — нет, есть много отраслей человеческой
деятельности, не уступающих архитектуре и в этом отношении.
Как решить этот вопрос, не входит в сферу нашего рассуждения; но как решен будет
он, точно так же должен быть решен вопрос и о степени уважения, которой заслуживают создания архитектуры в значении чистого искусства, а не практической
деятельности.
Вопрос решается тем, что во всех указанных нами случаях дело идет о произведениях практической
деятельности человека, которая, уклонившись в
них от своего истинного назначения — производить нужное или полезное, тем не менее сохраняет свой существенный характер — производить нечто такое, чего не производит природа.
Искусство есть
деятельность, посредством которой осуществляет человек свое стремление к прекрасному, — таково обыкновенное определение искусства; мы не согласны с мим; но пока не высказана наша критика, еще не имеем права отступать от
него, и, подстановив впоследствии вместо употребляемого нами здесь определения то, которое кажется нам справедливым, мы не изменим чрез это наших выводов относительно вопроса: всегда ли пение есть искусство, и в каких случаях становится
оно искусством?
Мы старались доказать, что это несправедливо, что
деятельность нашей фантазии возбуждается не недостатками прекрасного в действительности, а
его отсутствием; что действительное прекрасное вполне прекрасно, но, к сожалению нашему, не всегда бывает перед нашими глазами.
Но, интересуясь явлениями жизни, человек не может, сознательно или бессознательно, не произносить о лих своего приговора; поэт или художник, не будучи в состоянии перестать быть человеком вообще, не может, если б и хотел, отказаться от произнесения своего приговора над изображаемыми явлениями; приговор этот выражается в
его произведении, — вот новое значение произведений искусства, по которому искусство становится в число нравственных
деятельностей человека.
Бывают люди, у которых суждение о явлениях жизни состоит почти только в том, что
они обнаруживают расположение к известным сторонам действительности и избегают других — это люди, у которых умственная
деятельность слаба, когда подобный человек — поэт или художник,
его произведения не имеют другого значения, кроме воспроизведения любимых
им сторон жизни.
Но если человек, в котором умственная
деятельность сильно возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в
его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произнести живой приговор о явлениях, интересующих
его (и
его современников, потому что мыслящий человек не может мыслить над ничтожными вопросами, никому, кроме
него, не интересными), будут предложены или разрешены вопросы, возникающие из жизни для мыслящего человека;
его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинениями на темы, предлагаемые жизнью.
Но предмет нашего исследования — искусство как объективное произведение, а не субъективная
деятельность поэта; потому было бы неуместно вдаваться в исчисление различных отношений поэта к материалам
его произведения...
1) Определение прекрасного: «прекрасное есть полное проявление общей идеи в индивидуальном явлении» — не выдерживает критики;
оно слишком широко, будучи определением формального стремления всякой человеческой
деятельности.
Глядя на него, слушая его, видя
его деятельность, распоряжения по хозяйству, отношения к окружающим его людям, к приказчикам, крестьянам — ко всем, кто около него был, с кем он соприкасался, с кем работал или просто говорил, жил вместе, Райский удивлялся до наивности каким-то наружно будто противоположностям, гармонически уживавшимся в нем: мягкости речи, обращения — с твердостью, почти методическою, намерений и поступков, ненарушимой правильности взгляда, строгой справедливости — с добротой, тонкой, природной, а не выработанной гуманностью, снисхождением, — далее, смеси какого-то трогательного недоверия к своим личным качествам, робких и стыдливых сомнений в себе — с смелостью и настойчивостью в распоряжениях, работах, поступках, делах.
Неточные совпадения
Оно чем больше ломки, тем больше означает
деятельности градоправителя.
Как бы то ни было, но Беневоленский настолько огорчился отказом, что удалился в дом купчихи Распоповой (которую уважал за искусство печь пироги с начинкой) и, чтобы дать исход пожиравшей
его жажде умственной
деятельности, с упоением предался сочинению проповедей. Целый месяц во всех городских церквах читали попы эти мастерские проповеди, и целый месяц вздыхали глуповцы, слушая
их, — так чувствительно
они были написаны! Сам градоначальник учил попов, как произносить
их.
Результатом такой усиленной административной
деятельности было то, что к концу
его градоначальничества Глупов представлял беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб, среди которых лишь съезжий дом гордо высил к небесам свою каланчу.
Как и всякое выражение истинно плодотворной
деятельности, управление
его не было ни громко, ни блестяще, не отличалось ни внешними завоеваниями, ни внутренними потрясениями, но
оно отвечало потребности минуты и вполне достигало тех скромных целей, которые предположило себе.
Деятельность комитета продолжалась до 1803 года и ограничилась рядом чисто внешних реформ, как, например, учреждением министерств вместо «коллегий» и т. п.]) насчет конституции, в чем
его и оправдали последствия.