Неточные совпадения
Таково
было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношений нашего Ромео к Джульетте. От многих мы слышали, что повесть вся испорчена этою возмутительною сценой, что характер главного лица
не выдержан, что если этот человек таков,
каким представляется в первой половине повести, то
не мог поступить он с такою пошлой грубостью, а если мог так поступить, то он с самого начала должен
был представиться нам совершенно дрянным человеком.
Быть может, если бы характер этот
был таков,
каким желали бы видеть его люди, недовольные грубостью его на свидании, если бы он
не побоялся отдать себя любви, им овладевавшей, повесть выиграла бы в идеально-поэтическом смысле.
Сколько ни
было у него рассказов, приводивших к подобному положению, каждый раз его герои выходили из этих положений
не иначе
как совершенно оконфузившись перед нами.
Немногие, самые храбрейшие, кое-как успевают еще собрать все свои силы и косноязычно выразить что-то, дающее смутное понятие о их мыслях; но вздумай кто-нибудь схватиться за их желания, сказать: «Вы хотите того-то и того-то; мы очень рады; начинайте же действовать, а мы вас поддержим», — при такой реплике одна половина храбрейших героев падает в обморок, другие начинают очень грубо упрекать вас за то, что вы поставили их в неловкое положение, начинают говорить, что они
не ожидали от вас таких предложений, что они совершенно теряют голову,
не могут ничего сообразить, потому что «
как же можно так скоро», и «притом же они — честные люди», и
не только честные, но очень смирные, и
не хотят подвергать вас неприятностям, и что вообще разве можно в самом деле хлопотать обо всем, о чем говорится от нечего делать, и что лучше всего — ни за что
не приниматься, потому что все соединено с хлопотами и неудобствами, и хорошего ничего пока
не может
быть, потому что,
как уже сказано, они «никак
не ждали и
не ожидали», и проч.
Только тогда
будет довольна Ася своими отношениями к людям, когда, подобно другим, станет ограничиваться прекрасными рассуждениями, пока
не представляется случая приняться за исполнение речей, а чуть представится случай, прикусит язычок и сложит руки,
как делают все.
Только тогда и другие
будут ею довольны; а теперь сначала, конечно, всякий скажет, что эта девушка очень милая, с благородной душой, с удивительною силой характера, вообще девушка, которую нельзя
не полюбить, перед которой нельзя
не благоговеть; но все это
будет говориться лишь до той поры, пока характер Аси выказывается одними словами, пока только предполагается, что она способна на благородный и решительный поступок; а едва сделает она шаг, сколько-нибудь оправдывающий ожидания, внушаемые ее характером, тотчас сотни голосов закричат: «Помилуйте,
как это можно, ведь это безумие!
Я
не спорю, все это очень хорошо на словах, — и благородные стремления, и самопожертвование, и бог знает
какие прекрасные вещи, но я скажу одно: я бы
не желал
быть братом Аси.
Вообще,
как скоро вы начинаете осуждать то, что
не нравится вам, вы становитесь идеологом, то
есть самым забавным и, сказать вам на ушко, самым опасным человеком на свете, теряете из-под ваших ног твердую опору практичной действительности.
Я вам готов рассказать путь, которым я дошел до этого результата
не только относительно сцены с Асей, но и относительно всего в мире, то
есть стал доволен всем, что ни вижу около себя, ни на что
не сержусь, ничем
не огорчаюсь (кроме неудач в делах, лично для меня выгодных), ничего и никого в мире
не осуждаю (кроме людей, нарушающих мои личные выгоды), ничего
не желаю (кроме собственной пользы), — словом сказать, я расскажу вам,
как я сделался из желчного меланхолика человеком до того практическим и благонамеренным, что даже
не удивлюсь, если получу награду за свою благонамеренность.
Я начал с того замечания, что
не следует порицать людей ни за что и ни в чем, потому что, сколько я видел, в самом умном человеке
есть своя доля ограниченности, достаточная для того, чтобы он в своем образе мыслей
не мог далеко уйти от общества, в котором воспитался и живет, и в самом энергическом человеке
есть своя доза апатии, достаточная для того, чтобы он в своих поступках
не удалялся много от рутины и,
как говорится, плыл по течению реки, куда несет вода.
Например, если с десятью тысячами дохода можно сделать бал в пятьсот рублей, то с двадцатью можно сделать бал в тысячу рублей; последний
будет несколько лучше первого, но все-таки особенного великолепия в нем
не будет, его назовут
не более
как довольно порядочным балом, а порядочным балом
будет и первый.
Я уверен, что многочисленность людей, имеющих привычку друг на друга сердиться, друг друга обвинять, зависит единственно от того, что слишком немногие занимаются наблюдениями подобного рода; а попробуйте только начать всматриваться в людей с целью проверки, действительно ли отличается чем-нибудь важным от других людей одного с ним положения тот или другой человек, кажущийся на первый раз непохожим на других, — попробуйте только заняться такими наблюдениями, и этот анализ так завлечет вас, так заинтересует ваш ум,
будет постоянно доставлять такие успокоительные впечатления вашему духу, что вы
не отстанете от него уже никогда и очень скоро придете к выводу: «Каждый человек —
как все люди, в каждом — точно то же, что и в других».
Не говорю уже об отрадных следствиях этого убеждения для вашего житейского счастия; вы перестанете сердиться и огорчаться, перестанете негодовать и обвинять,
будете кротко смотреть на то, за что прежде готовы
были браниться и драться; в самом деле,
каким образом стали бы вы сердиться или жаловаться на человека за такой поступок,
какой каждым
был бы сделан на его месте?
Не говорю и о том, что вы сами тогда менее
будете стесняться ложными сомнениями совестливости в пользовании теми выгодами,
какие будут подвертываться вам под руку; к чему
будет вам стесняться излишней щекотливостью, если вы убеждены, что каждый поступил бы на вашем месте точно так же,
как и вы?
Пошлость, которую он сделал,
была бы сделана очень многими другими, так называемыми порядочными людьми или лучшими людьми нашего общества; стало
быть, это
не иное что,
как симптом эпидемической болезни, укоренившейся в нашем обществе.
— «А у вас
были?» — «
Как вам сказать… кажется, до сих пор я еще
не летал».
Прекрасно; но
как бы то ни
было, предугадывал он или
не предугадывал, что Ася любит его, все равно: теперь ему известно положительно...
Как бы ни
были умны и благородны собеседники, если они
не говорят о делах общественного интереса, они начинают сплетничать или пустословить; злоязычная пошлость или беспутная пошлость, в том и другом случае бессмысленная пошлость — вот характер, неизбежно принимаемый беседой, удаляющейся от общественных интересов.
Он мог бог знает
каких прекрасных вещей начитаться в книгах, он может находить удовольствие в размышлениях об этих прекрасных вещах;
быть может, он даже верит тому, что они существуют или должны существовать и на земле, а
не в одних книгах.
Мы так умны, что стараемся уверить себя, будто все, чего трусим мы, трусим единственно от того, что нет в нас силы ни на что высокое, — стараемся уверить себя, что все это вздор, что нас только пугают этим,
как ребенка букою, а в сущности ничего такого нет и
не будет.
Находя, что приближается в действительности для них решительная минута, которою определится навеки их судьба, мы все еще
не хотим сказать себе: в настоящее время
не способны они понять свое положение;
не способны поступить благоразумно и вместе великодушно, — только их дети и внуки, воспитанные в других понятиях и привычках,
будут уметь действовать
как честные и благоразумные граждане, а сами они теперь
не пригодны к роли, которая дается им; мы
не хотим еще обратить на них слова пророка: «
Будут видеть они и
не увидят,
будут слышать и
не услышат, потому что загрубел смысл в этих людях, и оглохли их уши, и закрыли они свои глаза, чтоб
не видеть», — нет, мы все еще хотим полагать их способными к пониманию совершающегося вокруг них и над ними, хотим думать, что они способны последовать мудрому увещанию голоса, желавшего спасти их, и потому мы хотим дать им указание,
как им избавиться от бед, неизбежных для людей,
не умеющих вовремя сообразить своего положения и воспользоваться выгодами, которые представляет мимолетный час.
Не дождаться вам
будет, пока повторится благоприятное сочетание обстоятельств,
как не повторится то соединение небесных светил, которое совпадает с настоящим часом.
По своей дружбе ко мне он призвал меня и сказал: «
Не могу медлить решением вашего процесса; судебным порядком
не может он кончиться в вашу пользу, — законы слишком ясны; вы проиграете все; потерею имущества
не кончится для вас дело; приговором нашего гражданского суда обнаружатся обстоятельства, за которые вы
будете подлежать ответственности по уголовным законам, а вы знаете,
как они строги; каково
будет решение уголовной палаты, я
не знаю, но думаю, что вы отделаетесь от нее слишком легко, если
будете приговорены только к лишению прав состояния, — между нами
будь сказано, можно ждать вам еще гораздо худшего.
Воспользуйтесь остающимся у вас днем: предложите мировую вашему противнику; он еще
не знает,
как безотлагательна необходимость, в которую я поставлен полученным мной предписанием; он слышал, что тяжба решается в понедельник, но он слышал о близком ее решении столько раз, что изверился своим надеждам; теперь он еще согласится на полюбовную сделку, которая
будет очень выгодна для вас и в денежном отношении,
не говоря уже о том, что ею избавитесь вы от уголовного процесса, приобретете имя человека снисходительного, великодушного, который
как будто бы сам почувствовал голос совести и человечности.