Неточные совпадения
И так идет движение, всё убыстряясь и убыстряясь, расширяясь и расширяясь, как ком снега, до тех пор, пока не зарождается при этом согласное с новой истиной
общественное мнение и вся остальная масса людей уже не поодиночке, а вся сразу под давлением этой
силы не переходит на сторону новой истины и не устанавливается сообразный с этой истиной новый склад жизни.
«Если с помощью власти мы насилу отливаемся от нехристианских элементов, готовых всегда залить нас и уничтожить все успехи христианской цивилизации, то есть ли, во-первых, вероятие того, чтобы
общественное мнение могло заменить эту
силу и обеспечить нас, а во-вторых, как найти тот момент, в который
общественное мнение стало настолько сильно, что может заменить власть?
Но мало того, что насилие извращает
общественное мнение, оно производит в людях еще то пагубное убеждение, что движутся люди не духовной
силой, влекущей их к постигновению истины и осуществлению ее той духовной
силой, которая составляет источник всякого движения вперед человечества, а насилием, — тем самым действием, которое не только не приближает людей к истине, но всегда удаляет их от нее.
Народы никогда не покоряли себе других народов одним насилием. Если народ, покорявший другой, стоял на низшей степени развития, то всегда повторялось то, что он не вводил насилием своего устройства жизни, а, напротив, всегда сам подчинялся тому устройству жизни, которое существовало в покоренном народе. Если чем покорен или близок к покорению какой-либо из подавляемых
силою народов, то только
общественным мнением, а никак не насилием, которое, напротив, всё больше и больше возмущает народ.
Если покорялись когда люди целыми народами новому религиозному исповеданию и целыми народами крестились или переходили в магометанство, то совершались эти перевороты не потому, что их принуждали к этому люди, обладающие властью (насилие, напротив, чаще в обратную сторону поощряло эти движения), а потому, что принуждало их к этому
общественное мнение. Народы же, которые
силою принуждались к принятию вер победителей, никогда не принимали их.
Решителем всего, основною
силою, двигавшею и двигающею людьми и народами, всегда была и есть только одна невидимая, неосязаемая
сила — равнодействующая всех духовных
сил известной совокупности людей и всего человечества, выражающаяся в
общественном мнении.
И вот для проповедания этого христианского учения и подтверждения его христианским примером, мы устраиваем среди этих людей мучительные тюрьмы, гильотины, виселицы, казни, приготовления к убийству, на которые употребляем все свои
силы, устраиваем для черного народа идолопоклоннические вероучения, долженствующие одурять их, устраиваем правительственную продажу одурманивающих ядов — вина, табаку, опиума; учреждаем даже проституцию; отдаем землю тем, кому она не нужна; устраиваем зрелища безумной роскоши среди нищеты; уничтожаем всякую возможность всякого подобия христианского
общественного мнения; старательно разрушаем устанавливающееся христианское
общественное мнение и потом этих-то самых нами самими старательно развращенных людей, запирая их, как диких зверей, в места, из которых они не могут выскочить и в которых они еще более звереют, или убивая их, — этих самых нами со всех сторон развращенных людей приводим в доказательство того, что на людей нельзя действовать иначе, как грубым насилием.
Только при упразднении насилия христианское
общественное мнение перестанет извращаться, получит возможность беспрепятственного распространения, и люди не будут направлять свои
силы на то, что не нужно им, а направят их на ту одну духовную
силу, которая движет ими.
А между тем, стоит только представить себе то, к чему дело идет и чему никто не может воспрепятствовать, что между людьми установилось с такою же
силою и всеобщностью, как и языческое
общественное мнение,
общественное мнение христианское и заменило языческое, что большинство людей так же стыдится участия в насилии и пользовании им, как стыдятся теперь люди мошенничества, воровства, нищенства, трусости, и тотчас же само собой, без борьбы и насилия уничтожается это сложное и кажущееся столь могущественным устройство жизни.
Неточные совпадения
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И люди мысли исполняют свое дело, выражая
общественное мнение. И единодушие и полное выражение
общественного мнения есть заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского народа, который готов встать, как один человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток
силы.
Но зато есть щели, куда не всегда протеснится
сила закона, где бессильно и
общественное мнение, где люди находят способ обойтись без этих важных посредников и ведаются сами собой: вот там-то машина общего движения оказывается неприложимою к мелким, индивидуальным размерам и колеса ее вертятся на воздухе.
Мы выбиваемся из
сил, чтоб все шло как можно тише и глаже, а тут люди, остающиеся в какой-то бесплодной оппозиции, несмотря на тяжелые испытания, стращают
общественное мнение, рассказывая и сообщая письменно, что полицейские солдаты режут людей на улицах.
Но не из эгоизма поступаю я так: эгоисту было бы легче и спокойнее не поднимать вовсе этого вопроса. Да, требования мои тяжелы, и я не удивлюсь, если они тебя испугают. Тебе ненавистны люди, с которыми ты жить должна, ты тяготишься светом, но в
силах ли ты бросить этот самый свет, растоптать венец, которым он тебя венчал, восстановить против себя
общественное мнение,
мнение тех ненавистных людей?
Что заставило предоставить некоторые права гласности, которой прежде так боялись, — что, как не сознание
силы того общего протеста против бесправия и произвола, который в течение многих лет сложился в
общественном мнении и наконец не мог себя сдерживать?