Неточные совпадения
Происходит то, что в большей части случаев служит источником самых грубых заблуждений людских: люди, стоящие на низшей степени понимания, встречаясь с явлениями высшего
порядка, — вместо того чтобы сделать усилия, чтобы понять их, чтобы подняться на ту точку зрения, с которой должно смотреть на предмет, — обсуживают его с
своей низшей точки зрения, и с тем большей смелостью и решительностью, чем меньше они понимают то, о чем говорят.
Люди, привыкшие к существующему
порядку вещей, любящие его, боящиеся изменить его, стараются понять учение как собрание откровений и правил, которые можно принять, не изменяя
своей жизни, тогда как учение Христа не есть только учение о правилах, которым должен следовать человек, но — выяснение нового смысла жизни, определяющего всю, совсем иную, чем прежняя, деятельность человечества в тот период, в который оно вступает.
Он исповедует принципы братства, гуманности, справедливости, научности и не только живет так, что ему необходимо то угнетение рабочих, которое он отрицает, но так, что вся жизнь его есть пользование этим угнетением, и не только живет так, но и направляет
свою деятельность на поддержание этого
порядка вещей, прямо противоположного всему тому, во что он верит.
Не только богачи знают, что они виноваты уже одним тем, что богаты, и стараются искупить
свою вину, как прежде искупали грехи жертвами на церкви, жертвами на науку или искусство, но и бòльшая половина рабочего народа прямо признает теперь существующий
порядок ложным и подлежащим уничтожению или изменению.
Насилие всегда, в лучшем случае, если оно не преследует одних личных целей людей, находящихся во власти, отрицает и осуждает в одной неподвижной форме закона то, что большею частью уже гораздо прежде отрицалось и осуждалось общественным мнением, но с тою разницею, что, тогда как общественное мнение отрицает и осуждает все поступки, противные нравственному закону, захватывая поэтому в
свое осуждение самые разнообразные положения, закон, поддерживаемый насилием, осуждает и преследует только известный, очень узкий ряд поступков, этим самым как бы оправдывая все поступки такого же
порядка, не вошедшие в его определение.
Чиновники, офицеры, солдаты не только присутствовали при этом, но
своим присутствием участвовали в этом деле и охраняли от нарушения со стороны толпы
порядок совершения этого государственного акта.
Хотя и различно объясняя мотивы
своей деятельности, и те и другие, как начальствующие, так и подчиняющиеся, сходятся в том, что делают они то, что делают, потому, что существующий
порядок есть тот самый
порядок, который необходим и должен существовать в настоящее время и поддерживать который поэтому составляет священную обязанность каждого.
На этом признании необходимости и потому неизменности существующего
порядка зиждется и то всегда всеми участниками государственных насилий приводимое в
свое оправдание рассуждение о том, что так как существующий
порядок неизменен, то отказ отдельного лица от исполнения возлагаемых на него обязанностей не изменит сущности дела, а может сделать только то, что на месте отказавшегося будет другой человек, который может исполнить дело хуже, т. е. еще жесточе, еще вреднее для тех людей, над которыми производится насилие.
Понятно, что помещику приятно и желательно верить в то, что существующий
порядок необходим и неизменен, потому что этот-то существующий
порядок и обеспечивает ему доход с его сотен и тысяч десятин, благодаря которому он ведет
свою привычную, праздную и роскошную жизнь.
Только при этом
порядке он, как губернатор, прокурор, сенатор, член разных советов, может получать
свои несколько тысяч жалованья, без которых он тотчас же погиб бы с
своей семьей, так как, кроме как на том месте, которое он занимает, он, по
своим способностям, трудолюбию и знаниям, не мог бы получать и 0,001 того, что он получает.
судить за всё то, что он делал, пользуясь
своей властью, — всякий король или император не может не верить в неизменность и священность существующего
порядка.
Но что заставляет крестьян, солдат, стоящих на низшей ступени лестницы, не имеющих никакой выгоды от существующего
порядка, находящихся в положении самого последнего подчинения и унижения, верить в то, что существующий
порядок, вследствие которого они находятся в
своем невыгодном и униженном положении, и есть тот самый
порядок, который должен быть и который поэтому надо поддерживать, совершая для этого даже дурные, противные совести дела?
Но несчастные люди низших сословий, не получающие от существующего
порядка никакой выгоды, находящиеся, напротив, вследствие этого
порядка в величайшем презрении, они-то, для поддержания этого невыгодного для них
порядка сами
своими руками вырывающие людей из семей, вяжущие их, запирающие их в тюрьмы, каторги, стерегущие, стреляющие их, — зачем они это делают?
Так что же привело этих-то, не имеющих от этого никакой выгоды, принужденных
своими руками делать все эти страшные дела, добрых людей, от которых зависит всё дело, что привело этих добрых людей в то удивительное заблуждение, при котором они уверились, что существующий невыгодный, губительный и мучительный для них
порядок и есть тот самый
порядок, который и должен существовать?
Судья, полицейский, губернатор, офицер будет занимать
свое положение безразлично при Буланже или республике, при Пугачеве или Екатерине. Потеряет же он
свое положение наверное, если распадется существующий
порядок, который обеспечивает ему его выгодное положение. И потому все эти люди не боятся того, кто станет во главе организации насилия, они подделаются ко всякому, но боятся только уничтожения самой организации и потому всегда, часто даже бессознательно, поддерживают ее.
Такие явления, как то, что наместники Христа благословляют в
порядке стоящих убийц, держащих заряженное на
своих братьев ружье, на молитву; что священники, пастыри всяких христианских исповеданий всегда так же неизбежно, как и палачи, участвуют в казнях,
своим присутствием признавая убийство совместимым с христианством (на опыте в Америке во время убийства электричеством присутствовал пастор), — все такие явления никого уже не удивляют.
Люди нашего времени, пользующиеся держащимся насилием
порядком вещей и вместе с тем уверяющие, что они очень любят
своих ближних и совсем не замечают того, что они всей
своей жизнью делают зло этим ближним, подобны человеку, непрестанно грабившему людей, который бы, будучи, наконец, захвачен с поднятым ножом над отчаянным криком зовущей себе на помощь жертвой, уверял бы, что он не знал, что то, что он делал, было неприятно тому, кого он грабил и собирался резать.
Едва ли какая-либо революция может быть бедственнее для большой массы народа постоянно существующего
порядка или скорее беспорядка нашей жизни с
своими обычными жертвами неестественной работы, нищеты, пьянства, разврата и со всеми ужасами предстоящей войны, имеющей поглотить в один год больше жертв, чем все революции нынешнего столетия.
Ни общество, ни государство, ни все люди никогда не просили тебя о том, чтобы ты поддерживал этот строй, занимая то место землевладельца, купца, императора, священника, солдата, которое ты занимаешь; и ты знаешь очень хорошо, что ты занял, принял
свое положение вовсе не с самоотверженною целью поддерживать необходимый для блага людей
порядок жизни, а для себя: для
своей корысти, славолюбия, честолюбия,
своей лени, трусости.