Неточные совпадения
Те, которые оправдываются по первому способу, прямо, грубо утверждая, что Христос разрешил насилие: войны, убийства, — сами себя отвергают от учения Христа; те, которые защищаются по второму, третьему и четвертому способу, сами путаются, и их легко уличить
в их неправде, но эти последние, не рассуждающие, не удостаивающие рассуждать, а прячущиеся за
свое величие и делающие вид, что всё это ими или еще кем-то уже давно решено и не подлежит уже никакому сомнению, — эти кажутся неуязвимыми и будут неуязвимы до тех пор, пока люди будут
находиться под действием гипнотического внушения, наводимого на них правительствами и церквами, и не встряхнутся от него.
Каждая церковь представляет точно такие же доказательства
своей преемственности и даже чудес
в пользу истинности
своей, как и всякая другая; так что строгое и точное определение того, что есть церковь (не как нечто фантастическое, чего бы нам хотелось, но как то, что есть и было
в действительности), — только одно: церковь есть такое собрание людей, которые утверждают про себя, что они
находятся в полном и единственном обладании истины.
На какой бы ступени понимания и совершенства ни
находился ученик Христа, он всегда чувствует недостаточность
своего и понимания и исполнения и всегда стремится к большему и пониманию и исполнению. И потому утверждение про себя или про какое-либо собрание, что я или мы
находимся в обладании совершенного понимания и исполнения учения Христа, есть отречение от духа учения Христа.
Деятельность русской церкви, несмотря на весь тот внешний лоск современности, учености, духовности, который ее члены теперь начинают принимать
в своих сочинениях, статьях,
в духовных журналах и проповедях, состоит только
в том, чтобы не только держать народ
в том состоянии грубого и дикого идолопоклонства,
в котором он
находился, но еще усиливать и распространять суеверие и религиозное невежество, вытесняя из народа живущее
в нем рядом с идолопоклонством жизненное понимание христианства.
Для того, чтобы власть одних людей над другими достигала
своей цели ограничения людей, стремившихся к личным целям
в ущерб общего, нужно было, чтобы власть
находилась в руках людей непогрешимых, как это предполагается у китайцев или как это предполагалось
в Средние века и теперь для людей, верующих
в святость помазания. Только при этом условии получало
свое оправдание общественное устройство.
Власть
находится в руках людей таких же, как все, т. е. таких, которые всегда или часто готовы пожертвовать общим благом для
своего личного, с тою только разницею, что люди эти не имеют умеряющей их силы противодействия насилуемых и подвержены всему развращающему влиянию власти.
Таковы выгоды и невыгоды с обеих сторон для человека из богатых классов, для угнетателя; для человека же бедного рабочего класса выгоды и невыгоды будут те же, но с важным прибавлением невыгод. Невыгоды для человека из рабочего класса, не отказавшегося от военной службы, будут еще состоять
в том, что, поступая
в военную службу, он
своим участием и как бы согласием закрепляет то угнетение,
в котором
находится он сам.
И, наконец, в-пятых, сверх всего этого, несмотря на то, что ты будешь
находиться в самых дружественных сношениях с людьми других народов, будь готов тотчас же, когда мы тебе велим это, считать тех из этих людей, которых мы тебе укажем,
своими врагами и содействовать лично или наймом разорению, ограблению, убийству их мужчин, жен, детей, стариков, а может быть, и твоих одноплеменников, может быть, и родителей, если это нам понадобится.
Процесс этот совершается так, что худшие элементы общества, захвативши власть и
находясь в обладании ею, под влиянием отрезвляющего свойства, всегда сопутствующего ей, становясь сами всё менее и менее жестокими, делаются неспособными употреблять жестокие формы насилия и вследствие того уступают
свое место другим, над которыми совершается опять тот же процесс смягчения и, как бы сказать, бессознательного охристианения.
И тут над людьми, находящимися
в этом положении, совершается то, что предсказывал Христос, говоря: «Горе вам, богатым, пресыщенным, прославленным»; совершается то, что люди,
находясь во власти и
в обладании последствий власти — славы и богатства, доходя до известных различных, поставленных ими самими себе
в своих желаниях целей, познают тщету их и возвращаются к тому положению, из которого вышли.
Все эти люди
находятся в получасе езды от того места, где они, для того чтобы доставить богатому малому ненужные ему 3000, отнятые им у целого общества голодных крестьян, могут быть вынуждены начать делать дела самые ужасные, какие только можно себе представить, могут начать убивать или истязать так же, как
в Орле, невинных людей,
своих братьев, и они спокойно приближаются к тому месту и времени, где и когда это может начаться.
Сказано, что человек, будучи солдатом, может и должен без исключения совершать все приказания начальника, состоящие для солдата преимущественно
в убийстве, и, следовательно, нарушать все законы божеские и человеческие, но только не
свою верность и службу тому, кто
в данный момент случайно
находится в обладании властью.
Как же учить детей, юношей, вообще просвещать людей, не говоря уже о просвещении
в духе христианском, но как учить детей, юношей, вообще людей какой бы то ни было нравственности рядом с учением о том, что убийство необходимо для поддержания общего, следовательно, нашего благосостояния и потому законно, и что есть люди, которыми может быть и каждый из нас, обязанные истязать и убивать
своих ближних и совершать всякого рода преступления по воле тех,
в руках кого
находится власть.
Стоит только взглянуть при каком-нибудь народе на опьяненного величием высшего начальника, сопутствуемого
своим штатом: всё это на великолепных, разубранных лошадях,
в особенных мундирах и знаках отличия, когда он под звуки стройной и торжественной трубной музыки проезжает перед фронтом замерших от подобострастия солдат, держащих на караул, — стоит взглянуть на это, чтобы понять, что
в эти минуты,
находясь в этом высшем состоянии опьянения, одинаково и высший начальник, и солдат, и все средние между ними могут совершить такие поступки, которые они никогда бы не подумали совершить при других условиях.
В таком состоянии
находятся не только люди, едущие
в этом поезде, но и все люди, исполняющие
свои общественные и государственные обязанности предпочтительно и
в ущерб человеческим.
Бывают такие времена, подобные весне, когда старое общественное мнение еще не разрушилось и новое еще не установилось, когда люди уже начинают обсуживать поступки
свои и других людей на основании нового сознания, а между тем
в жизни по инерции, по преданию продолжают подчиняться началам, которые только
в прежние времена составляли высшую степень разумного сознания, но которые теперь уже
находятся в явном противоречии с ним.
Одни, люди правящих классов, не имея уже разумного объяснения занимаемых ими выгодных положений, поставлены
в необходимость для удержания этих положений подавлять
в себе высшие, разумные любовные способности и внушать самим себе необходимость
своего исключительного положения; другие же, низшие сословия, задавленные трудом и умышленно одуряемые,
находятся в постоянном состоянии внушения, неуклонно и постоянно производимом над ними людьми высших классов.
Все эти люди
находятся в положении подобном тому,
в котором
находился бы загипнотизированный человек, которому бы было внушено и приказано совершить дело, противное всему тому, что он считает разумным и добрым: убить
свою мать или ребенка.
Всякий человек
в своей жизни
находится по отношению к истине
в положении путника, идущего
в темноте при свете впереди двигающегося фонаря: он не видит того, что еще не освещено фонарем, не видит и того, что он прошел и что закрылось уже темнотою, и не властен изменить
своего отношения ни к тому, ни к другому; но он видит, на каком бы месте пути он ни стоял, то, что освещено фонарем, и всегда властен выбрать ту или другую сторону дороги, по которой движется.
Полагая жизнь
свою в делах плотских, человек делает те дела, которые всегда
находятся в зависимости от пространственных и временных, вне его находящихся причин.
И действительно, трудно придумать положение, которое было бы бедственнее того,
в котором
находится теперь христианский мир с
своими вооруженными друг против друга народами, с
своими постоянно неудержимо возрастающими для поддержания всё растущих этих вооружений податями, со всё разгорающейся ненавистью рабочего сословия к богатому, с висящим надо всеми дамокловым мечом войны, всякую секунду готовым и необходимо долженствующим рано или поздно оборваться.