Неточные совпадения
Это было в
то время, когда Христос открывал
людям свое учение.
Случилось
то, что между этими
людьми одни считали, что надо всем обрезываться и не надо есть идоложертвенное, а другие считали, что этого не нужно и что можно и не обрезываться и есть все.
— А церковь это
то, что, когда
люди лгут и чувствуют, что им не верят, они всегда, ссылаясь на бога, говорят: ей-богу, правда
то, что я говорю.
Это, собственно, и есть церковь, но только с
тою особенностью, что
люди, признавшие себя церковью, уверяются, что они уже не могут заблуждаться, и потому, какую бы глупость они ни сказали, уже не могут от нее отречься.
Делается же церковь так:
люди уверяют себя и других, что учитель их, бог, во избежание
того, чтобы открытый им
людям закон не был ложно перетолкован, избрал особенных
людей, которые одни, они или
те, кому они передадут эту власть, могут правильно толковать его учение.
Так что
люди, называющие себя церковью, считают, что они в истине не потому, что
то, что они проповедуют, есть истина, а потому, что они считают себя едиными законными преемниками учеников учеников учеников и, наконец, учеников самого учителя-бога.
Хотя и в этом приеме было
то же неудобство, как и в чудесах, а именно
то, что
люди одновременно могли утверждать каждый про себя, что они члены единой истинной церкви (что всегда и бывало), но выгода этого приема
та, что, как скоро
люди сказали про себя, что они церковь, и на этом утверждении построили свое учение,
то они уже не могут отречься от
того, что они сказали, как бы нелепо ни было сказанное и что бы ни говорили другие
люди.
Получив же эту власть, они, естественно, возгордились и большей частью развратились и
тем вызвали против себя негодование и вражду
людей.
— У
людей есть сказка о
том, как добрый волшебник, спасая
человека от злого, превращает его в зернышко пшена и как злой волшебник, превратившись в петуха, готов уже был склевать это зернышко, но добрый волшебник высыпал на зернышко меру зерен.
Они высыпали на простую, понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможно ни принять их все, ни найти в них
ту, которая одна нужна
людям.
По новому церковному способу мы делаем так: мы уверяем
людей, что настоящий брак состоит не в
том, в чем он действительно состоит, в соединении мужчины с женщиной, а в
том, чтобы нарядиться в самые лучшие платья, пойти в большое, устроенное для этого здание и там, надевши на головы особенные, приготовленные для этого шапки, под звуки разных песен обойти три раза вокруг столика.
Воображая себе, что они могут устроить себе честный церковный брак и после соединения со многими женщинами,
люди переменяют сотни жен и так при этом привыкают к распутству, что делают
то же и после церковного брака.
—
Тот, кто разрушил ад, — сказал Вельзевул, — учил
людей жить, как птицы небесные, и повелевал давать просящему и хотящему взять рубашку отдавать кафтан, и сказал, что для
того, чтобы спастись, надо раздать именье. Как же вы вовлекаете в грабеж
людей, которые слышали это?
Точно так же, как это было внушено тогда, мы внушаем
людям, что вместо
того, чтобы им перестать грабить друг друга, им выгоднее позволить грабить себя одному
человеку, предоставив ему полную власть надо всем.
Нового в нашем способе только
то, что для утверждения права грабежа этого одного
человека мы ведем этого
человека в храм, надеваем на него особенную шапку, сажаем на высокое кресло, даем ему в руки палочку и шарик, мажем постным маслом в во имя бога и его сына провозглашаем особу этого помазанного маслом
человека священною.
Более общим мы сделали этот способ
тем, что
люди прежде подчинялись по своей воле
тому, кого избирали, мы же сделали так, что они теперь совершенно независимо от своего желания подчиняются не
тем, кого избирают, а кому попало.
Способ же этот более прочным мы сделали
тем, что главные грабители считаются особами священными, и
люди не решаются противодействовать им.
Так что в наше время грабежи явные,
то есть отнятие силою кошелька, лошади, одежды, составляют едва ли одну миллионную часть всех
тех грабежей законных, которые совершаются постоянно
людьми, имеющими возможность это делать.
— Как же ты заставляешь быть убийцами учеников
того, кто сказал: не воздавай злом за зло, люби врагов? Как же ты делаешь убийц из этих
людей?
И так же по старому способу внушаем учителям
людей, что лучшее средство отучить
людей от убийства состоит в
том, чтобы самим учителям публично убивать
тех, которые убили.
При этом смешно
то, что
те, которые казнили и жгли
людей, начинавших понимать истинное учение, считали этих самых опасных для нас
людей нашими слугами,
то есть слугами дьяволов.
— Но убийства на войне? Как вы приводите к ним учеников
того, кто признал всех
людей сынами одного отца и велел любить врагов?
Так что теперь все
люди, принявшие учение
того, кто назвал нас убийцами, все постоянно и преимущественно заняты приготовлениями к убийству и самыми убийствами.
— Что ж, это остроумно, — сказал Вельзевул после недолгого молчания. — Но как же свободные от обмана ученые
люди не увидали
того, что церковь извратила учение, и не восстановили его?
— Делал и делаю я различно по времени, — отвечал дьявол в мантии. — В старину я внушал
людям, что самое важное для них — это знать подробности об отношении между собою лиц троицы, о происхождении Христа, об естествах его, о свойстве бога и т. п. И они много и длинно рассуждали, доказывали, спорили и сердились. И эти рассуждения так занимали их, что они вовсе не думали о
том, как им жить. А не думая о
том, как им жить им и не нужно было знать
того, что говорил им их учитель о жизни.
Потом, когда они уже так запутались в этих рассуждениях, что сами перестали понимать
то, о чем говорили, я внушал одним, что самое важное для них — это изучить и разъяснить все
то, что написал
человек по имени Аристотель, живший тысячи лет
тому назад в Греции; другим внушал, что самое важное для них — это найти такой камень, посредством которого можно бы было делать золото, и такой эликсир, который излечивал бы от всех болезней и делал
людей бессмертными.
Для
того же, чтобы они никогда уже не догадались, что единое нужное для них — это установление законов жизни, которое указано в учении Христа, я внушаю им, что законов духовной жизни они знать не могут и что всякое религиозное учение, в
том числе и учение Христа, есть заблуждение и суеверие, а что узнать о
том, как им надо жить, они могут из придуманной мною для них пауки, называемой социологией, состоящей в изучении
того, как различно дурно жили прежние
люди.
Так что вместо
того, чтобы им самим, по учению Христа, постараться жить лучше, они думают, что им надо только изучить жизнь прежних
людей, и что они из этого изучения выведут общие законы жизни, и что для
того, чтобы жить хорошо, им надо будет только сообразоваться в своей жизни с этими выдуманными ими законами.
— Я внушаю
людям, что, чем больше они сделают вещей и чем скорее они будут делать их,
тем это будет для них лучше. И
люди, губя свои жизни для произведения вещей, делают их все больше и больше, несмотря на
то, что вещи эти не нужны
тем, которые заставляют их делать, и недоступны
тем, которые их делают.
— Я внушаю
людям, что так как делать вещи можно скорее машинами, чем
людьми,
то надо
людей превратить в машины, и они делают это, и
люди, превращенные в машины, ненавидят
тех, которые сделали это над ними.
— Я внушаю
людям, что для их блага им нужно как можно скорее переезжать с места на место. И
люди, вместо
того, чтобы улучшать свою жизнь каждому на своих местах, проводят большую часть ее в переездах с места на место и очень гордятся
тем, что они в час могут проохать пятьдесят верст и больше.
Выступил дьявол книгопечатания. Его дело, как он объяснил, состоит в
том, чтобы как можно большему числу
людей сообщить все
те гадости и глупости, которые делаются и пишутся на свете.
Дьявол медицины объяснил, что их дело состоит в
том, чтобы внушать
людям, что самое нужное для них дело — это забота о своем теле. А так как забота о своем теле не имеет конца,
то люди, заботящиеся с помощью медицины о своем теле, не только забывают о жизни других
людей, но и о своей собственной.
Дьявол воспитания объяснил, что он внушает
людям, что они могут, живя дурно и даже не зная
того, в чем состоит хорошая жизнь, учить детей хорошей жизни.
Дьявол социализма хвастался
тем, что во имя самого высокого общественного устройства жизни
людей он возбуждает вражду сословий.
Неточные совпадения
Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, — что выдает дочь свою не
то чтобы за какого-нибудь простого
человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!
Городничий (робея).Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы,
люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так,
то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
А вы — стоять на крыльце, и ни с места! И никого не впускать в дом стороннего, особенно купцов! Если хоть одного из них впустите,
то… Только увидите, что идет кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого
человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько! (Показывает ногою.)Слышите? Чш… чш… (Уходит на цыпочках вслед за квартальными.)
Городничий. И не рад, что напоил. Ну что, если хоть одна половина из
того, что он говорил, правда? (Задумывается.)Да как же и не быть правде? Подгулявши,
человек все несет наружу: что на сердце,
то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь. С министрами играет и во дворец ездит… Так вот, право, чем больше думаешь… черт его знает, не знаешь, что и делается в голове; просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить.
Хлестаков, молодой
человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из
тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты,
тем более он выиграет. Одет по моде.