Неточные совпадения
Учение Христа в том, что между богом и людьми не может быть посредников и что нужны для жизни не дары богу, а наши добрые дела.
Если бы
Христос не отступал от того
учения, которое тогда считалось истиной, мы бы не знали его великого
учения.
Христос научает человека тому, что в нем есть то, что поднимает его выше этой жизни с ее суетой, страхами и похотями. Человек, познавший
учение Христа, испытывает то, что испытала бы птица, если бы она не знала того, что у нее есть крылья, и вдруг поняла бы, что она может летать, быть свободной и ничего не бояться.
Учение Христа открывало людям то, что во всех них живет одно и то же духовное начало и что они все братья, и тем соединило их для радостной общей жизни.
Главное в
учении Христа это то, что он всех людей признавал братьями. Он видел в человеке брата и потому любил всякого, кто бы он ни был и какой бы он ни был. Он смотрел не на внешнее, а на внутреннее. Он не смотрел на тело, а сквозь наряды богатого и лохмотья нищего видел бессмертную душу. В самом развращенном человеке он видел то, что могло этого самого падшего человека превратить в самого великого и святого человека, такого же великого и святого, каким был он сам.
Но и теперь, хотя и никто не спорит против
учения любви, ученики
Христа всё еще не исполняют его
учения.
Слова эти не могут означать ничего другого, как только то, что, по
учению Христа, человек вообще должен стремиться к полному целомудрию.
Так как в истинном христианском
учении нет никаких оснований для учреждения брака, то люди нашего христианского мира, не веря в церковные определения брака, чувствуя, что это учреждение не имеет основания в христианском
учении, и вместе с тем не видя перед собою, закрытого церковным
учением идеала
Христа — полного целомудрия, остаются по отношению брака без всякого руководства.
Богатые это — грабители, бедные это — ограбленные. От этого-то
Христос любил бедных и удалялся от богатых. По его
учению, быть ограбленным лучше, чем быть грабителем. И в царстве правды, которое он проповедовал, богатые и бедные были бы одинаково невозможны.
Людям, принявшим
учение Христа, оставалось одно из двух: или разрушить весь прежний порядок жизни, или извратить
учение.
Это неправда: рабочие и бедные были бы неправы, если бы они этого хотели в таком мире, в котором исповедовалось бы и исполнялось
учение Христа о любви к ближнему и равенстве всех людей; но они хотят этого в том мире, в котором исповедуется и исполняется
учение о том, что закон жизни есть закон борьбы всех против всех, так что, желая сесть на место богатых, бедные следуют только тому примеру, который подает им деятельность богатых.
По этому
учению выходит то, что люди могут без усилия достигнуть плодов усилия, точно так же как по церковному
учению молитвой о своем совершенствовании, верой в искупление грехов кровью
Христа или в благодать, передаваемую таинствами, люди могут без личного усилия достигнуть праведной жизни.
На вопрос о том, как разрешить постоянные между людьми споры о том, чтò добро и чтò зло,
учение Христа отвечает тем, что так как человек не может несомненно определить зло, то он и не должен стараться злом насилия побеждать то, что он считает злом.
Всё
учение Христа в том, чтобы любить людей.
И потому говорить, что мы, исповедуя и исполняя
учение Христа, считаем, что христианину все-таки можно насиловать людей, всё равно что, имея ключ, засовывать его в замок не до того места, где он поворачивается, и говорить, что мы употребляем ключ по его назначению.
Без признания того, что человек ни в каком случае не может сделать над другими насилия, всё
учение Христа — только пустые слова.
И вот одни люди, поняв это
учение во всем его истинном смысле и предвидя, вследствие применения к жизни этого
учения, уничтожение всех тех выгод и преимуществ, которыми они пользовались и пользуются, распяли
Христа и потом распинали и до сих пор распинают его учеников.
Основа общественного устройства язычников было возмездие и насилие. Так это и должно было быть. Основа нашего христианского общества, казалось бы, неизбежно должна быть любовь и отрицание насилия. А между тем насилие всё еще царствует. Отчего это? Оттого, что то, что проповедуется под именем
учения Христа, не есть это
учение.
Замечательно то, что в
учении Христа в особенности претит людям, не понимающим его, упоминание о непротивлении злу насилием. Упоминание это особенно неприятно им, потому что оно прямо требует того, что нарушает весь привычный порядок их жизни. И потому люди, не желающие изменить привычный порядок жизни, это упоминание об одном из неизбежных условий любви, называют особенной, независимой от закона любви заповедью и всячески ее исправляют или просто отрицают.
Понимать ли слова
Христа о любви к ненавидящим, к врагам, не допускающей никакого насилия, так, как они сказаны и выражены, как
учение кротости, смирения и любви, или как-нибудь иначе?
Значит это то, что все эти люди, именующие себя христианами, хотят скрыть от себя и людей сущность
учения Христа, потому что, если оно понято, как должно, оно изменяет всё устройство их жизни.
Церковные учителя прямо не признают заповеди непротивления обязательною, учат тому, что она необязательна и что можно и есть случаи, когда должно отступать от нее, и вместе с тем не смеют сказать, что они не признают эту простую, ясную заповедь, неразрывно связанную со всем
учением Христа,
учением кротости, смирения, покорного несения креста, самоотвержения и любви к врагам, — заповедь, без которой всё
учение становится пустыми словами.
Всякий мирской человек, читая евангелие, в глубине души знает, что по этому
учению нельзя ни под каким предлогом: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого, делать зло ближнему, и что поэтому, если он желает оставаться христианином, ему надо одно из двух: или переменить всю свою жизнь, которая держится на насилии, то есть на делании зла ближнему, или скрыть как-нибудь от самого себя то, чего требует
учение Христа.
Удивительное дело: люди, признающие
учение Христа, негодуют на правило, не допускающее ни в каком случае насилия.
Чтобы понять в
учении Христа то, что надо платить добром за зло, надо понять всё
учение по-настоящему, а не так, как его толкуют церкви, с урезками и прибавками. Всё же
учение Христа в том, что человек живет не для своего тела, а для души, для того, чтобы исполнить волю бога. Воля же бога в том, чтобы люди любили друг друга, любили всех. Как же может человек любить всех и делать зло людям? Верующий в
учение Христа, что бы с ним ни делали, не может делать того, что противно любви, не может делать зла людям.
Часто люди, не соглашаясь с
учением Христа в его настоящем смысле, не соглашаясь с воздаянием добром за зло, говорят, что если принять это
учение, то разрушится весь привычный порядок жизни, и что поэтому
учение это нельзя принять. А между тем
учение Христа и есть именно такое
учение, которое должно разрушить дурное устройство нашей жизни. Оно затем и проповедано миру, чтобы разрушить старый дурной порядок и установить на его место новый, хороший.
Вопрос же определенно решен 1900 лет назад
учением Христа.
Учение Христа всегда было противно
учению мира.
По
учению же
Христа, ни один человек не может не только убивать, но насиловать другого, даже и силою сопротивляться ему, не может делать зла не только ближним, но даже врагам своим.
Учение мира и
учение Христа были и всегда будут противны друг другу.
И
Христос знал это и предсказывал своим ученикам, что за то, что они будут следовать его
учению, их будут предавать на мучения и убивать и что мир будет их ненавидеть, как он ненавидел его, потому что они будут не слугами мира, а слугами отца.
И всё сбылось и сбывается так, как предсказал Иисус, если ученики
Христа исполняют его
учение.
С первых же времен апостолы и первые христиане до такой степени не понимают сущности
учения Христа, что учат принимающих христианство прежде всего верить в воскресение
Христа, в чудесное действие крещения, в сошествие святого духа и т. п., но ничего или очень мало говорят о нравственном
учении Христа, как это видно по всем речам апостолов, записанным в Деяниях.
Вера в чудеса, подтверждающая, по их мнению, истинность исповедания, была главное, вера же в самое
учение Христа была дело второстепенное, часто и вовсе забытое или непонимаемое, как, например, это видно в Деяниях же, из казни Анании во имя
Христа, учителя любви, прощения.
«Церковь есть основанное Иисусом
Христом на земле общество, соединенное между собой в одно целое одним божественным
учением и таинствами, под управлением и руководством богоустановленной иерархии», разумея под богоустановленной иерархией именно греческую иерархию, составленную из известных таких-то лиц, находящихся в таких-то и таких-то местах.
Христос открывает свое
учение прямо непосредственно каждому человеку, церкви же ставят мертвые формы вместо бога и не только не открывают, но заслоняют от людей бога.
Царств, гл. II, ст. 8), и т. п. мерзости, которыми полон ветхий завет, не может верить в нравственный закон
Христа; человек, верующий в
учение и проповеди церкви о совместимости с христианством казней, войн, не может уже верить в братство всех людей.
Главное же, человек, верующий в спасение людей верою в искупление или в таинства, не может уже все силы свои полагать на исполнение в жизни нравственного
учения Христа.
Так учил
Христос. А учил он так потому, что знал, что как в его время были люди, учившие людей ложному закону бога, так и впредь будут такие люди. Он знал это и учил тому, что не надо слушать людей, называющих себя наставниками, потому что
учения их затемняют то простое и ясное
учение, которое открыто всем людям и заложено в сердце каждого человека.
Сущность
учения Христа в том, что он показал людям то божеское совершенство, к которому в своей жизни должны приближаться люди.
Люди же, не желающие следовать
учению Христа, иногда нарочно, а иногда и не нарочно, понимают
учение Христа не так, как он его проповедовал: как непрестанное приближение к совершенству, а как правило, по которому
Христос будто бы требует от людей божеского совершенства.
И понимая так превратно
учение Христа, люди, не желающие ему следовать, делают одно из двух: или, признавая совершенство недостижимым (что совершенно справедливо), откидывают всё
учение как неисполнимую мечту (это делается светскими людьми), или, что самое вредное и распространенное и делалось и делается большинством людей, считающих себя христианами, это — то, чтобы, признавая совершенство недостижимым, исправлять, то есть извращать,
учение и вместо истинного христианского
учения, состоящего в вечном стремлении к божескому совершенству, исполнять правила, называемые христианскими, но большей частью прямо противные христианству.
Начиная от Сократа до
Христа и от
Христа вплоть до тех людей, которые из века в век умирают за истину, все мученики веры доказывают неправду этого рабского
учения и громко говорят нам: «Мы тоже любили жизнь и всех людей, которыми жизнь наша была красна и которые умоляли нас прекратить борьбу.
И евреи, казнившие
Христа, и теперешние государственники знают, какое это
учение слабости, и боятся более всего этого самого
учения.
Учение Христа есть
учение о призрачности личной жизни, о необходимости отречения от нее и о перенесении смысла и цели жизни в жизнь божескую, в жизнь всего человечества, в жизнь сына человеческого.
Для того, чтобы понять
учение Христа о спасении жизни, надо ясно понять то, что говорили все пророки, что говорил Соломон, что говорил Будда, что говорили все мудрецы мира о личной жизни человека.
И потому, чтобы понять
учение Христа, надо прежде всего опомниться, одуматься, надо, чтобы в нас совершилось то самое, что, проповедуя свое
учение, говорит предшественник
Христа, Иоанн, таким же, как мы, запутанным людям.
Учение Христа о том, что жизнь нельзя обеспечить, а надо всегда, всякую минуту быть готовым умереть, дает больше блага, чем
учение мира о том, что надо обеспечить свою жизнь, — дает больше блага уже по одному тому, что неизбежность смерти и необеспеченность жизни остаются те же при
учении мира и при
учении Христа, но самая жизнь, по
учению Христа, не поглощается уже вся без остатка праздным занятием мнимого обеспечения своей жизни, а становится свободна и может быть отдана одной свойственной ей цели: совершенствованию своей души и увеличению любви к людям.
По
учению Христа, как виноградари, живя в саду, не ими обработанном, должны понимать и чувствовать, что они в неоплатном долгу перед хозяином, так точно и люди должны понимать и чувствовать, что со дня рождения и до смерти они всегда в неоплатном долгу перед кем-то, перед жившими до них, теперь живущими и имеющими жить, и перед тем, что было, есть и будет началом всего.
Только тогда работник будет хорошо исполнять свое дело, когда он поймет свое положение. Только тогда человек понимает
учение Христа, когда он ясно понимает то, что жизнь его — не его, а того, кто дал ее, и что цель жизни не в человеке, а в воле того, кто дает жизнь, и что поэтому человек может помешать проявлению в себе силы божией, но сам собою не может сделать ничего хорошего.