Неточные совпадения
Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом.
Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не
нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.
В мирских делах никогда не знаешь наверное,
нужно ли
делать то, что
делаешь, и выйдет ли из твоего дела то, чего хочешь. Но не то, когда живешь для души. Живи для души, и ты наверное будешь знать, что надо
делать именно то, чего требует душа, наверное будешь знать и то, что выйдет только хорошее из того, что ты
делаешь.
Всякий человек знает, что ему
нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними, — знает это человек не оттого, что это повелено ему кем-то, но оттого, что чем больше он соединяется с людьми, тем ему лучше жить, и напротив: тем хуже живется ему, чем больше он разъединяется.
Так что
делать человеку для исполнения воли бога
нужно одно: освобождаться от грехов.
С тех пор как есть люди, разумные существа, они различали добро от зла и пользовались тем, что до них в этом различении
сделали люди, — боролись со злом, искали истинный наилучший путь и медленно, но неотступно подвигались на этом пути. И всегда, заграждая этот путь, становились перед людьми различные соблазны, суеверия и ложные учения, говорившие людям, что этого не
нужно делать, что не
нужно ничего искать, что им и так хорошо и
нужно жить, как живется.
Человеку, как всякому животному,
нужно трудиться, работать руками и ногами. Человек может заставить других людей
делать то, что ему
нужно, но ему все-таки
нужно будет на что-нибудь тратить свои телесные силы. Если он не будет работать нужное, разумное, он будет работать ненужное и глупое. Так это и происходит среди богатых классов.
Худший вор не тот, кто взял себе то, что ему
нужно, а тот, кто держит, не отдавая другим, то, что ему не
нужно, а необходимо другим. А это самое
делают богачи.
Буддисты говорят, что всякий грех от глупости. Это справедливо обо всех грехах, особенно же о недоброжелательстве. Рыбак или птицелов сердится на рыбу или птицу за то, что он не поймал ее, а я на человека за то, что он
делает для себя то, что ему
нужно, а не то, что я хотел бы от него. Разве это не одинаково глупо?
Для того, чтобы не
делать ближнему своему дурного — любить его,
нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем дурного, а для того, чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нем дурного, не допускать в свою душу чувство недоброжелательства даже в мыслях.
Жизнь для души тем отличается от жизни мирской, что тот, кто живет для души, не может быть доволен собой, что бы он ни
сделал хорошего; он считает, что
сделал только то, что
нужно, и то далеко не всё, и потому может только укорять себя, а никак не гордиться, не быть довольным собою.
Люди представляются себе и другим не тем, что они на самом деле — просто людьми, а представляются себе и другим кто дворянином, кто купцом, кто губернатором, кто судьей, кто офицером, кто царем, кто министром, кто солдатом. И все эти люди считают своей главной обязанностью не то, что
нужно делать каждому человеку, а то, что
нужно делать дворянину, купцу, губернатору, судье, офицеру, царю, министру, солдату.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе
делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не
делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не
нужно усилия.
Закачивают ребенка не затем, чтобы избавить его от того, что заставляет его кричать, а затем, чтобы он не мог кричать. То же мы
делаем с своей совестью, когда заглушаем ее для того, чтобы угодить людям. Мы не успокаиваем совесть, но добиваемся того, что нам и
нужно было: не слышим ее.
Человек должен служить одному из двух: душе или телу. Если душе, то он должен бороться с грехом. Если телу, то незачем ему бороться с грехами, ему
нужно только
делать то, что принято всеми.
И еще больше удивляешься и огорчаешься, когда подумаешь, что всё это не
нужно, что это всё зло, которое так благодушно
делают сами себе люди, происходит только от их глупости, только оттого, что они позволяют нескольким ловким и развращенным людям властвовать над собой.
Если люди живут в грехах и соблазнах, то они не могут быть спокойны. Совесть обличает их. И потому таким людям
нужно одно из двух: или признать себя виноватыми перед людьми и богом, перестать грешить, или продолжать жить грешной жизнью,
делать дурные дела и называть свои злые дела добрыми. Вот для таких-то людей и придуманы учения ложных вер, по которым можно, живя дурной жизнью, считать себя правыми.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою душу, человеку
нужно делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека.
Как ошибочно просить бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения! Человеку не
нужно ничьей помощи, не
нужно и выходить из того положения, в котором он находится, а
нужно одно: самому
делать усилия сознания для того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов и суеверий. Только в той мере, в которой освободится человек от грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.
Нужно освободиться от мысли о том, что небо может исправить наши ошибки. Если вы неряшливо приготовляете какое-нибудь кушанье, то вы не рассчитываете, что провидение
сделает его вкусным; и точно так же, если вы в течение целого ряда безумных лет ложно направляли свою жизнь, то не должны ожидать, что божественное вмешательство направит и устроит всё к лучшему.
«Да, это было бы так, если бы все люди разом поняли, что всё это дурно и не
нужно нам», — говорят люди, рассуждая о зле жизни людской. «Положим, один человек отстанет от зла, откажется от участия в нем, — что же это
сделает для общего дела, для жизни людей? Изменение жизни людской делается всем обществом, а не одиночными людьми».
Правда, одна ласточка не
делает весны. Но неужели оттого, что одна ласточка не
делает весны, не лететь той ласточке, которая уже чувствует весну, а дожидаться? Если так дожидаться каждой почке и травке, то весны никогда не будет. Также и нам для установления царства божия не надо думать о том, первая ли я или тысячная ласточка, а сейчас же, хотя бы одному, чувствуя приближение царства божия,
делать то, что
нужно для его осуществления.
Царство божие силою берется. Это значит то, что для того, чтобы избавиться от зла и быть добрым,
нужно усилие. Усилие
нужно для того, чтобы удержаться от зла. Удержись от зла, и будешь
делать добро, потому что душа человеческая любит добро и
делает его, если только свободна от зла.
Надо не думать о будущем, а только в настоящем стараться
делать жизнь радостной для себя и других. «Завтрашний день печется сам о себе». Это великая правда. Тем-то и хороша жизнь, что никак не знаешь, что
нужно для будущего. Одно наверное
нужно и годится всегда — в настоящую минуту любовь к людям.
Люди говорят: «Нельзя жить, если мы не знаем того, что нас ожидает. Надо готовиться к тому, что будет». Это неправда. Настоящая хорошая жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том, что будет с моим телом, а только о том, что мне для своей души
нужно сейчас. А для души
нужно только одно:
делать то, что соединяет мою душу со всеми людьми и с богом.
Человек может узнать, что ему
нужно делать, только тогда, когда он ясно поймет, чего ему не
нужно делать. Не
делая же того, что ему не должно
делать, он неизбежно будет
делать то, что ему должно
делать, хотя и не будет знать, для чего он
делает то, что
делает.
Часто для того, чтобы
сделать то, чего мы желаем,
нужно только перестать
делать то, что мы
делаем.
Кто много говорит, тот мало
делает. Мудрый человек всегда боится, чтобы слова его не обещали больше того, что он может дать делами, и потому чаще молчит и говорит только тогда, когда это
нужно не ему, а другим.
Вот что писал Сенека своему другу: «Ты хорошо
делаешь, любезный Люциний, что стараешься сам своими силами держать себя в хорошем и добром духе. Всякий человек всегда может сам себя так настроить. Для этого не
нужно подымать руки к небу и просить сторожа при храме пустить нас поближе к богу, чтобы он нас расслышал: бог всегда близко к нам, он внутри нас. В нас живет святой дух, свидетель и страж всего хорошего и дурного. Он обходится с нами, как мы обходимся с ним. Если мы бережем его, он бережет нас».
Человек может научиться читать и писать, но грамота не научит его,
нужно ли написать письмо другу или жалобу на того, кто обидел, или не
нужно. Человек может научиться музыке, но музыка не научит его, когда можно петь или играть и когда этого не надо
делать. Так и во всех делах. Только разум показывает нам то, что и когда надо
делать и чего и когда не надо
делать.
Бог мною
делает то, что ему
нужно, а я горжусь. Всё равно как если бы камень, загораживающий проток ключа, гордился тем, что из него течет вода и что воду эту пьют люди и звери. Но, скажут, камень может гордиться тем, что он чист, не портит воду. И то неправда. Если он чист, то только потому, что та же вода обмыла и обмывает его. Ничего нашего нет, всё божие.
Не думай, что говорить и
делать правду
нужно только в делах важных. Говорить и
делать правду
нужно всегда, даже в самых пустых делах. Важно не то большое или малое зло, которое произойдет от твоей неправды, а важно то, чтобы ты сам себя никогда не осквернял ложью.
Жизнь только в том, чтобы из своего животного
делать всё более и более духовное. А для этого
нужно то, что мы называем злом. Только на том, что мы называем злом, на горестях, болезнях, страданиях мы учимся переделывать свое животное яв духовное.
Часто говорят: «Мне уже не к чему, мне уже помирать пора». Всё, что не к чему, потому что помирать пора, не к чему было и когда-либо
делать. А есть дело, которое всегда
нужно, и чем ближе к смерти, тем нужнее: дело души. Дело это в том, чтобы улучшать свою душу.
Не верь, что жизнь эта только переход в другой мир и что хорошо нам может быть только там. Это неправда. Нам должно быть хорошо здесь, в этом мире. И для того, чтобы нам было хорошо здесь, в этом мире, нам
нужно только жить так, как хочет тот, кто послал нас в него. И не говори, что для того, чтобы тебе хорошо было жить, надо, чтобы все хорошо жили, жили по-божьи. Это неправда. Живи сам по-божьи, сам
делай усилие, и самому тебе наверное будет хорошо и другим также от этого будет наверное не хуже, но лучше.
Говорят, что для того, кто
делает добро, не
нужно награды. Это правда, если думать, что награда будет не в тебе и не сейчас, а в будущем. Но без награды, без того, чтобы добро не давало радости человеку, не мог бы человек
делать добро. Дело только в том, чтобы понимать, в чем истинная награда. Истинная награда не во внешнем и будущем, а во внутреннем и настоящем: в улучшении своей души. В этом и награда и побуждение к деланию добра.
Если жизнь людей не радостна, то это только оттого, что они не
делают того, что
нужно для того, чтобы жизнь была неперестающей радостью.