Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого,
не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Неточные совпадения
28)
Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и
не делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
До тех пор, пока люди будут неспособны устоять против соблазнов страха, одурения, корысти, честолюбия, тщеславия, которые порабощают одних и развращают других, они всегда сложатся в общество насилующих, обманывающих и насилуемых и обманываемых. Для того, чтобы этого
не было, каждому человеку надо
сделать нравственное
усилие над самим собой. Люди сознают это в глубине души, но им хочется как-нибудь помимо личного
усилия достигнугь того, что достигается только таким
усилием.
Всякий знает, что без
усилий в телесном труде ничего
не сделаешь. Надо понимать, что и в главном деле жизни, в жизни души, тоже ничего
не сделаешь без
усилия.
Не говори никогда про доброе дело: «
не стоит и стараться, — это так трудно, что никогда
не достигну», или «это так легко, что когда захочу — всегда
сделаю».
Не думай и
не говори так: всякое
усилие, хотя бы цель
усилия и
не была достигнута, или цель эта была бы самая неважная, всякое
усилие укрепляет душу.
Люди часто думают, что для того, чтобы быть истинным христианином, надо
делать особенные, необыкновенные дела. Это неправда. Для христианства нужны
не особенные, необыкновенные дела, а только всегдашнее
усилие сознания, освобождающее себя от грехов, соблазнов и суеверий.
«Будьте совершенны, как совершен отец ваш небесный», — сказано в евангелии. Это
не значит то, что Христос велит человеку быть таким же совершенным, как бог, а значит то, что всякий человек должен
делать усилия сознания, чтобы приближаться к совершенству. Полное совершенство — это бог; дело же человека приближаться к этому совершенству, и в этом приближении — жизнь человека.
Лессинг говорил, что дает радость человеку
не самая истина, а
усилие, какое
делает человек, чтобы добраться до нее. То же можно сказать и о добродетели: радость, даваемая добродетелью, заключается в
усилии, приближающем к ней.
Когда человек
делает доброе только потому, что он привык
делать доброе, это еще
не добрая жизнь. Добрая жизнь начинается тогда, когда человек
делает усилие для того, чтобы быть добрым.
Ты говоришь:
не стоит
делать усилий: сколько ни
делай, никогда
не достигнешь совершенства. Да ведь дело твое
не в том, чтобы достигнуть совершенства, а только в том, чтобы всё больше и больше приближаться к нему.
Как ошибочно просить бога или даже людей, чтобы они вывели меня из моего плохого положения! Человеку
не нужно ничьей помощи,
не нужно и выходить из того положения, в котором он находится, а нужно одно: самому
делать усилия сознания для того, чтобы освобождаться от грехов, соблазнов и суеверий. Только в той мере, в которой освободится человек от грехов, соблазнов и суеверий, изменится и улучшится его положение.
Нет никакого нравственного закона, если я
не могу исполнить его. Люди говорят: мы рождены себялюбцами, скупыми, похотливыми, и
не можем быть иными. Нет, мы можем. Первое дело — сердцем почувствовать, кто мы такие и чем мы должны быть, а второе —
делать усилия для того, чтобы приблизиться к тому, чем мы должны быть.
И, начиная с Каина вплоть до самого глубоко подлого человека наших дней, все, избравшие путь зла, слышат в глубине души голос осуждения, укора, голос,
не дающий им покоя, который вечно твердит им: зачем вы свернули с истинного пути? Вы могли, вы можете
сделать усилие. Вы — деятели свободные, и в вашей власти было и есть коснеть в грехах или освобождаться от них.
Люди портят свою жизнь
не столько тем, что
не делают того, что должно
делать, сколько тем, что
делают то, чего
не должно
делать. И потому главное
усилие, которое должен
делать над собою человек для доброй жизни, это — то, чтобы
не делать того, чего
не должно.
Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого человека, что ему должно и чего
не должно
делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким человеком
усилием мысли.
Этот мир
не шутка,
не юдоль испытания и перехода в мир лучший, вечный, а этот мир, тот, в котором мы сейчас живем, это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы
не только можем, но должны нашими
усилиями сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем.
Не верь, что жизнь эта только переход в другой мир и что хорошо нам может быть только там. Это неправда. Нам должно быть хорошо здесь, в этом мире. И для того, чтобы нам было хорошо здесь, в этом мире, нам нужно только жить так, как хочет тот, кто послал нас в него. И
не говори, что для того, чтобы тебе хорошо было жить, надо, чтобы все хорошо жили, жили по-божьи. Это неправда. Живи сам по-божьи, сам
делай усилие, и самому тебе наверное будет хорошо и другим также от этого будет наверное
не хуже, но лучше.
Неточные совпадения
Левин слушал молча, и, несмотря на все
усилия, которые он
делал над собой, он никак
не мог перенестись в душу своего приятеля и понять его чувства и прелести изучения таких женщин.
Перед отъездом Вронского на выборы, обдумав то, что те сцены, которые повторялись между ними при каждом его отъезде, могут только охладить, а
не привязать его, Анна решилась
сделать над собой все возможные
усилия, чтобы спокойно переносить разлуку с ним. Но тот холодный, строгий взгляд, которым он посмотрел на нее, когда пришел объявить о своем отъезде, оскорбил ее, и еще он
не уехал, как спокойствие ее уже было разрушено.
Он
не ел целый день,
не спал две ночи, провел несколько часов раздетый на морозе и чувствовал себя
не только свежим и здоровым как никогда, но он чувствовал себя совершенно независимым от тела: он двигался без
усилия мышц и чувствовал, что всё может
сделать.
Прежде, если бы Левину сказали, что Кити умерла, и что он умер с нею вместе, и что у них дети ангелы, и что Бог тут пред ними, — он ничему бы
не удивился; но теперь, вернувшись в мир действительности, он
делал большие
усилия мысли, чтобы понять, что она жива, здорова и что так отчаянно визжавшее существо есть сын его.
Она как будто
делала усилие над собой, чтобы
не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице.