Неточные совпадения
24) И усилия воздержания от
мыслей, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного начала.
25) Ко всем грехам приводит
человека потворство похотям тела, и потому для борьбы с грехами
человеку нужны усилия воздержания от поступков, слов и
мыслей, потворствующих похотям тела, т. е. усилия отречения от тела.
26) Ко всем соблазнам приводит
человека ложное представление о превосходстве одних
людей над другими, и потому для борьбы с соблазнами
человеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими
людьми поступков, слов и
мыслей, т. е. усилия смирения.
27) Ко всем суевериям приводит
человека допущение лжи, и потому для борьбы с суевериями
человеку нужны усилия воздержания себя от противных истине поступков, слов и
мыслей, т. е. усилия правдивости.
Если только
человек станет точно повиноваться этому голосу, примет его в себя так, что не будет в
мыслях отделять себя от него, он почувствует, что этот голос и он одно и то же.
У всякого
человека свои
мысли и свои речи.
Если войдет тебе в голову
мысль о том, что всё, что ты думал о боге, неправда, что нет бога, — не смущайся этим, а знай, что это было и бывает со всеми
людьми. Но не думай только того, что если ты перестал верить в того бога, в которого ты верил, то это сделалось оттого, что нет бога. Если ты не веришь в того бога, в которого верил, то это только оттого, что в вере твоей было что-нибудь неправильное.
Только
мыслью о том, что он лучше других
людей, может такой
человек оправдывать сам перед собою свое богатство среди бедных.
В индийском законе сказано так: как верно то, что зимою бывает холодно, а летом тепло, так же верно и то, что злому
человеку бывает дурно, а доброму хорошо. Пусть никто не входит в ссору, хотя бы он и был обижен и страдал, пусть не оскорбляет никого ни делом, ни словом, ни
мыслью. Всё это лишает
человека истинного блага.
Одна из самых древних и самых глубоких по
мысли вер была вера индусов. Причиной того, что она не стала верой всемирной и не дала для жизни
людей тех плодов, какие она могла дать, было то, что учителя ее признали
людей неравными и разделили их на касты. Для
людей, признающих себя неравными, не может быть истинной веры.
Люди привыкли в
мыслях своих делить
людей на знатных и незнатных, благородных и подлых, образованных и необразованных, и так привыкли к такому делению
людей, что в самом деле думают, что одни
люди могут быть лучше других
людей, что одних можно больше уважать, чем других, только потому, что одни
люди причислены
людьми же к одному разряду, а другие к другому.
Жестокости всех революций — только следствие жестокостей правителей. Революционеры понятливые ученики. Никогда свежим
людям не могла бы прийти дикая
мысль о том, что одни
люди могут и имеют право силою устраивать жизнь других
людей, если бы все властвующие
люди, все правители не обучали бы этому народы.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к
людям на основании вечного закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других
людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего закона своей совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех
людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий
мысли, повторять то, что говорят все
люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Мы не переставая стараемся украшать это воображаемое существо, а о настоящем, о том, что мы на самом деле, не заботимся. Если мы покойны душой, если мы верим, любим, мы стараемся как можно скорее рассказать об этом, с тем чтобы эти добродетели были не только наши добродетели, но и воображаемого существа в
мыслях других
людей.
Кто не думает сам по себе, тот подчиняется
мыслям другого
человека. А подчинять кому-нибудь свою
мысль — гораздо более унизительное рабство, чем подчинить кому-нибудь свое тело. Думай сам своей головой и не заботься о том, что скажут о тебе
люди.
Все
люди живут и действуют и по своим
мыслям и по
мыслям других
людей. В том, насколько
люди живут по своим
мыслям и насколько по
мыслям других
людей, главная разница между
людьми.
Не утешай себя
мыслью, что если ты не видишь тех, которых ты мучаешь и убиваешь, и если у тебя много товарищей, делающих то же, то ты не мучитель, не убийца: ты мог бы не быть им до тех пор, пока не знал, откуда те деньги, которые попадают тебе в руки, но если ты знаешь, то нет тебе оправдания — не перед
людьми (перед
людьми во всем и всегда есть оправдание), а перед своей совестью.
Такое сверхъестественное воздействие
человека на бога возможно только в
мысли и неразумно уже потому, что неизвестно, угодно ли или нет богу такие действия.
Чем истинно мудрее
человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои
мысли.
Вредно распространение между
людьми мыслей о том, что наша жизнь есть произведение вещественных сил и находится в зависимости от этих сил. Но когда такие ложные
мысли называются науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
Если бы
людей учили, как они должны
мыслить, а не только тому, что они должны
мыслить, — недоразумение было бы предотвращено.
Трудно среди общения с
людьми, в минуты увлечения
мыслями о прошедшем и будущем, вспомнить о том, что жизнь твоя сейчас в этом моменте настоящего. Но как важно и драгоценно вспоминать это! Старайся приучать себя к этому. Много зла избегнет
человек, если приучится к памятованию о том, что важно в жизни только настоящее, что только оно одно есть. Всё остальное — мечта.
Ты в тюрьме, ты болен, ты лишен возможности какой бы то ни было внешней деятельности, тебя оскорбляют, мучат, — но внутренняя жизнь твоя в твоей власти: ты можешь в
мыслях упрекать, осуждать, завидовать, ненавидеть
людей и можешь в
мыслях же подавлять эти чувства и заменять их добрыми.
Слово — выражение
мысли и может служить соединению и разделению
людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.
Если ты знаешь, как надо жить
людям, и желаешь им добра, то будешь высказывать им это. Высказывать же это будешь стараться так, чтобы они поверили в твои слова. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передать твои
мысли не с раздражением и гневом, а спокойно и с добром.
Как может
человек воздержаться от поступка, если он признает его дурным, так же может
человек воздержаться и от привлекающей его к себе
мысли, если он признает ее дурною. В этом воздержании в
мыслях главная сила
человека, потому что все поступки зарождаются в
мысли.
Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями
мысли. Только
мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. Только когда в
мыслях своих
человек будет стремиться к самоотречению, смирению, правдивости, только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами, соблазнами и суевериями.
Если бы
человек не мог
мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. А если бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо и что дурно. И потому нет ничего дороже для
человека того, чтобы хорошо
мыслить.
Люди говорят о нравственном и религиозном учении и о совести, как о двух раздельных руководителях
человека. В действительности же есть только один руководитель — совесть, то есть сознание того голоса бога, который живет в нас. Голос этот несомненно решает для каждого
человека, что ему должно и чего не должно делать. И этот голос всегда может быть вызван в себе всяким
человеком усилием
мысли.
Так же, и еще более, жалок
человек, если он не понимает, что ему дана сила
мысли для того, чтобы спокойно переносить всякие беды.
Когда мы узнаем новую
мысль и признаем ее верною, нам кажется, что мы уже давно знали ее и теперь только вспомнили то, что знали. Всякая истина уже лежит в душе всякого
человека. Только не заглушай ее ложью, и рано или поздно она откроется тебе.
Судьба
человека такая или другая бывает только оттого, как он в
мыслях своих понимает свою жизнь.
Все великие перемены в жизни одного
человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в
мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена
мысли.
Как жизнь и судьба отдельного
человека определяются тем, на что мы менее обращаем внимания, чем на поступки, — его
мыслями, так и жизнь обществ,
людей и народов определяется не событиями, свершающимися среди этих обществ и народов, а теми
мыслями, которые соединяют большинство
людей этих обществ и народов.
Не думай, чтобы мудрыми могли быть только особенные
люди. Мудрость нужна всем
людям, и потому все
люди могут быть мудрыми. Мудрость — в том, чтобы знать, в чем дело жизни и как исполнять его. А чтобы узнать его, нужно только одно: помнить, что
мысль — великое дело, и потому — думать.
Мне пришла
мысль, потом я забыл ее. Ну, ничего, это только
мысль. Если бы это были деньги, я бы перерыл всё, пока не нашел бы. Но тут что? только
мысль. Но ведь от семени огромное дерево. Ведь от
мысли та или другая деятельность и одного
человека и миллионов
людей, а мы думаем, что
мысль — ничто.
Как из дурных семян рождаются дурные плоды, так из дурных
мыслей рождаются дурные дела. Как земледелец отбирает хорошие, настоящие семена от семян сорных трав и из настоящих семян отбирает лучшие и бережет и перебирает их, так и разумный
человек поступает с своими
мыслями: он отгоняет пустые, дурные, удерживает лучшие и бережет и перебирает их.
Если не будешь отгонять дурные
мысли и не будешь беречь добрые, не миновать дурных поступков. Только от добрых
мыслей добрые дела. Дорожи добрыми
мыслями, ищи их в книгах мудрых
людей, в разумных речах и, главное, в самом себе.
Для того, чтобы светильник мог дать спокойный свет, нужно, чтобы он был поставлен в защищенное от ветра место. Если же светильник на ветру, то свет будет дрожать, и от него будут падать странные, темные тени. Такие же странные и темные тени будут падать на душу
человека от непроверенных, ничтожных, разнообразных
мыслей.
Наша жизнь бывает хороша или дурна от того, каковы наши
мысли. А
мыслями можно управлять. И потому для того, чтобы жить хорошо,
человеку надо работать над
мыслями, не поддаваться дурным
мыслям.
Нельзя отогнать дурную
мысль, когда она придет в голову, но можно понять, что
мысль эта дурная. А если знаешь, что она дурная, то можно не отдаваться ей. Появилась
мысль о том, что тот или этот
человек нехорош. Я не мог не подумать этого, но если я понял, что
мысль эта дурная, я могу вспомнить о том, что осуждать
людей дурно, что я сам плох, и, вспомнив это, я могу воздержаться от осуждения даже в
мысли.
Мы часто думаем, что главная сила мира — сила вещественная. Мы думаем так потому, что тело наше, хочешь не хочешь, всегда чувствует такую силу. Сила же духовная, сила
мысли нам кажется незначительной, и мы не признаем ее за силу. А между тем в ней-то, в ней одной истинная сила, изменяющая и нашу жизнь и жизнь всех
людей.
Духовное руководит телесным, а не телесное духовным. И потому, чтобы изменить свое состояние,
человек должен работать над собой в области духовной — в области
мысли.
Часто молодые
люди говорят: «Я не хочу жить чужим умом, а сам обдумаю». Это совершенно справедливо,
мысль своя дороже всех чужих
мыслей. Но зачем же тебе обдумывать обдуманное? Бери готовое и иди дальше. В том, что можно пользоваться чужими
мыслями и идти дальше, сила человечества.
Усилия, освобождающие
человека от грехов, соблазнов и суеверий, совершаются прежде всего в
мысли.
Главной помощью в борьбе этой служит
человеку то, что он может соединяться с разумной деятельностью всех живших до него мудрецов и святых
людей мира. Такое общение с
мыслью прежде живших святых и мудрых
людей есть молитва, то есть повторение тех слов, которыми
люди эти выражали свое отношение к своей душе, к другим
людям и к миру и началу его.
Христианское учение не знает таких молитв. Оно учит тому, что молитва необходима не как средство избавления от мирских бедствий и приобретения мирских благ, а как средство укрепления
человека в добрых
мыслях.
Уныние есть такое состояние души, при котором
человек не видит смысла ни в своей, ни во всей жизни мира. Избавление от него есть только одно: вызвать в себе лучшие
мысли свои или других
людей, которые были тобою сознаны и которые объясняли тебе смысл твоей жизни. Вызывание таких
мыслей совершается повторением тех высших истин, которые знаешь и можешь высказать сам себе — молитвой.
Истинная сила
человека не в порывах, а в ненарушимом, спокойном стремлении к добру, которое он устанавливает в
мыслях, выражает в словах и проводит в поступках.
Деятельность
мысли дорога не только тем, что она исправляет нашу жизнь, но еще и тем, что она помогает в жизни и другим
людям. От этого особенно важны усилия
мысли.