Всякий может видеть, что государям, особенно только что получившим власть или управляющим вновь возникающими монархиями, бывает невозможно согласовать свой образ действий с требованиями нравственности: весьма часто, для поддержания порядка в государстве, они должны поступать против
законов совести, милосердия, человеколюбия и даже против религии.
Неточные совпадения
16) И соблазны тщеславия, т. е. ложного представления о том, что руководством поступков человека могут и должны быть не разум и
совесть, а людские мнения и людские
законы.
Выяснить своими усилиями свое отношение к миру и держаться его, установить свое отношение к людям на основании вечного
закона делания другому того, что хочешь, чтобы тебе делали, подавлять в себе те дурные страсти, которые подчиняют нас власти других людей, не быть ничьим господином и ничьим рабом, не притворяться, не лгать, ни ради страха, ни выгоды, не отступать от требований высшего
закона своей
совести, — всё это требует усилий; вообразить же себе, что установление известных порядков каким-то таинственным путем приведет всех людей, в том числе и меня, ко всякой справедливости и добродетели, и для достижения этого, не делая усилий мысли, повторять то, что говорят все люди одной партии, суетиться, спорить, лгать, притворяться, браниться, драться, — всё это делается само собой, для этого не нужно усилия.
Никакие условия не могут сделать того, чтобы убийство перестало быть самым грубым и явным нарушением
закона бога, выраженного и во всех религиозных учениях и в
совести людей. А между тем при всяком государственном устройстве убийство — и в виде казни и на войне — считается законным делом.
И что же, это самое делает всякий христианин, когда он по приказу урядника, губернатора, министра, царя делает дела, противные его
совести и
закону бога: отбирает у бедняков имущество, судит, казнит, воюет.
Лжеучение государства вредно уже одним тем, что выдает ложь за истину, но больше всего вредно тем, что приучает добрых людей делать дела, противные
совести и
закону бога: обирать бедных, судить, казнить, воевать и думать, что все эти дела не дурные.
Всевозможные лживые рассуждения о том, что во всем властвует судьба,
законы природы, никогда не будут в силах заставить замолчать двух неподкупных свидетелей человеческой свободы: укоров
совести и величия мученичества.
Неточные совпадения
В ком есть и
совесть, и
закон, // Тот не укра́дет, не обманет, // В какой бы ну́жде ни был он; // А вору дай хоть миллион — // Он воровать не перестанет.
Зови меня вандалом: // Я это имя заслужил. // Людьми пустыми дорожил! // Сам бредил целый век обедом или балом! // Об детях забывал! обманывал жену! // Играл! проигрывал! в опеку взят указом! // Танцо́вщицу держал! и не одну: // Трех разом! // Пил мертвую! не спал ночей по девяти! // Всё отвергал:
законы!
совесть! веру!
— Будь уверен, мой друг, что я искренно радуюсь, — ответил он, вдруг приняв удивительно серьезную мину, — он стар, конечно, но жениться может, по всем
законам и обычаям, а она — тут опять-таки дело чужой
совести, то, что уже я тебе повторял, мой друг.
Если что и охраняет общество даже в наше время и даже самого преступника исправляет и в другого человека перерождает, то это опять-таки единственно лишь
закон Христов, сказывающийся в сознании собственной
совести.
Был, дескать, здесь у вас на земле один такой мыслитель и философ, «все отвергал,
законы,
совесть, веру», а главное — будущую жизнь.