Неточные совпадения
20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению
души с другими существами и богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому для того, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться с грехами, соблазнами и суевериями. Для борьбы этой человек должен
делать усилия.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его
души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не
делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
В истинной вере важно не то, чтобы хорошо рассуждать о боге, о
душе, о том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой жизни должно и чего не должно
делать.
Истинное доброе в тебе самом, в твоей
душе. Кто ищет добро не в самом себе,
делает то же, что
делает пастух, когда ищет в стаде того ягненка, который у него за пазухой.
Человек может всякую минуту спросить себя, что я такое и что я сейчас
делаю, думаю, чувствую, и может ответить себе: сейчас я
делаю, думаю, чувствую то-то и то-то. Но если человек спросит себя: что же такое то, что во мне сознает то, что я
делаю, думаю, чувствую? — то он ничего не может ответить другого, как только то, что это сознание себя. Вот это-то сознание себя и есть то, что мы называем
душою.
Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом.
Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в
душе твоей.
В мирских делах никогда не знаешь наверное, нужно ли
делать то, что
делаешь, и выйдет ли из твоего дела то, чего хочешь. Но не то, когда живешь для
души. Живи для
души, и ты наверное будешь знать, что надо
делать именно то, чего требует
душа, наверное будешь знать и то, что выйдет только хорошее из того, что ты
делаешь.
Говорят: какой же расчет
делать добро людям, когда они за добро платят злом? Но если ты любить того, кому
делаешь добро, то ты уже получил награду в любви к нему и еще большую награду получишь в
душе своей, если с любовью к нему перенесешь то зло, которое он тебе
делает.
Дело нашей жизни на этом свете двойное. Одно — возрастить в себе свою
душу, и другое — устанавливать царство божие на земле.
Делаем мы и то и другое одним и тем же: тем, что освобождаем в себе тот божественный свет, который заложен нам в
душу.
Даже и тогда, когда в человеке пробуждается сознание своей
души, он все-таки исполняет желания тела, противные желанию
души, и этим
делает себе вред, ошибается, грешит.
Такое состояние
души, при котором человек не сознает того зла, которое
делает, бывает у человека тогда, когда он или не желает проверять разумом свое поведение, или, еще хуже, употребляет свой разум на оправдание своих поступков, когда он подпал соблазнам и связанным с ними суевериям.
Сократ сам воздерживался от всего того, что едят не для утоления голода, а для вкуса, и уговаривал своих учеников
делать так же. Он говорил, что не только для тела, но и для
души большой вред от лишней еды или питья, и советовал выходить из-за стола, пока еще есть хочется. Он напоминал своим ученикам сказку о мудром Улиссе: как волшебница Цирцея не могла заколдовать Улисса оттого только, что он не стал объедаться, а товарищей его, как только они набросились на ее сладкие кушанья, всех обратила в свиней.
Ни вино, ни опиум, ни табак не нужны для жизни людей. Все знают, что и вино, и опиум, и табак вредны и телу и
душе. А между тем, чтобы производить эти яды, тратятся труды миллионов людей. Зачем же
делают это люди?
Делают это люди оттого, что, впав в грех служения телу и видя, что тело никогда не может быть удовлетворено, они придумали такие вещества, как вино, опиум, табак, которые одуряют их настолько, что они забывают про то, что у них нет того, чего они желают.
Если человек живет не для
души, а для тела, то он
делает то же, что
делала бы птица, если бы она передвигалась с места на место пешком своими слабыми ногами, а не летала бы на своих крыльях туда, куда ей надо.
Если много работаешь на других, не тяготись такой работой и не желай себе за нее похвалы, а знай, что труд твой, если ты, любя,
делаешь его для других, полезнее всего для настоящего тебя, для
души твоей.
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собой: что мне
делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что
сделаю: сломаю житницы мои и построю бòльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу
душе моей:
душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но бог сказал ему: безумный! в сию ночь
душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Для того, чтобы не
делать ближнему своему дурного — любить его, нужно приучать себя не говорить ни ему, ни о нем дурного, а для того, чтобы приучить себя к этому, надо приучить себя не думать о нем дурного, не допускать в свою
душу чувство недоброжелательства даже в мыслях.
Жизнь для
души тем отличается от жизни мирской, что тот, кто живет для
души, не может быть доволен собой, что бы он ни
сделал хорошего; он считает, что
сделал только то, что нужно, и то далеко не всё, и потому может только укорять себя, а никак не гордиться, не быть довольным собою.
До тех пор, пока люди будут неспособны устоять против соблазнов страха, одурения, корысти, честолюбия, тщеславия, которые порабощают одних и развращают других, они всегда сложатся в общество насилующих, обманывающих и насилуемых и обманываемых. Для того, чтобы этого не было, каждому человеку надо
сделать нравственное усилие над самим собой. Люди сознают это в глубине
души, но им хочется как-нибудь помимо личного усилия достигнугь того, что достигается только таким усилием.
Делай свое дело жизни, совершенствуя и улучшая свою
душу, и будь уверен, что только этим путем ты будешь самым плодотворным образом содействовать улучшению общей жизни.
Всякий мирской человек, читая евангелие, в глубине
души знает, что по этому учению нельзя ни под каким предлогом: ни ради возмездия, ни ради защиты, ни ради спасения другого,
делать зло ближнему, и что поэтому, если он желает оставаться христианином, ему надо одно из двух: или переменить всю свою жизнь, которая держится на насилии, то есть на делании зла ближнему, или скрыть как-нибудь от самого себя то, чего требует учение Христа.
Суеверия о богах, о пророчествах и таинственных средствах спасения
души уже начинают разрушаться и почти разрушены; суеверие же такого государственного устройства, которое посредством наказания дурных
сделает остальных счастливыми, признается всеми, и во имя его совершаются величайшие злодеяния.
Учение любви, не допускающее насилия, не потому только важно, что человеку хорошо для себя, для своей
души, терпеть зло и
делать добро за зло, но еще и потому, что только одно добро прекращает зло, тушит его, не позволяет ему идти дальше. Истинное учение любви тем и сильно, что оно тушит зло, не давая ему разгораться.
Чтобы понять в учении Христа то, что надо платить добром за зло, надо понять всё учение по-настоящему, а не так, как его толкуют церкви, с урезками и прибавками. Всё же учение Христа в том, что человек живет не для своего тела, а для
души, для того, чтобы исполнить волю бога. Воля же бога в том, чтобы люди любили друг друга, любили всех. Как же может человек любить всех и
делать зло людям? Верующий в учение Христа, что бы с ним ни
делали, не может
делать того, что противно любви, не может
делать зла людям.
В том, чтобы
делать то, что
делаешь, не для своего тела, не для своей
души, а только для того, чтобы получить одобрение людей, — в этом одна из главных причин дурной жизни людей.
Хорошо, когда люди занимаются учением для своей
души, для того, чтобы быть умнее и добрее. Такое учение полезно для них. Когда же люди учатся ради славы людской, для того, чтобы казаться учеными, ученость не только бесполезна, но вредна,
делает людей и менее умными и менее добрыми, чем бы они были, если бы и вовсе не учились.
Трудно различить, служишь ли ты людям для
души, для бога или для похвалы от них. Поверка одна: если
делаешь дело которое считаешь добрым, спроси себя, будешь ли
делать то же, если знаешь вперед, что никто никогда не узнает о том, что ты
делаешь. Если ответишь себе, что все-таки будешь
делать, тогда наверное можешь знать: то, что
делаешь, —
делаешь для
души, для бога.
Человек должен служить одному из двух:
душе или телу. Если
душе, то он должен бороться с грехом. Если телу, то незачем ему бороться с грехами, ему нужно только
делать то, что принято всеми.
Грехи, соблазны и суеверия задерживают, скрывают от человека его
душу. Чтобы раскрыть для самого себя свою
душу, человеку нужно
делать усилия сознания; и потому в этих усилиях сознания главное дело жизни человека.
Всякий знает, что без усилий в телесном труде ничего не
сделаешь. Надо понимать, что и в главном деле жизни, в жизни
души, тоже ничего не
сделаешь без усилия.
Не говори никогда про доброе дело: «не стоит и стараться, — это так трудно, что никогда не достигну», или «это так легко, что когда захочу — всегда
сделаю». Не думай и не говори так: всякое усилие, хотя бы цель усилия и не была достигнута, или цель эта была бы самая неважная, всякое усилие укрепляет
душу.
Я — орудие, которым работает бог. Мое истинное благо только в том, чтобы участвовать в его работе. Участвовать же в его работе я могу только теми усилиями сознания, которые я
делаю для того, чтобы держать в порядке, чистоте, остроте, правильности то орудие божье, которое поручено мне — себя, свою
душу.
Нам кажется, что настоящая работа только над чем-нибудь видимым: строить дом, пахать поле, кормить скот, а работа над своей
душой, над чем-то невидимым — дело неважное, такое, какое можно
делать, а можно и не
делать, а между тем всякая другая работа, — кроме работы над своей
душой, над тем, чтобы делаться с каждым днем духовнее и любовнее, — всякая другая работа пустяки. Только одна эта работа настоящая, и все остальные работы полезны только тогда, когда делается эта главная работа жизни.
Сказать, что я не могу воздержаться от дурного дела, всё равно что сказать, что я не человек, а животное. Люди часто говорят это, но сколько бы они ни говорили это, они в
душе своей знают, что, пока они живы, они могут перестать
делать дурное и начать
делать доброе.
Царство божие силою берется. Это значит то, что для того, чтобы избавиться от зла и быть добрым, нужно усилие. Усилие нужно для того, чтобы удержаться от зла. Удержись от зла, и будешь
делать добро, потому что
душа человеческая любит добро и
делает его, если только свободна от зла.
И, начиная с Каина вплоть до самого глубоко подлого человека наших дней, все, избравшие путь зла, слышат в глубине
души голос осуждения, укора, голос, не дающий им покоя, который вечно твердит им: зачем вы свернули с истинного пути? Вы могли, вы можете
сделать усилие. Вы — деятели свободные, и в вашей власти было и есть коснеть в грехах или освобождаться от них.
Люди говорят: «Нельзя жить, если мы не знаем того, что нас ожидает. Надо готовиться к тому, что будет». Это неправда. Настоящая хорошая жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том, что будет с моим телом, а только о том, что мне для своей
души нужно сейчас. А для
души нужно только одно:
делать то, что соединяет мою
душу со всеми людьми и с богом.
Без чистоты
души зачем поклоняться богу? Зачем говорить: я пойду в Бенарес? [Бенарес — город, который индусы считают святым городом.] Каким образом достигнет истинного Бенареса тот, кто
делал зло?
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе,
делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти.
Душа человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть настоящая твердыня, и нет прибежища для человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.
Если с нами случается неприятное, то мы чаще всего обвиняем в этом других или судьбу. А не думаем того, что если люди или судьба могут
сделать нам что-нибудь дурное, то это значит, что что-нибудь в нас не в порядке. Тому, кто живет для
души, никто и ничто не может
сделать ничего худого: и гонения, и обиды, и бедность, и болезни не зло для такого человека.
Часто говорят: «Мне уже не к чему, мне уже помирать пора». Всё, что не к чему, потому что помирать пора, не к чему было и когда-либо
делать. А есть дело, которое всегда нужно, и чем ближе к смерти, тем нужнее: дело
души. Дело это в том, чтобы улучшать свою
душу.
Настоящего добра никто не может
сделать один другому. Истинное добро может
сделать человек только сам себе. Истинное добро это в одном: в жизни для
души, а не для тела.
Говорят, что для того, кто
делает добро, не нужно награды. Это правда, если думать, что награда будет не в тебе и не сейчас, а в будущем. Но без награды, без того, чтобы добро не давало радости человеку, не мог бы человек
делать добро. Дело только в том, чтобы понимать, в чем истинная награда. Истинная награда не во внешнем и будущем, а во внутреннем и настоящем: в улучшении своей
души. В этом и награда и побуждение к деланию добра.
Мы не знаем и не можем знать, для чего мы живем. И потому нельзя бы было нам знать, что нам
делать и чего не
делать, если бы у нас не было желания блага. Это желание верно указывает нам, что нам
делать, если только мы понимаем свою жизнь не как животное, а как
душу в теле. И это самое благо, какого желает наша
душа, и дано нам в любви.
Никто никогда не уставал
делать себе добро. Но ведь самое большое добро — это то, чтобы
делать то, чего
душа хочет, а
душа всегда хочет одного: любви от себя и к себе. Положи жизнь свою в этом увеличении любви, и ты увидишь, что благо твое всегда в твоей власти.
То же самое
делают в мире люди, когда, живя не для
души, а для тела, губят свою жизнь и жизнь других людей, осуждают не себя, а друг друга или бога, если признают его, или самый мир, если не признают бога, а полагают, что мир сам собою устроился.