Неточные совпадения
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от
бога, стремятся к соединению с
тем, от чего они отделены, и достигают этого соединения с душами других людей любовью, с
богом — сознанием своей божественности. В этом всё большем и большем соединении с душами других людей — любовью и с
богом — сознанием своей божественности заключается и смысл и благо человеческой жизни.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами и
богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается освобождением души от
того, что препятствует любви к людям и сознанию своей божественности: грехи, т. е. потворство похотям тела, соблазны, т. е. ложные представления о благе, и суеверия, т. е. ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению души с другими существами и
богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому для
того, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться с грехами, соблазнами и суевериями. Для борьбы этой человек должен делать усилия.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и
богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому
то, что представляется человеку злом, есть только указание
того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает
того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
29) Точно так же и
то, что представляется человеку смертью, есть только для
тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же, понимающих жизнь в
том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего
того, что препятствует его соединению с
богом и другими существами, нет и не может быть смерти.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с
богом, достигаемым только усилием в настоящем, не может быть вопроса о
том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв настоящем. О
том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку, да и не нужно ему.
Не дано знать этого человеку для
того, чтобы он душевные силы свои напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми существами и с
богом.
Не нужно же знать человеку
того, что будет с его душою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна быть понимаема, как непрестанное всё большее и большее соединение своей души с душами других существ и
богом,
то жизнь его не может быть ничем иным, как только
тем самым, к чему он стремится, т. е. ничем не нарушимым благом.
Есть две веры: вера доверия
тому, что говорят люди, — это вера в человека или в людей, и таких вер много различных, и вера в свою зависимость от
того, кто послал меня в мир. Это вера в
бога, и такая вера одна для всех людей.
Если я верю в
бога,
то мне нечего спрашивать о
том, что выйдет из моего послушания
богу, потому что я знаю, что
бог — любовь, а из любви ничего, кроме добра, выйти не может.
Христос открыл людям
то, что вечное не
то же, что будущее, но что вечное, невидимое живет в нас сейчас в этой жизни, что мы становимся вечными, когда соединяемся с
тем богом духом, в котором всё живет и движется.
В истинной вере важно не
то, чтобы хорошо рассуждать о
боге, о душе, о
том, что было и что будет, а важно одно: твердо знать, что в этой жизни должно и чего не должно делать.
Закон жизни о
том, чтобы любить
бога и ближнего, прост и ясен, — всякий человек, когда войдет в разум, сознает его в своем сердце. И потому, если бы не было ложных учений, все люди держались бы этого закона и на земле было бы царство небесное.
У всех народов всегда были такие люди, которые говорили про себя, что они одни знают истинный закон
бога. И люди эти для
того, чтобы подтвердить свои слова, всегда рассказывали про
то, что будто бы были такие чудеса от
бога, по которым видно, что
тот закон, которому они учат, есть истинный закон
бога. Кроме
того, люди эти записывали этот свой закон в книги и уверяли народ, что в книгах этих всякое слово истинно, потому что книги эти внушены и написаны самим
богом.
Всё это неправда. Закон божий открывается не одним каким-нибудь людям, а равно всякому человеку, если он хочет узнать его. Чудес же никогда не было и не бывает, и все рассказы о чудесах пустые выдумки. Неправда и
то, что есть такие книги, в которых всякое слово истинно и внушено
богом. Все книги дело рук человеческих, и во всех может быть и полезное, и вредное, и истинное, и ложное.
Так бывает с
теми, которые не слушают голоса духа в себе, а верят чужим словам о
боге и законе его.
Если человек хочет угодить
богу молитвами, обрядами,
то это значит, что он хочет обмануть
бога. Но
бога нельзя обмануть, обманываешь только себя.
То же, что этот работник, делают люди, которые молятся святым угодникам, прося их заступиться за них перед
богом, и
то же делают, когда хотят задобрить
бога лампадами и всякими жертвами, постройками храмов и восхвалениями его.
Учение Христа в
том, что между
богом и людьми не может быть посредников и что нужны для жизни не дары
богу, а наши добрые дела.
Если ты служишь
богу из-за вечного блаженства,
то ты служишь себе, а не
богу.
Главная разница между истинной верой и ложной
та, что при ложной вере человек хочет, чтобы за его жертвы и молитвы
бог угождал человеку. При истинной же вере человек хочет только одного: научиться угождать
богу.
Очень удивительно
то, что большинство людей тверже всего верят самым старинным учениям о вере, таким, какие уже не подходят к нашему времени, а откидывают и считают ненужными и вредными все новые учения. Такие люди забывают
то, что если
бог открывал истину древним людям,
то он всё
тот же и точно так же мог открыть ее и недавно жившим и теперь живущим людям.
Христос великий учитель. Он проповедовал истинную всеобщую религию любви к
богу и человеку. Но не надо думать, что у
бога не могут быть такие же и даже еще более великие учителя. Если мы будем думать так, мы этим не уменьшим величия Христа, а только признаем величие
бога. Если же мы будем думать, что после Христа
бог уже не будет больше прямо открываться людям,
то с новыми великими учителями, когда они придут, случится
то же, что было с Христом: побьют живого пророка для
того, чтобы боготворить умершего.
Когда дождевая вода течет по желобам,
то нам кажется, что она вытекает из них. Но ведь вода падает с неба.
То же и с поучениями святых и мудрецов: нам кажется, что поучения идут от них, а они идут от
бога.
Неосязаемое, невидимое, бестелесное, дающее жизнь всему существующему, само в себе мы называем
богом.
То же неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем душою.
Прежде всего пробуждается в человеке сознание своей отделенности от всего остального вещества,
то есть своего тела. Потом сознание
того, что отделено,
то есть своей души, и потом сознание
того, от чего отделена эта духовная основа жизни — сознание всего —
бога.
Вот это-то
то, что сознает свое отделение от всего, от
бога, и есть
то единое духовное существо, которое живет в каждом человеке.
Сознать себя отделенным существом значит познать существование
того, от чего отделен, познать существование всего —
бога.
Когда истина высказывается человеком,
то это не значит
того, чтобы истина эта исходила из человека. Всякая истина от
бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека,
то это только оттого, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него.
Бога никак нельзя понять умом. Мы знаем, что он есть, только потому, что знаем его не умом, а
тем, что сознаем его в себе.
Для
того, чтобы человеку быть настоящим человеком, ему надо сознать
бога в себе.
Спрашивать, есть ли
бог, всё равно, что спрашивать: есть ли я?
То, чем я живу, это и есть
бог.
Если человек не знает самого себя,
то нельзя советовать ему, чтобы он постарался узнать
бога. Можно советовать это только такому человеку, который знает себя. Прежде, чем узнать
бога, человек должен узнать самого себя.
Если я растоплюсь на божьем огне,
то бог оттиснет на мне свой образ.
Я
то же, что и
бог, но только он — он, а я — я.
Я знаю
бога не тогда, когда верю
тому, что мне сказали о нем, а когда сознаю его так же, как сознаю свою душу.
Бог желает блага всему, и потому, если ты желаешь блага всему,
то есть любишь,
то в тебе живет
бог.
Человек, не оставайся человеком. Делайся
богом — только тогда ты сделаешь с собой
то, что должно.
Говорят: спасать душу. Спасать можно только
то, что может погибнуть. Душа не может погибнуть, потому что она одна только существует. Не спасать надо душу, а очищать ее от
того, что затемняет, оскверняет ее, просвещать ее для
того, чтобы
бог всё больше и больше проходил через нее.
Говорят: «или ты
бога забыл?» Это хорошее слово. Забыл
бога — значит забыл
того, кто живет в тебе и кем ты живешь.
Кто соединен с
богом,
тот не может бояться
бога.
Бог не может сделать зло самому себе.
Если человек не видит в каждом ближнем
тот же дух, который соединяет его со всеми людьми мира, он живет, как во сне. Только
тот проснулся и живет по-настоящему, кто во всяком ближнем видит и себя и
бога.
Люди не считают дурным есть животных оттого, что ложные учителя уверили их в
том, что
бог разрешил людям есть животных. Это неправда. В каких бы книгах ни было написано, что не грех убивать животных и есть их, в сердце каждого человека написано яснее, чем в каких бы
то ни было книгах, что животных надо жалеть и нельзя убивать также, как и людей. Мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести.
Тело человека хочет добра себе одному, и люди поддаются этому обману. А как только человек живет для одного своего тела, а не для души, так он расходится с людьми и с
богом и не получает
того добра, которого ищет.
Я знаю, что во мне
то, без чего ничего бы не было. Это-то и есть
то, что я называю
богом.
Вот это нечто духовное, что человек признает своим началом, и есть
то, что все мудрые люди называли и называют
богом.
Нет
бога для
того, кто не знает его в себе.
Я знаю в себе отделенное от всего духовное существо. Таким же отделенным от всего я знаю такое же духовное существо и в других людях. Но если я знаю это духовное существо в себе и знаю его в других существах,
то оно не может не быть и само в себе. Вот это-то существо само в себе мы и называем
богом.
Живешь не ты:
то, что ты называешь собою,
то мертво.
То. что живит тебя, — это
бог.
Если бы мы не видели глазами, не слышали ушами, не щупали руками, мы ничего бы не знали из
того, что вокруг нас. Если же бы мы не сознавали
бога в себе, мы не знали бы и самих себя, не знали бы в себе
того, кто видит, слышит, ощупывает мир кругом себя.