Неточные совпадения
И, наблюдая и рассматривая эти другие существа,
человек видит, что все они, и
люди, и даже
животные, имеют точно такое же представление о жизни, как и он.
Но кроме тех
людей, которые понимали и понимают определения жизни, открытые
людям великими просветителями человечества, и живут ими, всегда было и есть огромное большинство
людей, которые в известный период жизни, а иногда во всю свою жизнь, жили и живут одной
животной жизнью, не только не понимая тех определений, которые служат разрешением противоречия человеческой жизни, но не видя даже и того противоречия ее, которое они разрешают.
Другие, непризнающие возможности никакой другой жизни, кроме видимой, отрицают всякие чудеса и всё сверхъестественное и смело утверждают, что жизнь
человека есть не что иное, как его
животное существование от рождения и до смерти. Это учение книжников, —
людей, учащих тому, что в жизни
человека, как
животного, и нет ничего неразумного.
Книжники же, и не подозревая в фарисейских учениях тех разумных основ, на которых они возникли, прямо отрицают всякие учения о будущей жизни и смело утверждают, что все эти учения не имеют никакого основания, а суть только остатки грубых обычаев невежества, и что движение вперед человечества состоит в том, чтобы не задавать себе никаких вопросов о жизни, выходящих за пределы
животного существования
человека.
Книжники, не понимая того противоречия, которое составляет начало разумной жизни, смело утверждают, что так как они его не видят, то противоречия и нет никакого, и что жизнь
человека есть только его
животное существование.
Жизнь и есть то, что происходит в теле
человека, так же как и
животного, в промежуток времени между рождением и смертью.
Что может быть яснее?» Так смотрели и всегда смотрят на жизнь самые грубые, невежественные
люди, едва выходящие из
животного состояния.
Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени и усилия тратится на них, что
люди понемногу забывают о первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств вещества, растений и
животных и есть изучение самой жизни, той жизни, которая, познается
человеком только в его сознании.
Ложная наука, взявшая за исходную точку отсталое представление о жизни, при котором не видно то противоречие жизни человеческой, которое составляет главное ее свойство, — эта мнимая наука в своих последних выводах приходит к тому, чего требует грубое большинство человечества, — к признанию возможности блага одной личной жизни, к признанию для
человека благом одного
животного существования.
Ложная наука идет дальше даже требований грубой толпы, которым она хочет найти объяснение, — она приходит к утверждению того, что с первого проблеска своего отвергает разумное сознание
человека, приходит к выводам о том, что жизнь
человека, как и всякого
животного, состоит в борьбе за существование личности, рода и вида.
Жизнь миров, земли,
человека,
животного, растения имеет свои законы, и мы изучаем их, мы исследуем происхождение миров и
человека,
животных и растений, и всего вещества; мы исследуем и то, что ожидает миры, как остынет солнце и т. п., и что было и будет с
человеком и со всяким
животным и растением.
Наступает время и наступило уже, когда обман, выдающий отрицание — на словах — этой жизни, для приготовления себе будущей, и признание одного личного
животного существования за жизнь и так называемого долга за дело жизни, — когда обман этот становится ясным для большинства
людей, и только забитые нуждой и отупевшие от похотливой жизни
люди могут еще существовать, не чувствуя бессмысленности и бедственности своего существования.
Человек жил как
животное во время ребячества и ничего не знал о жизни. Если бы
человек прожил десять месяцев, он бы ничего не знал ни о своей, ни о какой бы то ни было жизни; так же мало знал бы о жизни, как и тогда, когда бы он умер в утробе матери. И не только младенец, но и неразумный взрослый, и совершенный идиот не могут знать про то, что они живут и живут другие существа. И потому они и не имеют человеческой жизни.
Только ложное учение о человеческой жизни, как о существовании
животного от рождения до смерти, в котором воспитываются и поддерживаются
люди, производит то мучительное состояние раздвоения, в которое вступают
люди при обнаружении в них их разумного сознания.
Человек, в котором проснулось разумное сознание, но который вместе с тем понимает свою жизнь только как личную, находится в том же мучительном состоянии, в котором находилось бы
животное, которое, признав своей жизнью движение вещества, не признавало бы своего закона личности, а только видело бы свою жизнь в подчинении себя законам вещества, которые совершаются и без его усилия.
Животное страдало бы и видело бы в этом состоянии мучительное противоречие и раздвоение. То же происходит и с
человеком, наученным признавать низший закон своей жизни,
животную личность, законом своей жизни. Высший закон жизни, закон его разумного сознания, требует от него другого; вся же окружающая жизнь и ложные учения удерживают его в обманчивом сознании, и он чувствует противоречие и раздвоение.
Но как
животному для того, чтобы перестать страдать, нужно признавать своим законом не низший закон вещества, а закон своей личности и, исполняя его, пользоваться законами вещества для удовлетворения целей своей личности, так точно и
человеку стоит признать свою жизнь не в низшем законе личности, а в высшем законе, включающем первый закон, — в законе, открытом ему в его разумном сознании, — и уничтожится противоречие, и личность будет свободно подчиняться разумному сознанию и будет служить ему.
Обнаружение истинной жизни состоит в том, что
животная личность влечет
человека к своему благу, разумное же сознание показывает ему невозможность личного блага и указывает какое-то другое благо.
Разумное благо не видно, но личное благо так несомненно уничтожено, что продолжать личное существование невозможно, и в
человеке начинает устанавливаться новое отношение его
животного к разумному сознанию.
Точно так же и в
человеке с проснувшимся разумным сознанием нет никакого противоречия, а есть только рождение нового существа, нового отношения разумного сознания к
животному.
Истинная жизнь
человека, проявляющаяся в отношении его разумного сознания к его
животной личности, начинается только тогда, когда начинается отрицание блага
животной личности. Отрицание же блага
животной личности начинается тогда, когда пробуждается разумное сознание.
Разум для
человека тот закон, по которому совершается его жизнь, — такой же закон, как и тот закон для
животного, по которому оно питается и плодится, — как и тот закон для растения, по которому растет, цветет трава, дерево, — как и тот закон для небесного тела, по которому движутся земля и светила.
Заблуждение, что видимый нами, на нашей
животной личности совершающийся, закон и есть закон нашей жизни, есть старинное заблуждение, в которое всегда впадали и впадают
люди. Заблуждение это, скрывая от
людей главный предмет их познания, подчинение
животной личности разуму для достижения блага жизни, ставит на место его изучение существования
людей, независимо от блага жизни.
Вместо того, чтобы изучать тот закон, которому, для достижения своего блага, должна быть подчинена
животная личность
человека, и, только познав этот закон, на основании его изучать все остальные явления мира, ложное познание направляет свои усилия на изучение только блага и существования
животной личности
человека, без всякого отношения к главному предмету знания, — подчинению этой
животной личности
человека закону разума, для достижения блага истинной жизни.
Ложное познание, не имея в виду этого главного предмета знания, направляет свои силы на изучение
животного существования прошедших и современных
людей и на изучение условий существования
человека вообще, как
животного. Ему представляется, что из этих изучений может быть найдено и руководство для блага жизни человеческой.
В самом деле: если существование
людей изменяется только вследствие общих законов их
животного существования, то изучение тех законов, которым оно и так подчиняется, совершенно бесполезно и праздно.
И потому, сколько бы ни изучали
люди того, как существовали
люди, как
животные, они никогда не узнают о существовании
человека ничего такого, чего само собой не происходило бы в
людях и без этого знания; и никогда, сколько бы они ни изучали
животного существования
человека, не узнают они того закона, которому для блага его жизни должно быть подчинено это
животное существование
человека.
Другой разряд особенно распространенных в наше время рассуждений, при которых уже совершенно теряется из вида единственный предмет познания, такой: рассматривая
человека, как предмет наблюдения, мы видим, говорят ученые, что он так же питается, ростет, плодится, стареется и умирает, как и всякое
животное: но некоторые явления — психические (так они называют их) — мешают точности наблюдений, представляют слишком большую сложность, и потому, чтобы лучше понять
человека, будем рассматривать его жизнь сперва в более простых проявлениях, подобных тем, которые мы видим в лишенных этой психической деятельности
животных и растениях.
А так как законы
животных проще, чем законы жизни
человека, а законы растений еще проще, а законы вещества еще проще, то и исследования надо основывать на самом простом — на законах вещества.
Мы видим, что то, что происходит в растении и
животном, то происходит точно так же и в
человеке, говорят они, а потому мы заключаем, что всё то, что происходит в
человеке, и объяснится нам из того, что происходит в самом простом, видимом нам и подлежащем нашим опытам мертвом веществе, — тем более, что все особенности деятельности
человека находятся в постоянной зависимости от сил, действующих в веществе.
Соображение же о том, что в
человеке есть нечто такое, чего мы не видим ни в
животных, ни в растениях, ни в мертвом веществе, и что это-то нечто и есть единственный предмет познания, без которого бесполезно всякое другое, не смущает их.
И они изучают в
человеке то, что происходит и в мертвом веществе, и в растении, и в
животном, предполагая, что уяснение законов явлений, сопутствующих жизни
человека, может уяснить им самую жизнь
человека.
Чтобы понять жизнь
человека, т. е. тот закон, которому для блага
человека должна быть подчинена его
животная личность,
люди рассматривают: или историческое существование, но не жизнь
человека, или несознаваемое
человеком, но только видимое ему подчинение и
животного, и растения, и вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали
люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную цель, которой им нужно следовать.
Совершенно справедливо то, что знание видимого нам проявления существования
людей в истории может быть поучительно для нас; что точно так же может быть поучительно для нас и изучение законов
животной личности
человека и других
животных, и поучительно изучение тех законов, которым подчиняется само вещество.
Изучение всего этого важно для
человека, показывая ему, как в отражении, то, что необходимо совершается в его жизни; но очевидно, что знание того, что уже совершается и видимо нами, как бы оно ни было полно, не может дать нам главного знания, которое нужно нам, — знания того закона, которому должна для нашего блага быть подчинена наша
животная личность.
Точно так же и
человек, как бы он хорошо ни знал закон, управляющий его
животною личностью, и те законы, которые управляют веществом, эти законы не дадут ему ни малейшего указания на то, как ему поступить с тем куском хлеба, который у него в руках: отдать ли его жене, чужому, собаке, или самому съесть его, — защищать этот кусок хлеба или отдать тому, кто его просит. А жизнь человеческая только и состоит в решении этих и подобных вопросов.
Изучение законов, управляющих существованием
животных, растений и вещества, не только полезно, но необходимо для уяснения закона жизни
человека, но только тогда, когда изучение это имеет целью главный предмет познания человеческого: уяснение закона разума.
При предположении же о том, что жизнь
человека есть только его
животное существование, и что благо, указываемое разумным сознанием, невозможно, и что закон разума есть только призрак, такое изучение делается не только праздным, но и губительным, закрывая от
человека его единственный предмет познания и поддерживая его в том заблуждении, что, исследуя отражение предмета, он может познать и предмет.
Такому
человеку представляется, что благо вообще и его благо есть самый непознаваемый для него предмет. Почти столь же непознаваемым предметом представляется ему его разум, его разумное сознание; несколько более познаваемым предметом представляется ему он сам как
животное; еще более познаваемыми предметами представляются ему животныя и растения, и наиболее познаваемым представляется ему мертвое, бесконечно-распространенное вещество.
Ведь это как раз наоборот. Прежде всего и несомненнее всего всякий
человек может знать и знает то благо, к которому он стремится; потом так же несомненно он знает тот разум, который указывает ему это благо, потом уже он знает свое
животное, подчиненное этому разуму, и потом уже видит, но не знает, все другие явления, представляющиеся ему в пространстве и времени.
Истинное знание
человека кончается познанием своей личности, своего
животного.
Это свое
животное, стремящееся к благу и подчиненное закону разума,
человек знает совершенно особенно от знания всего того, что не есть его личность.
За
людьми еще дальше от себя
человек видит в пространстве и времени
животных, отличающихся от
людей и друг от друга.
Существа эти были бы совершенно непонятны для него, если бы он не имел знания о
человеке вообще; но имея это знание и отвлекая от понятия
человека его разумное сознание, он получает и о
животных некоторое представление, но представление это еще менее для него похоже на знание, чем его представление о
людях вообще.
Еще далее от себя, за
животными и растениями, в пространстве и времени,
человек видит неживые тела и уже мало или совсем не различающиеся формы вещества. Вещество он понимает уже меньше всего. Познание форм вещества для него уже совсем безразлично, и он не только не знает его, но он только воображает себе его, — тем более, что вещество уже представляется ему в пространстве и времени бесконечным.
Что может быть понятнее слов: собаке больно; теленок ласков — он меня любит; птица радуется, лошадь боится, добрый
человек, злое
животное?
Всё, что знает
человек о внешнем мире, он знает только потому, что знает себя и в себе находит три различные отношения к миру: одно отношение своего разумного сознания, другое отношение своего
животного и третье отношение вещества, входящего в тело его
животного. Он знает в себе эти три различные отношения и потому всё, что он видит в мире, располагается перед ним всегда в перспективе трех отдельных друг от друга планов: 1) разумные существа; 2) животныя и растения и 3) неживое вещество.
Человек всегда видит эти три разряда предметов в мире, потому что он сам в себе заключает эти три предмета познания. Он знает себя: 1) как разумное сознание, подчиняющее
животное; 2) как
животное, подчиненное разумному сознанию, и 3) как вещество, подчиненное
животному.
Человеку полезно изучать и материал и орудие своей работы. Чем лучше он познает их, тем лучше он будет в состоянии работать. Изучение этих включенных в его жизнь видов существования — своего
животного и вещества, составляющего
животное, показывает
человеку, как бы в отражении, общий закон всего существующего — подчинение закону разума и тем утверждает его в необходимости подчинения своего
животного своему закону, но не может и не должен
человек смешивать материал и орудие своей работы с самой своей работой.
Сколько бы ни изучал
человек жизнь видимую, осязаемую, наблюдаемую им в себе и других, жизнь, совершающуюся без его усилий, — жизнь эта всегда останется для него тайной; он никогда из этих наблюдений не поймет эту несознаваемую им жизнь и наблюдениями над этой таинственной, всегда скрывающейся от него в бесконечность пространства и времени, жизнью никак не осветит свою истинную жизнь, открытую ему в его сознании и состоящую в подчинении его совершенно особенной от всех и самой известной ему
животной личности совершенно особенному и самому известному ему закону разума, для достижения своего совершенно особенного и самого известного ему блага.