Жизнь миров, земли, человека, животного, растения имеет свои законы, и мы изучаем их, мы исследуем происхождение миров и человека,
животных и растений, и всего вещества; мы исследуем и то, что ожидает миры, как остынет солнце и т. п., и что было и будет с человеком и со всяким животным и растением.
Другой разряд особенно распространенных в наше время рассуждений, при которых уже совершенно теряется из вида единственный предмет познания, такой: рассматривая человека, как предмет наблюдения, мы видим, говорят ученые, что он так же питается, ростет, плодится, стареется и умирает, как и всякое животное: но некоторые явления — психические (так они называют их) — мешают точности наблюдений, представляют слишком большую сложность, и потому, чтобы лучше понять человека, будем рассматривать его жизнь сперва в более простых проявлениях, подобных тем, которые мы видим в лишенных этой психической деятельности
животных и растениях.
Неточные совпадения
И вот ложное учение, подставив под понятие всей жизни человека, известной ему в его сознании, видимую часть ее —
животное существование, — начинает изучать эти видимые явления сначала в
животном человеке, потом в
животных вообще, потом в
растениях, потом в веществе, постоянно утверждая при этом, что изучаются не некоторые проявления, а сама жизнь.
Наблюдения так сложны, так многообразны, так запутанны, так много времени
и усилия тратится на них, что люди понемногу забывают о первоначальной ошибке признания части предмета за весь предмет
и под конец вполне убеждаются, что изучение видимых свойств вещества,
растений и животных и есть изучение самой жизни, той жизни, которая, познается человеком только в его сознании.
Разум для человека тот закон, по которому совершается его жизнь, — такой же закон, как
и тот закон для
животного, по которому оно питается
и плодится, — как
и тот закон для
растения, по которому растет, цветет трава, дерево, — как
и тот закон для небесного тела, по которому движутся земля
и светила.
А так как законы
животных проще, чем законы жизни человека, а законы
растений еще проще, а законы вещества еще проще, то
и исследования надо основывать на самом простом — на законах вещества.
Мы видим, что то, что происходит в
растении и животном, то происходит точно так же
и в человеке, говорят они, а потому мы заключаем, что всё то, что происходит в человеке,
и объяснится нам из того, что происходит в самом простом, видимом нам
и подлежащем нашим опытам мертвом веществе, — тем более, что все особенности деятельности человека находятся в постоянной зависимости от сил, действующих в веществе.
Соображение же о том, что в человеке есть нечто такое, чего мы не видим ни в
животных, ни в
растениях, ни в мертвом веществе,
и что это-то нечто
и есть единственный предмет познания, без которого бесполезно всякое другое, не смущает их.
И они изучают в человеке то, что происходит
и в мертвом веществе,
и в
растении,
и в
животном, предполагая, что уяснение законов явлений, сопутствующих жизни человека, может уяснить им самую жизнь человека.
Чтобы понять жизнь человека, т. е. тот закон, которому для блага человека должна быть подчинена его
животная личность, люди рассматривают: или историческое существование, но не жизнь человека, или несознаваемое человеком, но только видимое ему подчинение
и животного,
и растения,
и вещества разным законам, т. е. делают то же, что бы делали люди, изучающие положение неизвестных им предметов для того, чтобы найдти ту неизвестную цель, которой им нужно следовать.
Изучение законов, управляющих существованием
животных,
растений и вещества, не только полезно, но необходимо для уяснения закона жизни человека, но только тогда, когда изучение это имеет целью главный предмет познания человеческого: уяснение закона разума.
Такому человеку представляется, что благо вообще
и его благо есть самый непознаваемый для него предмет. Почти столь же непознаваемым предметом представляется ему его разум, его разумное сознание; несколько более познаваемым предметом представляется ему он сам как
животное; еще более познаваемыми предметами представляются ему животныя
и растения,
и наиболее познаваемым представляется ему мертвое, бесконечно-распространенное вещество.
Всё, что знает человек о внешнем мире, он знает только потому, что знает себя
и в себе находит три различные отношения к миру: одно отношение своего разумного сознания, другое отношение своего
животного и третье отношение вещества, входящего в тело его
животного. Он знает в себе эти три различные отношения
и потому всё, что он видит в мире, располагается перед ним всегда в перспективе трех отдельных друг от друга планов: 1) разумные существа; 2) животныя
и растения и 3) неживое вещество.
Допустив это, человек не может не видеть, что люди, поедавшие друг друга, перестают поедать; убивавшие пленных
и своих детей, перестают их убивать; что военные, гордившиеся убийством, перестают этим гордиться; учреждавшие рабство, уничтожают его; что люди, убивавшие
животных, начинают приручать их
и меньше убивать; начинают питаться, вместо тела
животных, их яйцами
и молоком; начинают
и в мире
растений уменьшать их уничтожение.
О будущей жизни он тоже никогда не думал, в глубине души нося то унаследованное им от предков твердое, спокойное убеждение, общее всем земледельцам, что как в мире
животных и растений ничто не кончается, а постоянно переделывается от одной формы в другую — навоз в зерно, зерно в курицу, головастик в лягушку, червяк в бабочку, желудь в дуб, так и человек не уничтожается, но только изменяется.
О будущей жизни он тоже никогда не думал, в глубине души неся то унаследованное им от предков твердое, спокойное убеждение, общее всем земледельцам, что, как в мире
животных и растений ничто не кончается, а постоянно переделывается от одной формы в другую, — навоз в зерно, зерно в курицу, головастик в лягушку, желудь в дуб, — так и человек не уничтожается, но только изменяется.
Неточные совпадения
Между тем пришла весна, прекрасная, дружная, без ожидания
и обманов весны, одна из тех редких весен, которым вместе радуются
растения,
животные и люди.
Были там еще корабли-пираты, с черным флагом
и страшной, размахивающей ножами командой; корабли-призраки, сияющие мертвенным светом синего озарения; военные корабли с солдатами, пушками
и музыкой; корабли научных экспедиций, высматривающие вулканы,
растения и животных; корабли с мрачной тайной
и бунтами; корабли открытий
и корабли приключений.
Это от морских
растений, от капусты, трав,
животных и т. п.
Жизнь наша опять потекла прежним порядком. Ранним утром всякий занимался чем-нибудь в своей комнате: кто приводил в порядок коллекцию собранных
растений,
животных и минералов, кто записывал виденное
и слышанное, другие читали описание Капской колонии. После тиффинга все расходились по городу
и окрестностям, потом обедали, потом смотрели на «картинку»
и шли спать.
Сама земля была священна,
и растения,
и животные,
и все хозяйственно-материальное.