Неточные совпадения
Повторялось это много раз
в истории, но никогда, я думаю, этот разлад между образом жизни людей, отставших от религиозного уяснения смысла жизни и вытекающего из него руководства поведения, не был так велик, каков он теперь среди христианских
народов, не принявших открытого им христианского
учения в истинном его значении и вытекающего из этого
учения руководства поведения, а живущих и продолжающих жить прежней языческой жизнью.
Разлад этот
в жизни христианских
народов в особенности велик, я думаю, потому, что объяснение понимания жизни, внесенное христианством
в сознание
народов, слишком далеко опередило склад жизни
народов, принявших его, а потому и вытекающее из него руководство поведения было слишком противоположно не только личным привычкам людей, но и всему складу жизни языческих
народов, принявших христианское
учение.
Особенность положения христианских
народов нашего времени
в том, что
народы эти основали свою жизнь на том
учении, которое
в своем истинном значении разрушает эту жизнь, и это скрытое прежде значение начинает уясняться. Христианские
народы построили дом свой даже не на песке, а на тающем льду. И лед начинает таять и уже растаял, и дом валится.
Так это случилось с огромным большинством рабочего
народа. (Я не говорю про те небольшие общины людей, прямо отрицавших церковное
учение и устанавливающих свое более или менее близкое к христианскому,
в его истинном значении,
учение, не говорю потому, что число таких людей слишком ничтожно
в сравнении с огромной массой людей, всё больше и больше освобождавшихся от всякого религиозного сознания.)
Именно то, что эти
народы, вследствие того, что приняли самую высокую для своего времени религию, лишились всякой религии и пали
в своем религиозном и нравственном состоянии ниже людей, исповедующих гораздо более низкие или даже самые грубые религиозные
учения.
Трагизм положения людей христианского мира
в том, что, по неизбежному недоразумению, христианскими
народами принято было, как свойственное им религиозное
учение, такое
учение, которое
в своем истинном значении самым определенным образом отрицало, разрушало весь тот строй общественной жизни, которым жили уже эти
народы и вне которого не могли себе представить жизни.
В том извращенном виде,
в котором христианское
учение было предложено языческим
народам, оно представлялось им только как некоторое смягчение грубости понимания божества, как более высокое понимание назначения человека и требований нравственности.
В том, что
народы христианского мира приняли
в скрытом, извращенном виде то
учение, которое
в своем настоящем значении неизбежно должно было разрушить тот строй жизни,
в котором они живут и с которым не хотят расстаться, —
в этом причина страданий христианских
народов.
Не могут не видеть потому, что то
учение Христа о любви к врагам, которое так старательно скрывалось и скрывается людьми, живущими насилием, — хотя и не вполне,
в полном и истинном его значении, а некоторыми частными проявлениями, но все-таки проникло уже
в сознание людей христианского мира и думаю, что не ошибаюсь, — особенно живо воспринято было простым рабочим русским
народом, который теперь так усердно развращается правительством.
Одни люди, большинство рабочего
народа, продолжая по преданию исполнять то, чего требуют церкви, и отчасти вера
в это
учение, без малейшего сомнения верят, именно верят, и
в то, возникшее
в церковной вере и основанное на насилии государственное устройство, которое ни
в каком случае не может быть совместимо с христианским
учением в его истинном значении.
Так что если бы решение вопроса об освобождении себя от извращенного христианского
учения и вытекающего из него допущения насилия, нарушающего любовь, и признание христианского
учения в его истинном значении зависело только от людей цивилизованных, пользующихся
в нашем обществе
в материальном отношении лучшим,
в сравнении с большинством рабочего
народа, положением, то предстоящий переход людей от жизни, основанной на насилии, к жизни, основанной на любви, еще не был бы так близок и настоятелен, как он близок и настоятелен теперь и особенно у нас
в России, где огромное большинство
народа, более двух третей, еще не развращено ни богатством, ни властью, ни цивилизацией.
Неточные совпадения
— Тело. Плоть. Воодушевлена, но — не одухотворена — вот!
Учение богомилов — знаете? Бог дал форму — сатана душу. Страшно верно! Вот почему
в народе — нет духа. Дух создается избранными.
Только при особенном культивировании порока, как оно производится
в этих учреждениях, можно было довести русского человека до того состояния, до которого он был доведен
в бродягах, предвосхитивших новейшее
учение Ницше и считающих всё возможным и ничто не запрещенным и распространяющих это
учение сначала между арестантами, а потом между всем
народом.
— Мне не нравится
в славянофильстве
учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими
народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать
народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
— Ежели бы я был член святейшего синода, — отвечал священник, — то я прямо подал бы мнение, что никакого раскола у нас быть совсем не должно! Что он такое за
учение? На каком вселенском соборе был рассматриваем и утверждаем?.. Значит, одно только невежество
в нем укрывается; а дело правительства — не допускать того, а, напротив, просвещать
народ!
Народные чтения, читальни, издание дешевых книг, распространение
в народе здравых понятий о том, что
ученье свет, а неученье тьма — везде сумел приютиться Тебеньков и во всем дает чувствовать о своем присутствии.