Неточные совпадения
Собранные до
тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал
рассматривать свои ногти.
В центре, где и находилась
та батарея Тушина, с которой
рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена.
Они подъехали к
той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда
рассматривал поле сражения.
Наташа по привычке
рассмотрела туалеты дам, осудила tenue [манеру держаться] и неприличный способ креститься рукой на малом пространстве одной близко стоявшей дамы, опять с досадой подумала о
том, что про нее судят, что и она судит, и вдруг, услыхав звуки службы, ужаснулась своей мерзости, ужаснулась
тому, что прежняя чистота опять потеряна ею.
И не
то лицо, которое она знала с
тех пор как себя помнила и которое она всегда видела издалека; а
то лицо, робкое и слабое, которое ока в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать
то, чтò он говорил, в первый раз
рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
Страшный вид поля сражения, покрытого трупами и ранеными в соединении с тяжестью головы и с известиями об убитых и раненых двадцати знакомых генералах и с сознанием бессильности своей прежде сильной руки, произвели неожиданное впечатление на Наполеона, который обыкновенно любил
рассматривать убитых и раненых, испытывая
тем свою душевную силу (как он думал).
Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы
то ни было движения только тогда, когда он
рассматривает произвольно-взятые единицы этого движения. Но вместе с
тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Эта новая, неизвестная древним, отрасль математики, при рассмотрении вопросов движения, допуская бесконечно-малые величины, т. е. такие, при которых восстановляется главное условие движения (абсолютная непрерывность)
тем самым исправляет
ту неизбежную ошибку, которую ум человеческий не может не делать,
рассматривая вместо непрерывного движения отдельные единицы движения.
Первый прием истории сострит в
том, чтобы, взяв произвольный ряд непрерывных событий,
рассматривать его отдельно от других, тогда как нет и не может быть начала никакого события, а всегда одно событие непрерывно вытекает из другого.
Второй прием состоит в
том, чтобы
рассматривать действия одного человека, царя, полководца, как сумму произволов людей, тогда как сумма произволов людских никогда не выражается в деятельности одного исторического лица.
Главнокомандующий никогда не бывает в
тех условиях начала какого-нибудь события, в которых мы всегда
рассматриваем событие.
Кутузов сидел, спустив одну ногу с кровати и навалившись большим животом на другую, согнутую ногу. Он щурил свой зрячий глаз, чтобы лучше
рассмотреть посланного, как будто в его чертах он хотел прочесть
то, чтò занимало его.
Рассматривая делà и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости о
том, что она не знала
того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Так что
рассматривая во времени отношение приказаний к событиям, мы найдем, что приказание ни в каком случае не может быть причиною события, а что между
тем и другим существует известная определенная зависимость.
Рассматривая только
те выражения воли исторических лиц, которые могли быть отнесены к событиям как приказания, историки полагали, что события находятся в зависимости от приказаний.
Рассматривая же самые события и
ту связь с массами, в которой находятся исторические лица, мы нашли, что исторические лица и их приказания находятся в зависимости от событий.
Весьма часто представление о большей или меньшей свободе различно, смотря по различной точке зрения, с которой мы
рассматриваем явление; но, всегда одинаково, каждое действие человека представляется нам не иначе, как известным соединением свободы и необходимости. В каждом рассматриваемом действии мы видим известную долю свободы и известную долю необходимости. И всегда, чем более в каком бы
то ни было действии мы видим свободы,
тем менее необходимости; и чем более необходимости,
тем менее свободы.
Если мы
рассматриваем человека одного, без отношения его ко всему окружающему,
то каждое действие его представляется нам свободным.
Если я
рассматриваю поступок, совершенный мною минуту
тому назад, при приблизительно
тех же самых условиях, при которых я нахожусь теперь, мой поступок представляется мне несомненно свободным.
Это есть
то основание, вследствие которого действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны,
тем более свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам
те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и умом
тот человек, действие которого мы
рассматриваем.
Если же и самый человек, действие которого мы
рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек,
то мы, зная причины действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать поступок.
Так что, если мы
рассматриваем такое положение человека, в котором связь его с внешним миром наиболее известна, период времени суждения от времени совершения поступка наибольший и причины поступка наидоступнейшие,
то мы получаем представление о наибольшей необходимости и наименьшей свободе.
Если же мы
рассматриваем человека в наименьшей зависимости от внешних условий; если действие его совершено в ближайший момент к настоящему, и причины его действия нам недоступны,
то мы получим представление о наименьшей необходимости и наибольшей свободе.
Ибо если я
рассматриваю поступок, совершенный секунду
тому назад, я всё-таки должен признать несвободу поступка, так как поступок закован
тем моментом времени, в котором он совершен.
2) Как бы мы ни удлиняли период времени от
того явления, которое мы
рассматриваем, до времени суждения, период этот будет конечен, а время бесконечно, а потому и в этом отношении никогда не может быть полной необходимости.
Но, кроме
того, если бы даже, допустив остаток наименьшей свободы равным нулю, мы бы признали в каком-нибудь случае, как, например, в умирающем человеке, в зародыше, в идиоте, полное отсутствие свободы, мы бы
тем самым уничтожили самое понятие о человеке, которое мы
рассматриваем; ибо как только нет свободы, нет и человека.
Свобода есть
то, чтò рассматривается. Необходимость есть
то, чтó
рассматривает. Свобода есть содержание. Необходимость есть форма.
Неточные совпадения
6. Посему: ежели кто из обывателей прегрешит,
то не тотчас такого усекновению предавать, но прилежно
рассматривать, не простирается ли и на него российских законов действие и покровительство.
А он между
тем неподвижно лежал на самом солнечном припеке и тяжело храпел. Теперь он был у всех на виду; всякий мог свободно
рассмотреть его и убедиться, что это подлинный идиот — и ничего более.
…Неожиданное усекновение головы майора Прыща не оказало почти никакого влияния на благополучие обывателей. Некоторое время, за оскудением градоначальников, городом управляли квартальные; но так как либерализм еще продолжал давать тон жизни,
то и они не бросались на жителей, но учтиво прогуливались по базару и умильно
рассматривали, который кусок пожирнее. Но даже и эти скромные походы не всегда сопровождались для них удачею, потому что обыватели настолько осмелились, что охотно дарили только требухой.
С
тех пор прошло уже довольно времени, в продолжение коего я ежедневно
рассматривал градоначальникову голову и вычищал из нее сор, в каковом занятии пребывал и в
то утро, когда ваше высокоблагородие, по оплошности моей, законфисковали принадлежащий мне инструмент.
— Я только полагаю, что рабочую силу надо
рассматривать с естествоиспытательской точки зрения,
то есть изучить ее, признать ее свойства и…