Неточные совпадения
Если бы сознание
свободы не было отдельным и независимым от разума источником самопознания, оно бы подчинялось рассуждению и
опыту; но в действительности такого подчинения никогда не бывает и оно немыслимо.
Ряд
опытов и рассуждений показывает каждому человеку, что он как предмет наблюдения подлежит известным законам, и человек подчиняется им и никогда не борется с раз узнанным им законом тяготения или непроницаемости. Но тот же ряд
опытов и рассуждений показывает ему, что полная
свобода, которую он сознает в себе — невозможна, что всякое действие его зависит от его организации, от его характера и действующих на него мотивов; но человек никогда не подчиняется выводам этих
опытов и рассуждений.
Всякий человек, дикий и мыслитель, как бы неотразимо ему ни доказывали рассуждение и
опыт то, что невозможно представить себе два разных поступка в одних и тех же условиях, чувствует, что без этого бессмысленного представления (составляющего сущность
свободы), он не может себе представить жизни.
Это-то непоколебимое, неопровержимое, не подлежащее
опыту и рассуждению, сознание
свободы, признаваемое всеми мыслителями и ощущаемое всеми людьми без исключения, сознание, без которого немыслимо никакое представление о человеке, и составляет другую сторону вопроса.
Но страдание имеет смысл совсем не потому, что оно необходимо и справедливо, что оно есть высший закон жизни, а потому, что оно есть
опыт свободы и путь человека и что человек может обнаружить в этом пути свою духовную победу, может достигнуть освобождения и просветления, может выполнить завет любви и милосердия.
Неточные совпадения
Где Вера не была приготовлена, там она слушала молча и следила зорко — верует ли сам апостол в свою доктрину, есть ли у него самого незыблемая точка опоры,
опыт, или он только увлечен остроумной или блестящей гипотезой. Он манил вперед образом какого-то громадного будущего, громадной
свободы, снятием всех покрывал с Изиды — и это будущее видел чуть не завтра, звал ее вкусить хоть часть этой жизни, сбросить с себя старое и поверить если не ему, то
опыту. «И будем как боги!» — прибавлял он насмешливо.
Это давно уже обнаружено горьким
опытом жизни европейского человечества, который должен был бы научить нас недоверию к чисто внешним формам и к прекрасной фразеологии равенства, братства и
свободы.
Иной мир, мир смысла и
свободы, раскрывается лишь в духовном
опыте, который отрицают современные экзистенциалисты.
Я могу сказать, что у меня был
опыт изначальной
свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла, был острый
опыт о личности и ее конфликте с миром общего, миром объективации,
опыт выхода из власти общего, был
опыт человечности и сострадания, был
опыт о человеке, который есть единственный предмет философии.
Многое я приобрел в своем духовном пути, в
опыте своей жизни, но
свобода для меня изначальна, она не приобретена, она есть a priori моей жизни.