Неточные совпадения
Весьма часто представление о большей или меньшей свободе различно, смотря по различной точке зрения, с которой мы рассматриваем явление; но, всегда одинаково, каждое
действие человека представляется нам не иначе, как известным соединением свободы и
необходимости. В каждом рассматриваемом
действии мы видим известную долю свободы и известную долю
необходимости. И всегда, чем более в каком бы то ни было
действии мы видим свободы, тем менее
необходимости; и чем более
необходимости, тем менее свободы.
Это есть то основание, вследствие которого очевидно, что тонущий человек менее свободен и более подлежит
необходимости, чем человек, стоящий на суше; то основание, вследствие которого
действия человека, живущего в тесной связи с другими людьми в густо-населенной местности,
действия человека связанного семьей, службой, предприятиями, представляются несомненно менее свободными и более подлежащими
необходимости, чем
действия человека одинокого и уединенного.
Это есть то основание, вследствие которого
действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими
необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина
действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое
действие и чем несложнее характером и умом тот человек,
действие которого мы рассматриваем.
Если рассматриваемые
действия просты, и мы для наблюдения имели огромное количество таких
действий, то представление наше об их
необходимости будет еще полнее.
Если же и самый человек,
действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины
действия и несложность характера и ума, уже видим столь большую долю
необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести
действие, мы можем предсказать поступок.
Если же мы рассматриваем человека в наименьшей зависимости от внешних условий; если
действие его совершено в ближайший момент к настоящему, и причины его
действия нам недоступны, то мы получим представление о наименьшей
необходимости и наибольшей свободе.
Точно так же мы никогда не можем представить себе
действия человека, которое происходило бы без участия свободы и подлежало только закону
необходимости.
И потому представление о
действии человека, подлежащем одному закону
необходимости, без малейшего остатка свободы, так же невозможно, как и представление о вполне свободном
действии человека.
Итак, для того чтобы представить себе
действие человека, подлежащее одному закону
необходимости, без свободы, мы должны допустить знание бесконечного количества пространственных условий, бесконечно великого периода времени и бесконечного ряда причин.
Неточные совпадения
— Именно, — подхватил Пенкин. — У вас много такта, Илья Ильич, вам бы писать! А между тем мне удалось показать и самоуправство городничего, и развращение нравов в простонародье; дурную организацию
действий подчиненных чиновников и
необходимость строгих, но законных мер… Не правда ли, эта мысль… довольно новая?
Трагизм ситуации человека заключается в том, что он принужден жить в природном и объективированном порядке, т. е. доля
действия на него
необходимости больше доли
действия в нем свободы.
Марксистская философия должна быть определена, как философия praxis, акта,
действия, но она дорожит реальностью того материального мира, над которым работает субъект, человек, она восстает против идеализма, где лишь в мысли происходит победа над
необходимостью и властью материального мира.
— Благодарю вас. Теперь мое личное дело разрешено. Вернемся к первому, общему вопросу. Мы начали с того, что человек действует по
необходимости, его
действия определяются влияниями, под которыми происходят; более сильные влияния берут верх над другими; тут мы и оставили рассуждение, что когда поступок имеет житейскую важность, эти побуждения называются выгодами, игра их в человеке — соображением выгод, что поэтому человек всегда действует по расчету выгод. Так я передаю связь мыслей?
На это письмо Маццини отвечал несколькими дружескими строками, в которых, не касаясь сущности, говорил о
необходимости соединения всех сил в одно единое
действие, грустил о разномыслии их и проч.