Неточные совпадения
Вопрос состоит в том, что, глядя на человека, как на предмет наблюдения с какой бы то ни было точки зрения, — богословской,
исторической, этической, философской — мы находим общий закон
необходимости, которому он подлежит так же, как и всё существующее. Глядя же на него из себя, как на то, чтò мы сознаем, мы чувствуем себя свободными.
Это есть то основание, вследствие которого действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими
необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и
исторические законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или
историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и умом тот человек, действие которого мы рассматриваем.
Но точно так же, как непостижимая сама в себе сила тяготенья, ощущаемая всяким человеком, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы
необходимости, которой она подлежит (от первого знания, что все тела тяжелы, до закона Ньютона), точно так же и непостижимая, сама в себе, сила свободы, сознаваемая каждым, только на столько понятна нам, на сколько мы знаем законы
необходимости, которым она подлежит (начиная от того, что всякий человек умирает и до знания самых сложных экономических или
исторических законов).
— Весьма любопытно, тетя Лиза, наблюдать, с какой жадностью и ловкостью человеки хватаются за
историческую необходимость. С этой стороны марксизм для многих чрезвычайно приятен. Дескать — эволюция, детерминизм, личность — бессильна. И — оставьте нас в покое.
Католичество должно было бы уже погибнуть, если верить в неотвратимую
историческую необходимость и социальную закономерность, в вечное приспособление жизни к новым условиям.
Зная это, всякий, кому может попасться в руки книга г. Жеребцова, думает, конечно, и о реформе Петра как о явлении совершенно законном и естественном, вызванном
исторической необходимостью, обусловленном самим предшествующим развитием древней Руси.
Неточные совпадения
Это есть главная трагедия истории, трагедия свободы и
необходимости, человеческой судьбы и
исторической судьбы.
Если под революцией понимать совершаемые в известный
исторический день насилия, убийства, кровопролития, если понимать под ней отмену всех свобод, концентрационные лагеря и пр., то желать революции нельзя и нельзя ждать от нее явления нового человека, можно только при известных условиях видеть в ней роковую
необходимость и желать ее смягчения.
Нет фатальной
необходимости, нет непреложных экономических законов, эти законы имеют лишь преходящее
историческое значение.
В мировом и
историческом процессе нет
необходимости прогресса, закономерного развития.
Свобода и
необходимость, благодать и закон сплелись в
исторической действительности, два царства проникали друг в друга и смешивались.