Неточные совпадения
Если понятие о свободе для
разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные поступка в одних и тех же условиях, или как
действие без причины, то это доказывает только то, что сознание не подлежит
разуму.
3) Третье основание есть бòльшая или мèньшая доступность для нас той бесконечной связи причин, которая составляет неизбежное требование
разума, и в которой каждое понимаемое явление, и потому каждое
действие человека, должно иметь свое определенное место, как следствие для предыдущих и как причина для последующих.
Неточные совпадения
Величайшие философы, и христианские и языческие, те, для которых философия была священной, признавали существование высшего, божественного
разума — Логоса, в котором субъект и объект тождественны, и открывали
действие Логоса в человеке.
Разум тут цепенеет, рассудок без
действия ослабевает, воображение теряет свое крылие; единая память бдит и острится и все излучины и отверстия свои наполняет образами неизвестных доселе звуков.
Но так как и то и другое
действие он допустил не от
разума, а от глупости, то обыватели, сколько мне известно, и поднесь нового пожара ждут.
Я Вам говорил, что всего удобнее человеку делать эти наблюдения в эпоху юности своей; но это не воспрещается и еще паче того следует делать и в лета позднейшие, ибо о прежних наших
действиях мы можем судить правильнее, чем о настоящих: за сегодняшний поступок наш часто заступается в нас та страсть, которая заставила нас проступиться, и наш
разум, который согласился на то!..
Монархиня говорит, что истинное оскорбление Величества есть только злодейский умысел против Государя (478); что не должно наказывать за слова как за
действия (481), кроме случая, в котором возмутитель проповедует мятеж и бунт, следственно, уже действует (480); что слова всего более подвержены изъяснениям и толкам; что безрассудная нескромность не есть злоба (481); что для самого безумного носителя имени Царей должно определить только исправительное наказание (482); что в «самодержавном государстве хотя и нетерпимы язвительные сочинения, но что их не должно вменять в преступление, ибо излишняя строгость в рассуждении сего будет угнетением
разума, производит невежество, отнимает охоту писать и гасит дарования ума» (484).