1. Книги
  2. Общая психология
  3. Кирилл Крыжановский

Ловушки ума. Как выйти из ловушек ума при помощи инструментов терапии принятия и ответственности

Кирилл Крыжановский
Обложка книги

Книга разъясняет механизмы создания психологических ловушек нашим умом и предлагает методы их преодоления. Вы узнаете о слиянии с мыслями и получите инструменты для освобождения от него. Поймете почему избегание усугубляет проблемы, и изучите новые стратегии работы со сложными чувствами. В процессе вы определите свои личные ценности и направления развития, практикуясь в упражнениях. Сможете применять знания в различных аспектах жизни: эмоциональной сфере, отношениях, саморазвитии и т. д.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ловушки ума. Как выйти из ловушек ума при помощи инструментов терапии принятия и ответственности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. Что за ловушки сознания и почему мы в них попадаем? Ловушка отождествления с мыслями

Наш вид, развиваясь в потоке жизни, приобрел способность к мышлению. Эволюционное преимущество такого события сложно переоценить, ведь если вы посмотрите вокруг себя, то заметите, что большинство вещей создано при помощи человеческого разума. Мы можем настолько привыкнуть к этому, что уже не замечаем этой сложности. Тем не менее если вы собирали когда-нибудь стол по инструкции, то могли обнаружить, что это может быть не самым простым занятием, особенно если вы не часто в этом практикуетесь.

Что происходит в тот момент, когда вам нужно решить какую-то сложную жизненную задачу? Предположу, что в этот самый момент вы начинаете размышлять. Давайте представим гипотетическую ситуацию: вы остались внутри квартиры с закрытой дверью, и у вас нет ключей. Что вы будете делать, чтобы выбраться? Подумайте об этом 10—15 секунд. Наверняка у вас были разные варианты: позвонить по телефону; попытаться выбраться в окно или даже через соседский балкон; «а какой это этаж?», «а есть ли решетки на окнах?»; покричать проходящим на улице, чтобы позвонили в службу «спиливателей дверей с петель»; сесть и подождать, вдруг дверь откроется; и т. д. Обратите внимание на то, что решение этой гипотетической задачи происходило внутри вас при помощи мышления. То есть ваш разум использовал мысли в разных соотношениях и сочетаниях так, как если бы это были реальные вещи перед вами. При этом вы могли даже ощутить эмоциональный отклик от каких-то решений и мыслей, как если бы это происходило не в сознании, а в реальной ситуации.

Данный процесс восприятия процессов мышления как происходящих в реальности вещей можно назвать когнитивным слиянием, или отождествлением с мыслями. Обратите внимание на то, что происходило с вашим вниманием, когда вы размышляли, — оно было больше погружено внутрь или наружу? Вы больше контактировали с вещами вокруг или внутри? Да, когнитивное слияние, или отождествление с мыслями, как будто перекрыло вам обзор от органов чувств и сместило внимание внутрь, разворачивая действо на внутренней сцене. Как мы определили выше, мышление — очень важный процесс и эволюционное преимущество. В то же время этот же процесс мог ограничить вашу возможность замечать что-то вокруг вас и ориентироваться в этом в данный момент.

Что произойдет, если мы слишком привяжемся к нашим мыслям? Они рискуют перекрыть нам обзор. Они также рискуют сделать наше восприятие очень сфокусированным и тем самым узконаправленным. И со временем это создает внутреннюю колею, езда по которой стала автоматической. Мы можем настолько привязаться к мыслям, что забудем, ради чего мы их думали, потеряем ориентир нашего движения и можем не заметить неэффективности того, что мы делаем. Одним словом, мы можем потеряться. И наверняка вы ощущали это в сложных ситуациях. Мышление из эффективного инструмента превращается в тяжелый, истощающий процесс.

Если вы заметили это — знайте: ваш разум выполняет свою работу, он делает то, для чего развивался. Но наша задача — заметить неэффективность его действий в данных конкретных обстоятельствах и применить антидот, чтобы вернуть возможность использовать разум в его конструктивных целях.

Итак, если вы заметили следующие характеристики вашего мышления, то, вероятно, вы находитесь в когнитивном слиянии и отождествлении с мыслями:

1. Мысли не новы, уже много раз были у вас, понятные и предсказуемые.

2. Ощущение, что вы пропадаете — не присутствуете в настоящем моменте.

3. Мысли сильно оценочные, сравнивающие. Рефлексия превращается в самокопание.

4. Замечаете долженствования и требования к себе, другим, миру.

5. Ведете бесперспективные диалоги с самим собой.

Важно отметить, что не само когнитивное слияние является проблемой, а то, как оно влияет на вашу жизнь в данном контексте. Погруженность в истории персонажей художественной книги во время чтения может быть очень интересной и насыщающей. Погруженность в личную историю неудачи в прошлом, которую разум вспоминает уже в тысячный раз, — вероятно, нет. Мысли о предстоящем отпуске и планирование покупок могут быть полезными. Мысли о том, что со мной не так, которые крутятся уже долгое время, — вероятно, нет.

Решение, которое наше сознание готово предложить в ответ на информацию о когнитивном слиянии и об отождествлении с мыслями, — это сделать что-то с мыслями. Заменить их другими, переключить их, выкинуть из головы, избавиться, перестать думать — такие решения предлагает наше сознание, чтобы справляться с мыслями. Мы могли бы назвать этот режим разумом решения проблем. Разум решения проблем — это способ отнестись к чему-то как к проблеме, которую можно решить. И это то, что отлично работает снаружи в нашей жизни. Помните, вначале был гипотетический пример про вас в запертой снаружи комнате? Разум решения проблем генерирует идеи для выхода из ситуации. Но часто этот же принцип, направленный на то, что мы думаем, чувствуем и ощущаем, создает нам серьезные сложности. Эксперименты показывают: если человека попросить не думать о чем-то конкретном (например, синем жирафе, белой обезьяне) в течение нескольких минут, то частота появления этой мысли возрастает. А если эти мысли будут эмоционально заряженными для вас, то их влияние будет еще больше. То же самое применимо к чувствам и ощущениям: разум решения проблем может обдумывать само чувство или телесное ощущение в надежде таким способом найти решение и что-то сделать с ними. Чаще всего это приводит к хождению по кругу внутри своей мыслительной машины, что усугубляет эмоциональный дискомфорт. Реакцией на это может быть попытка приложить еще больше усилий для размышлений. Если мы не замечаем, как делаем то, что ухудшает ситуацию, то рискуем продолжить это делать. И, таким образом, разум начинает работать против нас. Наша задача — вернуть контроль за своей жизнью и выпутаться из ловушек. Если мы понимаем, что сами действия разума решения проблем вносят большой вклад в поддержание нашей проблемы, то у нас появляется шанс отказаться от того, что не работает. И только после этого стоит переходить к новым стратегиям, о которых речь будет ниже.

Итак, мы определили, что одной из ловушек является когнитивное слияние, или отождествление с мыслями, а также то, что ловушкой оно становится при определенных обстоятельствах, а при других — эффективным инструментом решения задач. Мы поняли, что применяя разум решения проблем по отношению к мыслям, эмоциям и чувствам, рискуем попасть в цикл поддержания проблемы. А также то, что нам необходимо найти другой способ обходиться с нашими внутренними процессами, кроме как пытаться изменить их напрямую. Ниже мы начнем разговор об инструментах, которые помогут нам в этом.

Так как когнитивному слиянию, или отождествлению с мыслями, мы обучаемся с детства, а потом в течение жизни совершенствуем этот навык, то опыт в этом у нас очень большой. Поэтому для освоения другого навыка, а именно разотождествления с мыслями, или когнитивного отцепления, нам потребуются время и некоторое усердие. Но прежде давайте разберемся, что это такое. Как и рыбам, находящимся в водной среде и под влиянием этой среды, нам, людям, находящимся в среде мыслей и под их влиянием, сложно это заметить. Тем не менее если мы делаем шаги в сторону распознавания мыслей как того, что происходит в нашем сознании, т.е. можем их заметить и посмотреть на них, а не из них, — мы осуществляем когнитивное отцепление, или разотождествление с мыслями. Это не устраняет самих мыслей, но меняет наше отношение к ним, создавая пространство между тем, кто смотрит, и тем, на что смотрят. Это пространство создается само, автоматически, когда мы начинаем смотреть на мысли, поэтому для его создания не нужно предпринимать никаких действий. Всё, что нам необходимо, — это просто заметить мысль. Когда вы читаете этот текст, вы, скорее всего, погружаетесь в слова, реагируя на их значение больше, чем на их форму. Таким образом, символы на экране или бумажной странице становятся не просто набором палочек-черточек, а историей, разворачивающейся в сознании, так же как мысли, которые возникают у нас в разуме. Это происходит, потому что мы научились связывать слова с тем, на что они указывают. Давайте возьмем слово «молоко». Какие образы или ассоциации у вас появились при прочтении? Белый цвет, бутылка, корова, луг, вкус молока, запах молока? Возможно, что-то из этого; возможно, что-то другое. А теперь давайте засечем 30 секунд и будем вслух произносить слово «молоко» быстро, насколько это возможно: молоко, молоко, молоко, молоко… Попробуйте; это важно сделать, чтобы получить личный опыт. Что произошло ближе к концу времени? Как вы воспринимали слово «молоко»? Так же, как вначале, или что-то поменялось? Были такие же ассоциации, как до этого эксперимента, или другие? Возможно, слово трансформировалось в процессе или больше стали выделяться звуки, но очень вероятно, что восприятие поменялось. Этот эксперимент наглядно показывает, что наши мысли — это такие же цепочки разных слов, связанных с другими словами, образами, звуками и т. д. И поместив их в новый контекст, мы изменяем эти связи. Заметьте, мы не пытались менять слово или мысль. Мы не оказывали на них какого-либо волевого воздействия, мы просто изменили контекст, и влияние мысли изменилось само. Да, это временный эффект, и в скором времени «молоко» снова начнет ассоциироваться с прежними образами, словами, запахами и т. д. Но перед нами не стоит задачи убрать эти связи; нам сейчас важно заметить, что влияние мысли может меняться при изменении контекста и отношение с мыслью может быть изменено без изменения самой мысли.

Давайте посмотрим, какие еще могут быть способы помочь себе замечать мысли как мысли.

1. «Я замечаю мысль ____», «У меня есть мысль ____». Вы можете использовать эту формулировку для создания возможности посмотреть на мысль, а не из нее. Например, «у меня никогда ничего не получится» — звучит как описание факта, буквально следуя которому необходимо опустить руки и отказаться от действий. Вы можете использовать прием «Я замечаю мысль „у меня ничего не получится“». Помните, что мы не стараемся опровергнуть мысль или ее устранить, мы лишь создаем контекст, в котором можем посмотреть на мысль как на мысль, создавая тем самым чуть больше пространства для выбора наших действий в реальности. На данном этапе мы учимся навыку замечать мысли, это очень пригодится в дальнейшем.

2. Можно расширить предыдущий прием через распределение мыслей в категории. Например, если вы замечаете самокритику, вы можете отнести это в категорию «критикующего разума», или «внутреннего диктатора», или какую-то еще, которую вы сами как-то назовете. Мысли о том, что ничего не выйдет, например, можно поместить в категорию «разум безнадежного бытия». Приветствую тебя, «разум безнадежного бытия», как интересно, что ты снова тут как тут. Ну что ж, продолжай, а я пока займусь чем-то еще.

Чаще всего, когда нам удается заметить мысли как мысли, то отношение к ним становится легче, мы можем ощутить глоток свободы и небольшое расширение. Юмор тоже помогает.

Заметьте, что мы не стараемся обесценить переживания или чувства, также мы не стараемся обесценить мысли или как-то на них воздействовать напрямую. В случаях, если вы переживаете горе, например, техники разотождествления, или когнитивного разделения с мыслями, — не то, с чего следует начинать. Но в большинстве ситуаций с их помощью вы сможете создать пространство для большей легкости и возможностей выбора.

У вас может возникнуть вопрос: если я буду относиться к мыслям просто как к мыслям, то не отмахнусь ли я от чего-то важного? Для того, чтобы этого не произошло, мы всегда можем проверить мысль на ее функциональность. Это можно сделать, задав себе вопрос: следование этой мысли приведет меня к чему-то полезному в нынешней ситуации или нет? По поводу полезности мы более подробно поговорим дальше, но сейчас можно очень бегло разделить полезность на ту, которая прямо сейчас, и ту, которая в более продолжительном времени. Например, если сейчас я занят написанием книги и у меня возникала мысль, что скоро мне должны привезти ванну, чтобы заменить, то размышления о ванне не будут являться полезными прямо сейчас. Тогда мы можем использовать когнитивное разделение, или разотождествление с этими мыслями, чтобы дать себе больше пространства для сосредоточения на написании книги.

При этом мысль о ванне в другой ситуации и в другое время может быть очень полезной, поэтому я могу вернуться к ней, когда буду непосредственно заниматься этим вопросом. То есть цель и контекст определяют «полезность / бесполезность» мыслей, а также целесообразность следования мысли или разотождествления с ней.

Еще несколько инструментов для когнитивного разделения:

3. Замедлите произношение дискомфортной мысли. Попробуйте произносить мысль вслух намеренно медленно. Темп где-то 2 секунды на один слог. «Я без (2 секунды) на (2 секунды) деж (2 секунды) ный». Пожалуйста, помните о целях: мы помещаем мысли из контекста, где мы сосредоточены на содержании, в контекст, где сосредотачиваемся на других характеристиках мыслей, для изменения восприятия мысли и снижения влияния ее содержания.

4. Представьте, как вы печатаете вашу сложную мысль на клавиатуре и она возникает на экране монитора. Что реальнее — ощущения от клавиатуры или изображение на экране? Обратите внимание на ощущения в стопах ваших ног в настоящий момент. Что реальнее — ваши ощущения или мысли? В чем разница между ними?

Наш разум представляет собой мастерского рассказчика. Вначале он может оперировать фактами, но со временем увязывает их в истории. Эти истории могут быть очень далеки от действительности, но как хороший рассказчик заставляет нас поверить в сюжет захватывающей книги, так и наш разум вовлекает нас в этот нарратив. Если мы отмотаем назад, и вспомним истории, которые рассказывал наш разум, и соотнесем их с реальным положением дел, то заметим, что он приковывал наше внимание только к определенным, часто узким взглядам на реальное положение вещей. Логичность и кажущаяся достоверность повествования — это часть процесса мышления, причем автоматическая. Усомниться в этом, взглянуть на ситуацию шире, заметить то, чего не замечали раньше, — всё это возможно, если мы выйдем из отождествления с мыслями, т.е. из когнитивного слияния.

О книге

Автор: Кирилл Крыжановский

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Ловушки ума. Как выйти из ловушек ума при помощи инструментов терапии принятия и ответственности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я