Неточные совпадения
— Сейчас. A propos, — прибавила она, опять успокоиваясь, — нынче у меня два очень интересные
человека, le vicomte de Mortemart, il est allié aux Montmorency par les Rohans, [Кстати, — виконт Мортемар, он в родстве с Монморанси чрез Роганов,] одна из лучших фамилий Франции. Это один из хороших эмигрантов, из настоящих. И потом l’abbé Morіo: [аббат Морио:] вы знаете этот глубокий
ум? Он был принят государем. Вы знаете?
— Одно, чтó тяжело для меня, — я тебе по правде скажу, André, — это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как
человек с таким огромным
умом не может видеть того, чтó ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним.
— Погляди духовными глазами на своего внутреннего
человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой. Чего ты достиг, руководясь одним
умом? Что́ ты такое? Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что́ вы сделали из всех этих благ, данных вам? Довольны ли собой и своею жизнью?
— Le Prince Hyppolite Kouraguine — charmant jeune homme. M-r Kroug chargé d’affaires de Kopenhague — un esprit profond, и просто: M-r Shittoff un homme de beaucoup de mérite [ — Князь Ипполит Курагин, милый молодой
человек. Господин Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий
ум… и просто: господин Шитов,
человек с большими достоинствами.] про того, который носил это наименование.
— Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, — говорил l’homme à l’esprit profond, [
человек глубокого
ума,] — почему же SS не может получить той же награды?
Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие
умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум
людям.
У ней бывали господа французского посольства и большое количество
людей, известных своим
умом и любезностью, принадлежавших к этому направлению.
Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом
ума; молодые
люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде.
— Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых
людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с
ума сходит.
«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, — думал Пьер, — представляется
людям верхом
ума и утонченности, и перед ней преклоняются.
Анатоль искренно любил Долохова за его
ум и удальство: Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых
людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
А? — И Анатоль с тем особенным пристрастием (которое бывает у
людей тупых) к умозаключению, до которого они дойдут своим
умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову.
Долголетним военным опытом он знал и старческим
умом понимал, что руководить сотнями тысяч
человек, борющихся с смертью, нельзя одному
человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых
людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
И не на один только этот час и день были помрачены
ум. и совесть этого
человека, тяжеле всех других участников этого дела носившего на себе всю тяжесть совершавшегося; но и никогда, до конца жизни своей, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противуположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того чтобы он мог понимать их значение.
Он воображал себе, что по его воле произошла война с Россией, и ужас совершившегося не поражал его душу. Он смело принимал на себя всю ответственность события, и его помраченный
ум видел оправдание в том, что в числе сотен тысяч погибших
людей было меньше французов, чем гессенцев и баварцев.
Для человеческого
ума непонятна абсолютная непрерывность движения.
Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно-взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы, проистекает большая часть человеческих заблуждений.
Но для того, чтобы постигнуть законы непрерывного движения суммы всех произволов
людей,
ум человеческий допускает произвольные, прерывные единицы.
Первые 15 лет XIX столетия в Европе представляют необыкновенное движение миллионов
людей.
Люди оставляют свои обычные занятия, стремятся с одной стороны Европы в другую, грабят, убивают один другого, торжествуют и отчаиваются, и весь ход жизни на несколько лет изменяется и представляет усиленное движение, которое сначала идет возрастая, потом ослабевая. — Какая причина этого движения, или по каким законам происходило оно? спрашивает
ум человеческий.
Действительно, всякий раз, когда являлись завоеватели, были и войны, отвечает
ум человеческий, но это не доказывает, чтобы завоеватели были причинами войн, и чтобы возможно было найти законы войны в личной деятельности одного
человека.
Никто не может сказать, на сколько дано
человеку достигнуть этим путем понимания законов истории; но очевидно, что на этом пути только лежит возможность уловления исторических законов; и что на этом пути не положено еще
умом человеческим одной миллионной доли тех усилий, которые положены историками на описание деяний различных царей, полководцев и министров, и на изложение своих соображений по случаю этих деяний.
Несмотря на всю свою мнимую власть, на свой
ум, опытность, знание
людей, Кутузов, приняв во внимание записку Бенигсена, посылавшего лично донесения государю, выражаемое всеми генералами одно и то же желание, предполагаемое им желание государя и сведение казаков, уже не мог удержать неизбежного движения и, отдав приказание на то, чтò он считал бесполезным и вредным — благословил совершившийся факт.
В плену, в балагане, Пьер узнал не
умом, а всем существом своим, жизнью, что
человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных, человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину — он узнал, что на свете нет ничего страшного.
Такова судьба не великих
людей, не grand-homme, которых не признает русский
ум, а судьба тех редких, всегда одиноких
людей, которые, постигая волю Провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих
людей за прозрение высших законов.
Власть эта не может быть тою непосредственною властью физического преобладания сильного существа над слабым, преобладания, основанного на приложении или угрозе приложения физической силы, — как власть Геркулеса; она не может быть тоже основана на преобладании нравственной силы, как то, в простоте душевной, думают некоторые историки, говоря, что исторические деятели суть герои, т. е.
люди, одаренные особенною силой души и
ума и называемою гениальностью.
Когда совершается какое-нибудь событие,
люди выражают свои мнения, желания о событии, и так как событие вытекает из совокупного действия многих
людей, то одно из выраженных мнений или желаний непременно исполняется, хотя приблизительно. Когда одно из выраженных мнений исполнено, мнение это связывается в нашем
уме с событием, как предшествовавшее ему приказание.
Это есть то основание, вследствие которого действия наши и других
людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические законы, которым подлежит
человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и
умом тот
человек, действие которого мы рассматриваем.
Если же и самый
человек, действие которого мы рассматриваем, стоит на самой низкой степени развития
ума, как ребенок, сумасшедший, дурачек, то мы, зная причины действия и несложность характера и
ума, уже видим столь большую долю необходимости и столь малую свободы, что как скоро нам известна причина, долженствующая произвести действие, мы можем предсказать поступок.