Церковное учение дало основной смысл жизни людей в том, что человек имеет право на блаженную жизнь и что блаженство это достигается не усилиями человека, а чем-то внешним, и это миросозерцание и стало основой всей нашей науки и философии.
Так говорят обыкновенно и так думал и я, пока не освободился вполне от
церковного учения, и потому не понимал учения Христа о жизни во всем его значении.
Ужасно сказать (но мне иногда кажется): не будь вовсе учения Христа с
церковным учением, выросшим на нем, то те, которые теперь называются христианами, были бы гораздо ближе к учению Христа, т. е. к разумному учению о благе жизни, чем они теперь.
И потому во время своих исследований я не только не отыскивал ошибки
церковного учения, напротив, умышленно закрывал глаза на те положения, которые мне казались неясными и странными, но не противоречили тому, что я считал сущностью христианского учения.
И я убедился, что
церковное учение, несмотря на то, что оно назвало себя христианским, есть та самая тьма, против которой боролся Христос и велел бороться своим ученикам.
И пусть не говорят, что это — так в гнилой Западной Европе; наша Россия своими миллионами рационалистов-христиан, образованных и необразованных, отбросивших
церковное учение, бесспорно доказывает, что она, в смысле отпадения от церкви, слава богу, гораздо гнилее Европы.
Неточные совпадения
Церковные учители учили тому, что
учение Христа божественно, но исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа может содействовать его исполнению.
Другие же, неверующие, свободные толкователи
учения Христа, историки религий, — Штраусы, Ренаны и другие, — усвоив вполне
церковное толкование о том, что
учение Христа не имеет никакого прямого приложения к жизни, а есть мечтательное
учение, утешающее слабоумных людей, пресерьезно говорят о том, что
учение Христа годно было для проповедания диким обитателям захолустьев Галилеи, но нам, с нашей культурой, оно представляется только милою мечтою «du charmant docteur», [очаровательного учителя,] как говорит Ренан.
Казалось бы, прежде чем судить об
учении Христа, надо понять, в чем оно состоит. И чтобы решать: разумно ли его
учение или нет, надо прежде всего признавать, что он говорил то, что говорил. А этого-то мы и не делаем: ни
церковные, ни вольнодумные толкователи. И очень хорошо знаем, почему мы этого не делаем.
Иудеи требуют того же, что требуют
церковные христиане, чего-нибудь такого, что заставило бы их внешним образом поверить в
учение Христа.
По
церковному же
учению Христос-богочеловек дал нам пример жизни.
Учение Христа, по
церковным толкованиям, представляется как для мирских людей, так и для монашествующих не
учением о жизни — как сделать ее лучше для себя и для других, а
учением о том, во что надо верить светским людям, чтобы, живя дурно, все-таки спастись на том свете, а для монашествующих — тем, как для себя сделать эту жизнь еще хуже, чем она есть.
Я не мог верить, чтобы чисто языческое, не имеющее ничего христианского, содержание молитвенника было сознательно распространяемое в народе церковью
учение. Чтобы проверить это, я купил все изданные синодом или «с благословения» его книги, содержащие краткие изложения
церковной веры для детей и народа, и перечитал их.
Так как в истинном христианском учении нет никаких оснований для учреждения брака, то люди нашего христианского мира, не веря в церковные определения брака, чувствуя, что это учреждение не имеет основания в христианском учении, и вместе с тем не видя перед собою, закрытого
церковным учением идеала Христа — полного целомудрия, остаются по отношению брака без всякого руководства.
Неточные совпадения
К
церковным догматам относился отрицательно и видел в них искажение
учения Христа.
В Церкви заложена вся полнота бытия, в сознании
церковном заключены все частичные истины сект и ересей, оккультных школ и теософических
учений.
Католическое
учение о
церковной иерархии с папой во главе было ложной религиозной антропологией и обнаруживало отсутствие подлинной религиозной антропологии — откровения богочеловечества, в котором Сам Христос есть Царь и Первосвященник и не имеет заместителей.
Греческие императоры, занимаяся более
церковными прениями, нежели делами государственными, а потому управляемые священниками, воздвигли гонение на всех тех, кто деяния и
учения Иисусовы понимал с ними различно.
В этом состоит пятый и самый действительный способ устранения того противоречия, в которое поставило себя
церковное христианство, исповедуя на словах Христа и отрицая в жизни его
учение и научая этому людей.