Неточные совпадения
Мне не приходило еще в голову то, что теперь так ясно: что гораздо бы проще
было устраивать и учреждать жизнь
по закону Христа, а молиться уж о том, чтобы
были суды, казни, войны, если они так нужны для нашего блага.
10) Говорите и поступайте как люди, которые должны
быть судимы
по закону свободы.
И, имея, вероятно, в виду пример блудницы, которую привели к Христу, чтобы
по закону побить ее камнями, или вообще преступление прелюбодеяния, Иаков говорит, что тот, кто казнит смертию блудницу,
будет виновен в убийстве и нарушит
закон вечный.
Стало
быть, ясно, что здесь противополагается
закон вечный
закону писанному [Мало этого, как бы для того, чтобы уж не
было никакого сомнения о том, про какой
закон он говорит, он тотчас же в связи с этим приводит пример, самый резкий пример отрицания
закона Моисеева —
законом вечным, тем, из которого не может выпасть ни одна черточка; он, приводя самое резкое противоречие
закону Моисея, которое
есть в Евангелии, говорит (Лука XVI, 18): «всякий, кто отпускает жену и женится на другой, прелюбодействует», т. е. в писанном
законе позволено разводиться, а
по вечному — это грех.] и что точно то же противоположение делается и в контексте Матфея, где
закон вечный определяется словами:
закон или пророки.
Замечательна история текста стихов 17 и 18
по вариантам. В большинстве списков стоит только слово «
закон» без прибавления «пророки». При таком чтении уже не может
быть перетолкования о том, что это значит
закон писанный. В других же списках, в Тишендорфовском и в каноническом, стоит прибавка — «пророки», но не с союзом «и», а с союзом «или»,
закон или пророки, что точно так же исключает смысл вечного
закона.
Чтобы вполне убедиться в том, что в этих стихах Христос говорит только о вечном
законе, стоит вникнуть в значение того слова, которое подало повод лжетолкованиям. По-русски —
закон, по-гречески — νόμος, по-еврейски — тора, как по-русски, по-гречески и по-еврейски имеют два главные значения: одно — самый
закон без отношения к его выражению. Другое понятие
есть писанное выражение того, что известные люди считают
законом. Различие этих двух значений существует и во всех языках.
Очевидно, что этот
закон иудеев, тот,
по которому казнили, не
есть тот
закон, которому учил Христос.
Мы так привыкли к тому,
по меньшей мере странному толкованию, что фарисеи и какие-то злые иудеи распяли Христа, что тот простой вопрос о том, где же
были те не фарисеи и не злые, а настоящие иудеи, державшие
закон, и не приходит нам в голову. Стоит задать себе этот вопрос, чтобы всё стало совершенно ясно. Христос —
будь он бог или человек — принес свое учение в мир среди народа, державшегося
закона, определявшего всю жизнь людей и называвшегося
законом бога. Как мог отнестись к этому
закону Христос?
Христос
по отношению к
закону Моисея и еще более к пророкам, в особенности Исаии, слова которого он постоянно приводит, признает, что в еврейском
законе и пророках
есть истины вечные, божеские, сходящиеся с вечным
законом, и их-то, как изречение — люби бога и ближнего, — берет за основание своего учения.
«Теперь приложи сии примеры к
закону: Повелевающий исторгать око за око налагает сей страх, как некие крепкие узы, на души порочных и уподобляется человеку, связавшему оных вооруженных; а кто не определил бы никакого наказания преступникам, тот вооружил бы их бесстрашием и
был бы подобен человеку, который роздал злодеям мечи и разослал их
по всему городу».
Не говоря уже о том, что
было что-то недостойное в самой той форме, в которой
была выражена эта мысль, о том, что рядом с глубочайшими,
по своему значению, истинами проповеди, точно примечание к статье свода
законов, стояло это странное исключение из общего правила, самое исключение это противоречило основной мысли.
Философия, наука, общественное мнение говорят: учение Христа неисполнимо потому, что жизнь человека зависит не от того света разума, которым он может осветить самую эту жизнь, а от общих
законов, и потому не надо освещать эту жизнь разумом и жить согласно с ним, а надо жить, как живется, твердо веруя, что
по законам прогресса исторического, социологического и других после того, как мы очень долго
будем жить дурно, наша жизнь сделается сама собой очень хорошей.
Христос в противоположность жизни временной, частной, личной учит той вечной жизни, которую
по Второзаконию бог обещал израилю, но только с той разницею, что,
по понятию евреев, жизнь вечная продолжалась только в избранном народе израильском и для приобретения этой жизни нужно
было соблюдать исключительные
законы бога для израиля, а
по учению Христа жизнь вечная продолжается в сыне человеческом, и для сохранения ее нужно соблюдать
законы Христа, выражающие волю бога для всего человечества.
Спасение жизни личной от смерти,
по учению евреев,
было исполнением воли бога, выраженной в
законе Моисея
по его заповедям.
Иудей жил так, как он жил, т. е. воевал, казнил людей, строил храм, устраивал всю свою жизнь так, а не иначе, потому что всё это
было предписано в
законе,
по убеждению его, сошедшем от самого бога.
Философ, какого бы он ни
был толка — идеалист, спиритуалист, пессимист, позитивист, — на вопрос: зачем он живет так, как он живет, т. е. несогласно с своим философским учением? — всегда вместо ответа на этот вопрос заговорит о прогрессе человечества, о том историческом
законе этого прогресса, который он нашел и
по которому человечество стремится к благу.
Понятие о
законе, несомненно разумном и
по внутреннему сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что существование у еврейского народа
закона, определявшего всю их жизнь, такого
закона, который
был обязателен не
по принуждению, а
по внутреннему сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.
Но ведь помимо этого вашего
закона,
по которому через тысячелетия настанет то благо, которое вы желаете и приготовили для человечества,
есть еще ваша личная жизнь, которую вы можете прожить или согласно с разумом, или противно ему; а для этой-то вашей личной жизни у вас теперь и нет никаких правил, кроме тех, которые пишутся не уважаемыми вами людьми и приводятся в исполнение полицейскими.
Неточные совпадения
Он не
был ни технолог, ни инженер; но он
был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить мир. Он ничего не знал ни о процессе образования рек, ни о
законах,
по которому они текут вниз, а не вверх, но
был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих — и на протяжении отмеренного пространства наверное возникнет материк, а затем по-прежнему, и направо и налево,
будет продолжать течь река.
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например,
законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но,
по обстоятельствам, не всегда бывают полезны;
есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя,
по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и
есть, наконец,
законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не
будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.
Произошло объяснение; откупщик доказывал, что он и прежде
был готов
по мере возможности; Беневоленский же возражал, что он в прежнем неопределенном положении оставаться не может; что такое выражение, как"мера возможности", ничего не говорит ни уму, ни сердцу и что ясен только
закон.
— Я даже изобразить сего не в состоянии, почтеннейшая моя Марфа Терентьевна, — обращался он к купчихе Распоповой, — что бы я такое наделал и как
были бы сии люди против нынешнего благополучнее, если б мне хотя
по одному
закону в день издавать предоставлено
было!
Ибо
закон, каков бы он ни
был (даже такой, как, например:"всякий да яст"или"всяка душа да трепещет"), все-таки имеет ограничивающую силу, которая никогда честолюбцам не
по душе.