Неточные совпадения
Историческая наука недаром отделила последние четыре столетия и существенным признаком этого отграничения признала великие изобретения и открытия XV века. Здесь проявления усилий человеческой мысли дали жизни человечества совсем иное содержание и раз навсегда доказали, что общественные и политические
формы имеют только кажущуюся самостоятельность, что они делаются шире и растяжимее по мере того, как пополняется и усложняется материал, составляющий их содержание.
Гораздо глубже то, что власть опиралась на религиозные верования народа, и ее
исторические формы падали, когда эти верования разлагались.
Когда аскеза превращается в рабство, что так часто бывало в её
исторических формах, она должна быть отвергнута и против нее должна быть объявлена борьба, борьба, требующая истинной аскезы.
Смерть личная и смерть мировая, как и смерть наций и цивилизаций, как и смерть
исторических форм государства, общества и бытового уклада, означает катастрофическое напоминание смысла и правды о том, что они не исполнены и искажены.
Неточные совпадения
Работа неблагодарная и без красивых
форм. Да и типы эти, во всяком случае, — еще дело текущее, а потому и не могут быть художественно законченными. Возможны важные ошибки, возможны преувеличения, недосмотры. Во всяком случае, предстояло бы слишком много угадывать. Но что делать, однако ж, писателю, не желающему писать лишь в одном
историческом роде и одержимому тоской по текущему? Угадывать и… ошибаться.
— Если бы я отдал землю башкирам, тогда чем бы заплатил мастеровым, которые работали на заводах полтораста лет?.. Земля башкирская, а заводы созданы крепостным трудом. Чтобы не обидеть тех и других, я должен отлично поставить заводы и тогда постепенно расплачиваться с своими
историческими кредиторами. В какой
форме устроится все это — я еще теперь не могу вам сказать, но только скажу одно, — именно, что ни одной копейки не возьму лично себе…
Традиционное применение русской интеллигенции отвлеченно-социологических категорий к
исторической жизни и
историческим задачам всегда было лишь своеобразной и прикрытой
формой морализирования над историей.
Отношения церкви и государства есть одна из
форм отношения духа и кесаря, но уже в
форме исторической объективации.
Все
историческое и мировое в человеке принимает
форму глубоко индивидуальных инстинктов, индивидуальной любви к своей национальности, к национальному типу культуры, к конкретным
историческим задачам.