Цитаты со словом «народ»
С тех пор и
народ «стал слаб» и все мы оказались «просты… ах, как мы просты!», и «немец нас одолел!» Да, немец.
— Уж так нынче
народ слаб стал! так слаб! — произносит наконец ямщик, как бы вдруг открывая предо мной свою заветную мысль.
Восклицание «уж так нынче
народ слаб стал!» составляет в настоящее время модный припев градов и весей российских. Везде, где бы вы ни были, — вы можете быть уверены, что услышите эту фразу через девять слов на десятое. Вельможа в раззолоченных палатах, кабатчик за стойкой, земледелец за сохою — все в одно слово вопиют: «Слаб стал народ!» То же самое услышали мы и на постоялом дворе.
— Нет, и не земля, а
народ стал слаб. Ах, как слаб нынче народ!
— Да оттого, что
народ стал слаб. Слаб нынче народ, ни на что не похоже!
— Да, убережешься у вас! разве я один! Нынче и весь
народ вообще слаб стал.
Это выдумали клеветники русского
народа или, по малой мере, противники ныне действующей акцизной системы.
Нет, хозяин постоялого двора был неправ, объясняя некормность нынешних пеунов так называемою «слабостью» русского
народа.
То же самое должно сказать и о горохах. И прежние мужицкие горохи были плохие, и нынешние мужицкие горохи плохие. Идеал гороха представлял собою крупный и полный помещичий горох, которого нынче нет, потому что помещик уехал на теплые воды. Но идеал этот жив еще в народной памяти, и вот, под обаянием его, скупщик восклицает: «Нет нынче горохов! слаб стал
народ!» Но погодите! имейте терпение! Придет Карл Иваныч и таких горохов представит, каких и во сне не снилось помещикам!
Остается, стало быть, единственное доказательство «слабости»
народа — это недостаток неуклонности и непреоборимой верности в пастьбе сельских стад. Признаюсь, это доказательство мне самому, на первый взгляд, показалось довольно веским, но, по некотором размышлении, я и его не то чтобы опровергнул, но нашел возможным обойти. Смешно, в самом деле, из-за какого-нибудь десятка тысяч пастухов обвинить весь русский народ чуть не в безумии! Ну, запил пастух, — ну, и смените его, ежели не можете простить!
Нет, мы не просты. Ямщик соврал. Не прост тот
народ, который к простоте относится с такою язвительностью, который так решительно бичует ее!
Ну, само собой, окружили его друзья-приятели, пьют, едят, на рысаках по Москве гоняют,
народ давят — словом сказать, все удовольствия, что только можно вообразить!
— Да…
народ нынче! Да ведь и Бакулин-то прост! ну, как-таки так? — замечает другая сибирка.
Дрянной
народ, сплетник народ.
Говорят, это, они, а я между
народом стою и слушаю-с.
— Постой, что еще вперед будет! Площадь-то какая прежде была? экипажи из грязи
народом вытаскивали! А теперь посмотри — как есть красавица! Собор-то, собор-то! на кумпол-то взгляни! За пятнадцать верст, как по остреченскому тракту едешь, видно! Как с последней станции выедешь — всё перед глазами, словно вот рукой до города-то подать! Каменных домов сколько понастроили! А ужо, как Московскую улицу вымостим да гостиный двор выстроим — чем не Москва будет!
— И лесами подобрались — дрова в цене стали. И вино — статья полезная, потому — воля. Я нынче фабрику миткалевую завел: очень уж здесь
народ дешев, а провоз-то по чугунке не бог знает чего стоит! Да что! Я хочу тебя спросить: пошли нынче акции, и мне тоже предлагали, да я не взял!
— А коли кто задумал бежать — никто не держит! Слава богу! И окромя довольно
народу останется!
— Да, сударь, всякому люду к нам теперь ходит множество. Ко мне — отцы,
народ деловой, а к Марье Потапьевне — сынки наведываются. Да ведь и то сказать: с молодыми-то молодой поваднее, нечем со стариками. Смеху у них там… ну, а иной и глаза таращит — бабенке-то и лестно, будто как по ней калегвардское сердце сохнет! Народ военный, свежий, саблями побрякивает — а время-то, между тем, идет да идет. Бывают и штатские, да всё такие же румяные да пшеничные — заодно я их всех «калегвардами» прозвал.
— Полно, так ли, мой друг? — допытывался старик, — в
народе уж сильно поговаривать начали.
— Ну, этого, батюшка, не говорите, потому что русский
народ — талантливый народ.
— Самая это, ваше сиятельство, полезная вещь будет! А для простого
народа, для черняди, легость какая — и боже ты мой! Потому что возьмем, к примеру, хоть этот самый хмель: сколько теперича его даром пропадает! Просто, с позволения сказать, в навоз валят! А тогда, значит, всякий, кто даже отроду хмелем не занимался, и тот его будет разводить. Потому, тут дело чистое: взял, собрал в мешок, представил в прессовальное заведение, получил денежки — и шабаш!
Он любил приволье, любил охоту, любил лес, реку, луг, любил
народ.
— Ну, вот видишь ли!.. Значит, и простой
народ… крестьяне… как они на эти поступки смотрят?
Так как по всей окрестности разнесся слух, что генерал, устами отца Алексея, будет обличать Анпетова, то
народу в церковь собралось видимо-невидимо.
— Было и прежде, да прежде-то от глупости, а нынче всё от ума. Вороват стал
народ, начал сам себя узнавать. Вон она, деревня-то! смотри, много ли в ней старых домов осталось!
Народ нонче все гольтепа, бездомовый пошел: на что ни пустись — все ему хуже прежнего не будет.
Найдет тут
народу в деревню видимо-невидимо, и всякий вина просит.
— Не то что проворуется, а нынче этих прожженных, словно воронья, развелось. Кусков-то про всех не хватает, так изо рту друг у дружки рвут. Сколько их в здешнем месте за последние года лопнуло, сколько через них, канальев,
народу по миру пошло, так, кажется, кто сам не видел — не поверит!
Намеднись еду: на четырех подводах
народ встречу едет.
— Как не любить! любят, коли другого не предвидится… Только вот ежели сапоги или полушубки ставить… это уж шабаш! Самый здесь, сударь,
народ насчет этого легкий!
— Вот ты давеча уверял, — говорю я Софрону Матвеичу, — что
народ от работы отбился! А это, по-твоему, не работа?
— Сердитые времена настали! — отзывается другой. — Сочти, сколько теперь
народу без хлеба осталось!
Народные чтения, читальни, издание дешевых книг, распространение в
народе здравых понятий о том, что ученье свет, а неученье тьма — везде сумел приютиться Тебеньков и во всем дает чувствовать о своем присутствии.
Истинность моих слов доказывается историей
народов (франц.)]
День стоял серый, не холодный, но с легким морозцем, один из тех дней, когда Невский, около трех часов, гудит
народом.
[все для
народа и руками народа (франц.)]
Как бы то ни было, но мы подоспели с своею деловою складкой совершенно ко времени, так что начальство всех возможных ведомств приняло нас с распростертыми объятиями. В его глазах уже то было важно, что мы до тонкости понимали прерогативы губернских правлений и не смешивали городских дум с городовыми магистратами. Сверх того, предполагалось, что, прожив много лет в провинции, мы видели лицом к лицу
народ и, следовательно, знаем его матерьяльные нужды и его нравственный образ.
Окунувшись в тину провинциальной жизни, мы вовсе не думали ни о матерьяльных нуждах, ни о нравственном образе
народа.
Проезжая мимо базарной площади в присутствие или мчась на почтовых мимо сел и деревень к месту производства следствия, мы столь же мало видели
народ, как мало видит его и любой петербуржец, проезжающий мимо Сенной или Конной площади.
Благонравен ли русский мужик? Привязан ли он к тем исконным основам, на которых зиждется человеческое общество? Достаточно ли он обеспечен в матерьяльном отношении? Какую дозу свободы может он вынести, не впадая в самонадеянные преувеличения и не возбуждая в начальстве опасений? — вот нешуточные вопросы, которые обращались к нам, людям, имевшим случай стоять лицом к лицу с русским
народом…
— Так что если, в видах пользы службы, несколько усилить власть исправников, то
народ это вынесет?
— А ежели распорядиться насчет упрочения основ при посредстве не отяготительной, но зрело соображенной системы штрафов, то
народ и этим останется доволен?
Наконец, и Тебеньков, и Плешивцев — оба уважают народность, но Тебеньков смотрит на этот предмет с точки зрения армий и флотов, а Плешивцев — с точки зрения подоплеки. Оба говорят:"Есть ли на свете другой такой
народ, как русский!"Но Тебеньков относит свои похвалы преимущественно к дисциплине, а Плешивцев — к смирению.
— Не Бисмарк, а
народ! понимаешь! не германское государство, которое воплощает собою Бисмарк, а германский народ!
— А
народ германский, стало быть, имеет это право?
Кормилицу мою, семидесятилетнюю старуху Домну, бог благословил семейством. Двенадцать человек детей у нее, всё — сыновья, и все как на подбор — один другого краше. И вот, как только, бывало, пройдет в
народе слух о наборе, так старуха начинает тосковать. Четырех сынов у нее в солдаты взяли, двое послужили в ополченцах. Теперь очередь доходит до внуков. Плачет старуха, убивается каждый раз, словно по покойнике воет.
Нельзя и ожидать, говорят они, чтобы оголтелые казаки сознавали себя живущими в государстве; не здесь нужно искать осуществления идеи государственности, а в настоящей, заправской Европе, где государство является продуктом собственной истории
народов, а не случайною административною подделкой, устроенной ради наибольшей легкости административных воздействий.
Конечно (в особенности в городах), и теперь встречается немало людей убежденных, которых восторгает мысль о единстве и могуществе Германии, о той неувядаемой славе, которою покрыло себя немецкое оружие, раздавивши"наследственного врага", и о том прекрасном будущем, которое отныне, по праву, принадлежит немецкому
народу; но ведь эти люди представляют собою только казовый конец современной южногерманской действительности.
Собственные его чиновники особых поручений,
народ молодой и ветреный, в глаза смеялись над ним, рассказывая всякие небылицы.
Неточные совпадения
— Мы, ваше превосходительство, народ-то не из книжек знаем! Мы его видели — вот как (рука поднимается и ставится на недалеком расстоянии перед глазами, ладонью внутрь)! мы в курных избах, ваше превосходительство, ночевывали! мы хлеб с лебедой едали! — говорили мы бойко и весело.
Цитаты из русской классики со словом «народ»
Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение
народа, — поднялась отмстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле — за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть козаков.
— Немцы считаются самым ученым
народом в мире. Изобретательные — ватерклозет выдумали. Христиане. И вот они объявили нам войну. За что? Никто этого не знает. Мы, русские, воюем только для защиты людей. У нас только Петр Первый воевал с христианами для расширения земли, но этот царь был врагом бога, и
народ понимал его как антихриста. Наши цари всегда воевали с язычниками, с магометанами — татарами, турками…
И я думаю, что в России, в русском
народе есть и исключительный, нарушивший свои границы национализм, и яростный исключительный еврейский мессианизм, но есть и истинно христианский, жертвенный мессианизм.
Но отношение к русскому
народу, к смыслу революции в исторической судьбе
народа, к советскому строю не тождественно с отношением к советской власти, к власти государства.
При дворцовых революциях, в которых участвуют иногда два-три человека, переносится ли тоже воля масс на новое лицо? При международных отношениях переносится ли воля масс
народа на своего завоевателя? В 1808-м году воля Рейнского Союза была ли перенесена на Наполеона? Воля массы русского
народа была ли перенесена на Наполеона во время 1809 года, когда наши войска шли в союзе с французами воевать против Австрии?
Ассоциации к слову «народ»
Предложения со словом «народ»
- Русскому народу много дано его богатой историей, много он сделал, и многого ожидают от него все другие нации и племена.
- Придворные, мужчины и дамы, тихо и прямо сидели вдоль длинных стен залы, в которую набилось много народу разного звания.
- Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, всё равно может выбить из колеи!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «народ»
Значение слова «народ»
НАРО́Д, -а, м. 1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАРОД
Афоризмы русских писателей со словом «народ»
Дополнительно