Неточные совпадения
Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия
человека происходят от
человека, и часто от
того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы.
Он получает плату, сыт, одет, никогда я его не секу ни плетьми, ни батожьем (о умеренный
человек!), — и ты думаешь, что кусок хлеба и лоскут сукна тебе дают право поступать с подобным тебе существом, как с кубарем, и
тем ты только хвастаешь, что не часто подсекаешь его в его вертении.
Не успел я войти в почтовую избу, как услышал на улице звук почтового колокольчика, и чрез несколько минут вошел в избу приятель мой Ч… Я его оставил в Петербурге, и он намерения не имел оттуда выехать так скоро. Особливое происшествие побудило
человека нраву крутого, как
то был мой приятель, удалиться из Петербурга, и вот что он мне рассказал.
Когда двадцать
человек тонут, ты не смеешь разбудить
того, кто их спасти может?
Если боязнь,
то мучитель ужаснее богов, к коим
человек воссылает или молитву, или жалобу во времена нощи или в часы денные.
Если благоговение,
то возможно
человека возбудить на почитание соделателей его бедствий: чудо, возможное единому суеверию.
Не более недели
тому назад я был весел, в удовольствии, недостатка не чувствовал, был любим или так казалося; ибо дом мой всякий день был полон
людьми, заслужившими уже знаки почестей; стол мой был всегда как великолепное некое торжество.
Но я худой живописец; или если бы я мог в чертах лица читать внутренности
человека с Лаватеровою проницательностию,
то бы и тогда картина асессоровой семьи была примечания достойна.
Он избрал нарочно день торжественный, когда у него много
людей было в собрании; избрал нарочно для слова своего публичное собрание, надеяся, что
тем разительнее убедит меня.
Гражданин, в каком бы состоянии небо родиться ему ни судило, есть и пребудет всегда
человек; а доколе он
человек, право природы, яко обильный источник благ, в нем не иссякнет никогда; и
тот, кто дерзнет его уязвить в его природной и ненарушимой собственности,
тот есть преступник.
Я, отлучая детей моих от бдящего родительского ока, единственное к
тому имею побуждение, да приобретут опытности, да познают
человека из его деяний и, наскучив гремлением мирского жития, да оставят его с радостию; но да имут отишие в гонении и хлеб насущный в скудости.
Последуя
тому, что налагают на нас обычаи и нравы, мы приобретем благоприятство
тех, с кем живем. Исполняя предписание закона, можем приобрести название честного
человека. Исполняя же добродетель, приобретем общую доверенность, почтение и удивление, даже и в
тех, кто бы не желал их ощущать в душе своей. Коварный афинский сенат, подавая чашу с отравою Сократу, трепетал во внутренности своей пред его добродетелию.
У римлян было похожее сему обыкновение, которое они называли амбицио,
то есть снискание или обхождение; а оттуда и любочестие названо амбицио, ибо поселениями именитых
людей юноши снискивали себе путь к чинам и достоинствам.
Но если у римлян обычай сей введен был для
того, чтобы молодые
люди обхождением с испытанными научалися,
то сомневаюсь, чтобы цель в обычае сем всегда непорочна сохранилася.
Если же ты добрый
человек и не ругаешься над бедными,
то, взяв от тебя деньги, лихие
люди мало ли что подумают.
Человек, в начинаниях своих двигаемый корыстию, предприемлет
то, что ему служить может на пользу, ближайшую или дальную, и удаляется
того, в чем он не обретает пользы, ближайшей или дальновидной.
Умножь оскорбления надменности и уязвления силы, даже в любезнейших
человека чувствованиях; тогда с ужасом узришь возникшее губительство неволи, которое
тем только различествует от побед и завоеваний, что не дает
тому родиться, что победа посекает.
Здесь, на почтовом дворе, встречен я был
человеком, отправляющимся в Петербург на скитание прошения. Сие состояло в снискании дозволения завести в сем городе свободное книгопечатание. Я ему говорил, что на сие дозволения не нужно, ибо свобода на
то дана всем. Но он хотел свободы в ценсуре, и вот его о
том размышлении.
— Типографии у нас всем иметь дозволено, и время
то прошло, в которое боялися поступаться оным дозволением частным
людям; и для
того, что в вольных типографиях ложные могут печатаны быть пропуски, удерживались от общего добра и полезного установления.
Некоторые глупые, дерзновенные и невежды попускаются переводить на общий язык таковые книги. Многие ученые
люди, читая переводы сии, признаются, что ради великой несвойственности и худого употребления слов они непонятнее подлинников. Что же скажем о сочинениях, до других наук касающихся, в которые часто вмешивают ложное, надписывают ложными названиями и
тем паче славнейшим писателям приписывают свои вымыслы, чем более находится покупщиков.
На что сему дивиться? и
человек родится на
то, чтобы умереть…
— Если вы до сего времени не ведали,
то ведайте, что в рекруты продавать
людей запрещается; что крестьяне
людей покупать не могут; что вам от барина дана отпускная и что вас покупщики ваши хотят приписать в свою волость будто по вашей воле.
— О, если так, барин,
то спасибо тебе; когда нас поставят в меру,
то все скажем, что мы в солдаты не хотим и что мы вольные
люди.
Рожденной от
человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного понятие его изострилося и украсилося полезными и приятными знаниями; определенный по состоянию своему препровождать дни свои между
людей, коих окружность мысленная области не далее их ремесла простирается; сужденный делить время свое между рыбным промыслом и старанием получить мзду своего труда, — разум молодого Ломоносова не мог бы достигнуть
той обширности, которую он приобрел, трудясь в испытании природы, ни глас его —
той сладости, которую он имел от обхождения чистых мусс.
Неточные совпадения
Да объяви всем, чтоб знали: что вот, дискать, какую честь бог послал городничему, — что выдает дочь свою не
то чтобы за какого-нибудь простого
человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!
Городничий (робея).Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы,
люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так,
то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.
А вы — стоять на крыльце, и ни с места! И никого не впускать в дом стороннего, особенно купцов! Если хоть одного из них впустите,
то… Только увидите, что идет кто-нибудь с просьбою, а хоть и не с просьбою, да похож на такого
человека, что хочет подать на меня просьбу, взашей так прямо и толкайте! так его! хорошенько! (Показывает ногою.)Слышите? Чш… чш… (Уходит на цыпочках вслед за квартальными.)
Городничий. И не рад, что напоил. Ну что, если хоть одна половина из
того, что он говорил, правда? (Задумывается.)Да как же и не быть правде? Подгулявши,
человек все несет наружу: что на сердце,
то и на языке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не говорится никакая речь. С министрами играет и во дворец ездит… Так вот, право, чем больше думаешь… черт его знает, не знаешь, что и делается в голове; просто как будто или стоишь на какой-нибудь колокольне, или тебя хотят повесить.
Городничий. Да я так только заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и
того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет
человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.