Цитаты со словосочетанием «человек божий»
— Когда корабль соберется, когда властью и велением духа будут собраны
люди Божьи во едино место в сионскую горницу, — ответила Варенька, — если будет на то воля Божия, и тебя допустят посмотреть и послушать, хоть ты пока еще и язычница… Кто знает? Может быть, даже слово будет к тебе. Редко, а это иногда бывает.
— Оттого
люди Божьи и плещут руками.
— С первого взгляда похожи они на скачку, на пляску, на языческие хороводы, — ответила Варенька. — И если бы увидал язычник святое «радение»
людей Божьих, непременно назвал бы его неистовым скаканьем, богопротивною пляской. Но это «радение» к Богу. Сказано: «Вселюся в них и похожду» — и вот когда вселится он в людей своих, тогда и ходит в них. Божьи люди в восторге тогда пребывают, все забывают, землю покидают, в небесах пребывают.
— Увидишь
людей Божьих, и мужчин и женщин вместе, в одних белых рубашках, с пальмами в руках — и тоже соблазнишься?.. А между тем тут тайна. Почему святых, праведных зовут «людьми Божьими»? Потому что запечатлены они печатью Бога живого.
Потому
люди Божьи и «радеют» Господу в белых одеждах с пальмами в руках…
Вот отчего
люди Божьи молятся в одних белых рубашках…
Но ведь на раденьях
людей Божьих не сами они поют, не своей волей, не своим хотеньем; дух, живущий в них, и слова песен, и напев им внушает…
Опять-таки прежнее тебе скажу, не знаю уж в который раз, помни слова Писания: «Безумное Божие премудрей человеческой мудрости…» Да, во всем, во всем у
людей Божьих для языческого греховного мира тайна великая.
Люди Божьи ежечасно славят творца, что дал им познать его тайны, — прибавила Варенька.
—
Люди Божьи, друг милый, живут не по-вашему, не по-язычески.
А
люди Божьи смерти праведника радуются — потому что освободил его Господь, вывел из смрадной темницы тела, созданного врагом…
Была бы ты здесь
человек Божий, все бы тебя почитали.
Но и это
люди Божьи почитали юродством и в выходках Мемнона думали видеть неизреченную тайну.
И не бывало после того собранья
людей Божьих без участия в них Катерины Степановны.
Это — сокровенная сионская горница. Тут бывают раденья Божьих людей. Рядом вдоль всей горницы коридор, а по другую его сторону семь небольших комнат, каждая в одно окно, без дверей из одной в другую. Во время о́но в те комнаты уединялись генеральские собутыльники с девками да молодками, а теперь
люди Божьи, готовясь к раденью, облачаются тут в «белые ризы». Пред сионской горницей были еще комнаты, уставленные старой мебелью, они тоже бывали назаперти. Во всем нижнем этаже пахло сыростью и затхлостью.
Только что смерклось, в комнату, что перед сионской горницей, стали собираться
люди Божьи.
Давно хотела я сказать тебе все это, но, обсудивши, оставила до теперешних минут, когда воочию увидишь корабль
людей Божьих, управ-ляемый небесным кормщиком, святым духом.
Остальные
люди Божьи в таких же одеждах, только не голландского полотна, а тонкого крестьянского холста.
Еще половины песни не пропели, как началось «раденье». Стали ходить в кругах друг зá другом мужчины по солнцу, женщины против. Ходили, прискакивая на каждом шагу, сильно топая ногами, размахивая пальмами и платками. С каждой минутой скаканье и беганье становилось быстрей, а пение громче и громче. Струится пот по распаленным лицам, горят и блуждают глаза, груди у всех тяжело подымаются, все задыхаются. А песня все громче да громче, бег все быстрей и быстрей. Переходит напев в самый скорый. Поют
люди Божьи...
Удивились
люди Божьи, когда Катенька, отступя от Марьи Ивановны, подошла к не приведенной еще Дуне, в первый только раз бывшей в собрании познавших тайну сокровенную. Подошла она к Дуне, хоть никогда ее прежде не видывала.
— На колени становись!.. Крестись перед духом святым! В землю кланяйся! — заговорили вкруг нее, но Катенька вдруг «затрубила в трубу живогласную», и
люди Божьи смолкли.
— На Софронушку накатило! На блаженного накатило!.. — заговорили
люди Божьи.
Вышел блаженный на середину сионской горницы и во все стороны стал платком махать. Потом, ломаясь и кривляясь, с хохотом и визгом понес бессмысленную чепуху. Но
люди Божьи слушали его с благоговеньем.
Хоть и знали
люди Божьи, что Софронушка завел известную детскую песню, но все-таки слушали его с напряженным вниманием… Хоть и знали, что «из песни слова не выкинешь», но слова: «нашли пророки книгу» возбудили в них любопытство. «А что, ежели вместо зюзюки он другое запоет и возвестит какое-нибудь откровение свыше?»
Умаялись
люди Божьи от радельных трудов. Солнце давно уж с полден своротило, а они все еще покоятся. Дуня пробудилась всех прежде. Тихо поднялась она с постели, боясь разбудить Вареньку, и неодетая села на кровати.
«Не враг ли смущает меня? — приходит ей на мысль. — Ему хочется не допускать меня до общения с
людьми Божьими? Так и Марья Ивановна говорила, и Варенька, и все. Хитрой, злобной силой ополчается он на меня… Прочь, лукавый!.. Не смутить тебе меня, не совратить!.. Помню Писание: «Безумное Божие премудрей человеческой мудрости».
— Что делают в то время избрáнные люди — они не знают, не помнят, не понимают… Только дух святый знает, он ими движет. Угодно ему —
люди Божьи скачут и пляшут, не угодно — пребывают неподвижны… Угодно ему — говорят, не угодно — безмолвствуют. Тут дело не человеческое, а Божье. Страшись его осуждать, страшись изрекать хулу на святого духа… Сколько ни кайся потом — прощенья не будет.
По слову Марьи Ивановны, Дуня перекрестилась обеими руками и поклонилась в землю Николаю Александрычу. Он тем же ответил ей. Потом Марья Ивановна подводила ее к каждому из
людей Божьих и на каждого она крестилась, и каждому отдавала земной поклон. И они тем же ей отвечали, поздравляя с обновлением души, с крещением святым духом. Поздравляли друг друга с прибылью для корабля, с приводом новой праведной души.
Знали его и образованные
люди Божьи, и монахи с монахинями, и сестры женских общин, приведенные к познанию тайны сокровенной, слыхали о нем по всем городам, по всем селам и деревням, где только живут хлысты.
Еще в Луповицах, где жил он в детстве до поступления в морской корпус, Денисов знал кое-что про
людей Божьих, но был еще так мал, что не решались ему показать раденья.
Рассудив, что на морском корабле не доехать ему ни до какого корабля
людей Божьих, он вышел в отставку и в гражданской службе занял должность не большую, но и не маленькую.
Везде сводил он знакомство с
людьми Божьими и теперь возвращался из-за Кавказа, познакомившись там с «веденцами», известными больше под именем «прыгунков».
Ехал он с подошвы Арарата, с верховьев Евфрата, из тех мест, где при начале мира был насажден Богом земной рай и где, по верованьям
людей Божьих, он вновь откроется для блаженного пребывания святых-праведных, для вечного служения их Богу и агнцу.
Там слепая, дряхлая Крискентия уверила сожительниц, что в нынешние последние времена истинную веру надо искать только у
людей Божьих, что они одни знают великую тайну, от мира утаенную.
И той корочкой
люди Божьи Тимофей да Арина с нищим убогим человеком поделились, на печке его спать положили, а сами в холодную клеть ночевать пошли.
— То был богатый богатина Данило Филиппыч, господь Саваоф, — заговорили
люди Божьи, когда смолк ослабевший Устюгов. Волновалась его грудь, восторженным блеском горели глаза. Едва может он сдерживать подступавшие к сердцу рыданья.
Так раздумывая сама с собой, Дуня решила во что бы то ни стало покинуть луповицкий корабль
людей Божьих, отречься от их неправедной веры, во всем и навсегда разорвать с ними и, как блудный сын, возвратиться в дом отчий…
Обманщику или выдавшему тайну
людей Божьих сторонним такое настает житье, что если не удастся ему бежать из корабля, то рано ли, поздно ли он кинется в реку либо в колодезь, а не то отравится либо удавится.
Деньги — сила, деньги дадут полную безопасность от всяких преследований, если бы вздумали поднять их на тайную секту
людей Божьих…
Рассказывают, что на гору Городину сходил бог Саваоф, под именем «верховного гостя», что долгое время жил он среди
людей Божьих, и недавно еще было новое его сошествие в виде иерусалимского старца.
Слышит, что и теперь у подошвы Арарата новый христос Максим, пророк, первосвященник и царь
людей Божьих, слышит, что он короновался и, подражая царю Давиду, с гуслями в руках радел на деревенской улице.
Призадумалась Дуня. Хотя и решилась она оставить общество
людей Божьих, но любопытство сильно подстрекало ее. Согласилась быть в сионской горнице и говорить с араратским гостем, но отказалась радеть и пророчествовать, сказала, что будет одета в обычное платье, а «белых риз» ни за что на свете не наденет и сядет не впереди, а у входной двери. Дозволяется же ведь это больным и недужным.
В своем ослепленье Дуня полагала, что в этой смущенной, по ее мнению, церкви ересей больше, чем в корабле
людей Божьих.
Удивляются
люди Божьи перемене в Денисове, такой прежде был он разговорчивый, словоохотливый.
Семенушка стал сближать молокан с
людьми Божьими, а довершил это дело другой преисполненный благодати предтеча — Сидорушка: он перенял у людей Божьих раденья и вводил их у молокан.
И воцарился Максим над
людьми Божьими, венчался царским венцом, и надел багряницу, и под открытым небом на улице деревни Никитиной скакал и плясал по-давыдовски, на струнах-органах возыгрывал, и, ставши христом, приял чин первосвященника и пророка над пророками.
— Тут вышло что-то странное, — отвечал Денисов. — Все это было так еще недавно, и много людей, видевших его и говоривших с ним, еще живы; рассказы их противоречивы. Понять нельзя… Кто говорит, что пробыл он с
людьми Божьими только шесть дней, кто уверяет, что жил он с ними три года; а есть и такие, что уверяют, будто старец жил с ними целых двенадцать лет, отлучаясь куда-то по временам.
— Тоже Максим завел. Теперь у него две жены, а у иных и по три и больше есть, — нисколько не смущаясь, ответил Егор Сергеич. — Говорят там: «Мы
люди Божьи, водимые духом, мы — новый Израиль, а у Израиля было две жены, родные между собой сестры, и, кроме того, две рабыни, и ото всех четырех произошли равно благословенные племена израильские».
Чтобы показать Денисову, что стала она чужда
людям Божьим, вместо обычного черного платья оделась Дуня в цветное, надела дорогие серьги, кольца и перстни, а на плечи накинула богатый кружевной платок. Напрасно убеждала ее Марья Ивановна идти в черном платье, не слушалась Дуня.
— Имею, — скромно опуская глаза, промолвил Денисов. — Я послан верховным пророком внушать это верным-праведным. Была некогда проповедь покаяния, теперь в последние дни мира настало время проповеди послушания. Я и другие посланы на такую проповедь. Утвердить в
людях Божьих беззаветное повиновение воле пророческой — вот зачем послали меня.
Неточные совпадения
— Вот это уж нехорошо, — заметила Татьяна Андревна. — Грех!..
Божьих угодников всуе поминать не следует. И перед Богом грех, и
люди за то не похвалят… Да… Преподобный Никита Сокровенный великий был угодник. Всю жизнь в пустыне спасался, не видя
людей, раз только один Созонт диакон его видел. Читал ли ты, сударь, житие-то его?
— Дешево взять нельзя, — ответил Герасим. — Сами увидите, каковы иконы. Насчет
Божьего милосердия сами вы
человек не слепой, увидите, чего стоят, а увидите, так меня не обидите.
— Жила ты жила, греховодник этакой!.. — вскликнул Марко Данилыч. — Бога не боишься,
людей не стыдишься… Неправедну-то лихву с чего берешь?.. Подумал ли о том?.. Ведь со святыни!.. С
Божьего милосердия!.. Постыдись, братец!..
С того дня просвещенные евангельским светом
люди едиными усты и единым сердцем о преподобном Фотине исповедовали: «Воистину
Божий человек сей!..»
Бог дал, а
человек отнять хочет великий дар
Божий…
Книжки какие-то все, вчера про каких-то «
Божьих людей» все рассказывала.
Что за «
Божьи люди» такие?
Кто-то сказал ей, что продается пустошь Фатьянка, где в старые годы бывали хлыстовские сходбища с самим Иваном Тимофеичем, христом
людей божиих; она тотчас же купила ее и построила усадьбу на том самом месте, где, по преданьям, бывали собранья «
божьих людей».
— А поблизости есть ли божьи-то
люди? — спросил Андрей Александрыч.
— Умалился корабль, очень умалился, — скорбно промолвил Николай Александрыч. — Которых на земле не стало, которые по дальним местам разошлись. Редко когда больше двадцати
божьих людей наберется… Нас четверо, из дворни пять
человек, у Варварушки в богадельне семеро. Еще
человека два-три со стороны. Не прежнее время, сестрица. Теперь, говорят, опять распыхались злобой на
божьих людей язычники, опять иудеи и фарисеи воздвигают бурю на Христовы корабли. Надо иметь мудрость змиину и как можно быть осторожней.
— Так ты понимай, кому подобны
Божьи люди, особенно кормщики кораблей, одаренные духом сугубой благодатью.
Сказала я тебе, что Божие безумное премудрей человеческой мудрости, но ведь обыкновенные
люди, язычники, в проявлениях духа видят либо глупость, либо юродство, либо даже кощунство и богохульство, кликушами
Божьих людей называют, икотниками да икотницами, даже бесноватыми.
Когда явишься ты в среде малого стада, в сонме племени нового Израиля, и
Божьи люди станут молиться на твоих глазах истинной молитвой, не подумаешь ли ты по-язычески, не скажешь ли в сердце своем: «Зачем они хлопают так неистово в ладоши, зачем громко кричат странными голосами?..»
Так всегда говорит про
Божьих людей слепой и глухой языческий мир, так, пожалуй, скажешь и ты, потому что ты язычница.
А у
Божьих людей не так, у них все тело, все члены его поклоны бьют.
— А когда услышишь, что восклицают в то время
Божьи люди, какие слова говорят и поют они, — соблазнишься, непременно соблазнишься, — продолжала Варенька.
Что, если услышишь ты в собранье
Божьих людей не тот напев, к которому привыкла в своих часовнях?
У
Божьих людей новые песни поются по наитию духа, и никто не может навыкнуть петь эти песни, как сказано в Писании…
— Как же можно без креста? — чуть слышно, слабым голосом проговорила Варенька. — Но ты и тут, пожалуй, соблазнишься, увидавши, как
Божьи люди крестятся, — прибавила она.
— Ну хорошо, — молвила Варенька. — А где ж ты видала, чтобы птица летала одним крылом? Понимаешь теперь, почему
Божьи люди крестятся обеими руками?
— Взаимные поцелуи
Божьих людей на собраниях. Эти лобзанья — великая тайна, — ответила Варенька.
— У
Божьих людей, как у ангелов, — нет ни мужчин, ни женщин, — сказала Варенька.
— Не пойдут, — отвечала Варвара Петровна. — Матери у нее нет, только отец. Сама-то я его не знаю, а сестрица Марьюшка довольно знает — прежде он был ихним алымовским крепостным. Старовер. Да это бы ничего — мало ль староверов на праведном пути пребывает, — человек-от не такой, чтобы к
Божьим людям подходил. Ему Бог — карман, вера в наживе. Стропотен и к тому же и лют. Страхом и бичом подвластными правит. И ни к кому, опричь дочери, любви нет у него.
— Чего ж тебе еще, глупенькая? — подхватила Матренушка. — Целуй ручку, благодари барыню-то, да и пойдем, я тебе местечко укажу. А к дяде и не думай ходить — вот что. Живи с
Божьими людьми; в миру нечего тебе делать. Здесь будет тебе хорошо, никто над тобой ни ломаться, ни надругаться не станет, битья ни от кого не примешь, брани да попреков не услышишь, будешь слезы лить да не от лиха, а ради души спасенья.
Пахома рассылал Николай Александрыч и к
Божьим людям с вестями о днях, назначенных для раденья.
И через час Пахом на рыженькой кобылке ехал уж возвещать
Божьим людям радость великую — собирались бы они в Луповицы в сионскую горницу, собирались бы со страхом и трепетом поработать в тайне Господу, узреть свет правды его, приять духа небесного, исповедать веру истинную, проникнуть в тайну сокровенную, поклониться духом Господу и воспеть духу и агнцу песню новую.
Тридцать лет с годом служил он в ластовых экипажах в Кронштадте и там вступил в корабль
Божьих людей.
Усердно радел на них престарелый матрос, и
Божьи люди надивиться не могли, как это он, такой дряхлый, с переломленной на государственной службе ногой, скачет, пляшет, кружится, ровно молоденький.
— Много ль на соборе-то
Божьих людей чаете? — спросил за трапезой матрос у Пахома.
Стоя на зимних квартирах в Бендерах, Строинский, как сам после
Божьим людям рассказывал, впал в плотские грехи и, будучи с самых ранних детских лет верующим и набожным, вдруг почувствовал в себе душевный переворот.
По-настоящему, человеку-то
Божьему не след бы и глядеть на видимый мир.
С восторженной радостью кинулись Кисловы в секту, где все казалось им новым, истинным, святым; церкви не покинули, как и вообще все
Божьи люди ее не покидают.
— С Волги откуда-то. Там ведь Марьюшка-то наша купила именье, Фатьянку, где в стары годы
Божьи люди живали. Был там корабль самого батюшки Ивана Тимофеича.
Слыхал генерал Луповицкий чуть ли не от самой Катерины Филипповны, что в старые годы у
Божьих людей и христос, и апостолы бывали из юродивых.
В безумии несчастных, подверженных падучей болезни,
Божьи люди видели «златые сосуды благодати», верили, что в них святой дух пребывает, «ходит» в них и хождение свое припадками изъявляет.
«Харалацы да маралацы», «стрень да брень» стали чаще исходить из его уст, а
Божьи люди говорили одно: «Безумное Божие превыше человеческой мудрости».
А другие продолжали обычные у
Божьих людей друг другу приветствия.
Растворились наконец двери, и
Божьи люди один за другим вошли в ярко освещенную сионскую горницу.
Не хочется ему, чтоб ты, ругаясь его миру и злой его власти, вошла во святый круг
Божьих людей.
Так и здесь, в сионской горнице, она невидимо на круг
Божьих людей изливается.
Ей
Божьи люди и поклоняются.
Близко к полночи.
Божьи люди стали петь духовные песни. Церковный канон пятидесятницы пропели со стихирами, с седальнами, с тропарями и кондаками. Тут отличился дьякон — гремел на всю сионскую горницу. Потом стали петь псáльмы и духовные стихи. Не удивилась им Дуня — это те же самые псáльмы, те же духовные стихи, что слыхала она в комаровском скиту в келарне добродушной матери Виринеи, а иногда и в келье самой матушки Манефы.
На колокольне сельской церкви ударило двенадцать. Донеслись колокольные звуки и в сионскую горницу.
Божьи люди запели церковную песнь «Се жених грядет в полунощи», а потом новую псáльму, тоже по скитам знакомую Дуне. Хоть и не слово в слово, а та же самая псáльма, что скитская.
Только что кончили эту псáльму, по знаку Николая Александрыча все вскочили с мест и бросились на средину сионской горницы под изображение святого духа. Прибежал туда и блаженный Софронушка. Подняв руки кверху и взирая на святое изображение, жалобным, заунывным напевом
Божьи люди запели главную свою песню, что зовется ими «молитвой Господней».
Громче и громче раздавалась хлыстовская песня. Закинув назад головы, разгоревшимися глазами смотрели
Божьи люди вверх на изображение святого духа. Поднятыми дрожащими руками они как будто манили к себе светозарного голубя. С блаженным сделался припадок падучей, он грянулся оземь, лицо его исказилось судорогами, вокруг рта заклубилась пена. Добрый знак для
Божьих людей — скоро на него «накатило», значит, скоро и на весь собор накати́т дух святой.
Вдруг песня оборвáлась. Перестали прыгать и все молча расселись — мужчины по одну сторону горницы, женщины по другую. Никто ни слова, лишь тяжелые вздохи утомившихся
Божьих людей были слышны. Но никто еще из них не достиг исступленного восторга.
И другие подходили к кормщику и земно ему кланялись, прося возвестить от Святого Писания, как дух сходит на
Божьих людей. И мужчины подходили, и женщин бо́льшая часть.
И, стоя на коленях, подняв кверху руки, потрясая пальмовыми ветвями и махая платками, «манят»
Божьи люди святого духа...
Кончилась новая песня, но все еще оставались на коленях с воздетыми руками, умиленно взирая на изображение святого духа, парящего середи девяти чинов ангельских. Стали потом
Божьи люди класть земные поклонны и креститься обеими руками, а Николай Александрыч читал нараспев...
Освятите вы ее, чтоб враги не бродили, одни ангелы ходили, чистоту бы разносили промеж
Божьих людей!..
Цитаты из русской классики со словосочетанием «человек божий»
Объяснение страшных катастроф в жизни
людей Божьим гневом и наказанием невыносимо.
Лет восемь тому назад он на каждом шагу говорил: «Мое вам почитание, покорнейше благодарствую», и тогдашние его покровители всякий раз помирали со смеху и заставляли его повторять «мое почитание»; потом он стал употреблять довольно сложное выражение: «Нет, уж это вы того, кескесэ, — это вышло выходит», и с тем же блистательным успехом; года два спустя придумал новую прибаутку: «Не ву горяче па,
человек Божий, обшит бараньей кожей» и т. д.
—
Человек божий, обшит кожей, покрыт рогожей. Издали ни то ни се, а что ближе, то гаже.
Только по дыму и можно было узнать, что живет там
человек божий.
— Рано, господи! Дела я моего не сделал!.. Деньги-то… сколько годов копил… На церковь. В деревне своей. Нужны
людям божий храмы, убежище нам… Мало накопил я… Господи! Во́рон летает, чует кус!.. Илюша, знай: деньги у меня… Не говори никому! Знай!..
Неточные совпадения
— Нет, мы, по
Божьей милости, // Теперь крестьяне вольные, // У нас, как у
людей. // Порядки тоже новые, // Да тут статья особая…
— Известно как, по правде, по
Божью. Ведь
люди разные. Вот хоть вас взять, тоже не обидите
человека…
Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь — и там
люди! также
божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные
люди, да не те; такие же
люди, да не те!
Лариса. Для несчастных
людей много простора в
Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет.
Клим поспешно ушел, опасаясь, что писатель спросит его о напечатанном в журнале рассказе своем; рассказ был не лучше других сочинений Катина, в нем изображались детски простодушные мужики, они, как всегда, ожидали пришествия
божьей правды, это обещал им сельский учитель, честно мыслящий
человек, которого враждебно преследовали двое: безжалостный мироед и хитрый поп.
Ассоциации к слову «человек»
Ассоциации к слову «божий»
Синонимы к словосочетанию «человек божий»
Предложения со словосочетанием «человек божий»
- Иной раз такое случается, что и малому народцу против общего врага люди божьи – союзники.
- Я в люди божьим промыслом вышел.
- – Чевой-то несёт, кландидат кландидатский? – вгрызался в снег человек божий.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «человек»
Сочетаемость слова «божий»
Значение словосочетания «божий человек и»
Значение словосочетания «божий человек»
Значение слова «человек»
ЧЕЛОВЕ́К, -а, мн. лю́ди и (устар. и шутл.) челове́ки, м. (косвенные падежи мн. ч. челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках употр. только в сочетании с количественными словами). 1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧЕЛОВЕК
Афоризмы русских писателей со словом «человек»
- Человек есть существо ко всему привыкающее.
- Честный человек с тем и живет, чтоб иметь врагов.
- Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно