Цитаты со словом «орды»
Еще при игумене Поликарпе вышло-то, когда он меня на неводьбу в
орду посылал, на степные озера.
Однако помолился я преподобному Прокопию, а он и ущитил мою дьячиху от
орды: через полгода выворотилась дьячиха-то из степи…
Ушла одвуконь ночным делом, когда
орда спала.
— Да уж такая… Отяжелела в
орде моя дьячиха, вот какая… Ну, а потом разродилась вот этою самою Охоней. Других детей у нас нет, вот нам и вышла радость на старости лет. За свою растим… Бог дал Охоню.
Трое ворот вели из города: одни — на полдень, другие — на север, а третьи — прямо в
орду, то есть в сторону степи.
Ночь застала путников на полдороге, где кончался лес и начинались отобранные от монастыря угодья. Арефа вздохнул свободнее: все же не так жутко в чистом поле, где больше
орда баловалась. Теперь орда отогнана с линии далеко, и уже года два, как о ней не было ни слуху ни духу. Обрадовался Арефа, да только рано: не успела телега отъехать и пяти верст, как у речки выскочили четверо и остановили ее.
Все-таки благодаря разбойным людям монастырской лошади досталось порядочно. Арефа то и дело погонял ее, пока не доехал до реки Яровой, которую нужно было переезжать вброд. Она здесь разливалась в низких и топких берегах, и место переправы носило старинное название «Калмыцкий брод», потому что здесь переправлялась с испокон веку всякая степная
орда. От Яровой до монастыря было рукой подать, всего верст с шесть. Монастырь забелел уже на свету, и Арефа набожно перекрестился.
Одним словом, клад — не баба, если б не побывала в полоне у
орды.
Чуть что, свои бабы и начнут корить богоданною дочкою Охоней, которую дьячиха из
орды принесла.
Прокопьевский монастырь был основан в конце XVII столетия пустынножителем Саввой, в иночестве Савватием, когда кругом жила еще «
орда» «обонпол Яровой».
Инок Савватий по происхождению был не чужим для
орды, потому что его мать была татарка.
Если и приходилось ей терпеть напасти от
орды, то помощь теперь была под рукой: воинские люди приходили из Усторожья и выручали обитель.
Одним словом, наступало новое время и новые порядки, и тот же игумен Моисей предпочел бы стародавние времена, когда приходилось выстаивать обители перед
ордой одними своими силами, минуя всякую воинскую помощь.
В
орду хаживали, и то не боялись…
— Ну, будет убиваться, — говорила попадья. — Вот расскажи лучше, как в полоне была в
орде.
— У других баб грех-то с крещеными, а мой грех с
ордой неумытой…
А потом ночью и ушла из
орды…
— А надо бы нам стенки-то подкрепить, — точно бредила игуменья. — Ох, как надо! И ворота вон совсем развалились… Башенки прежде на углах-то стояли, когда
орда приходила. Когда Алдар-бай с башкирью набегал, так крестьяне со всех деревень укрывались в Дивьей обители… Тоже и от Пепени с Тулкучарой… под самые стены набегала орда, и господь ущитил.
— Што же, матушка, опять
орда набежит? — спрашивала воеводша.
— Двум смертям не бывать, одной — не миновать, — храбрился Арефа. — Не боюсь я твоего Гарусова, хоша он на мелкие части меня режь… В
орде бывал и из полону цел ушел, а от Гарусова и подавно.
Обрадовалось сердце Арефы, когда он увидел родную реку, которая отсюда скатывалась под самый Прокопьевский монастырь и дальше в «
орду».
— Погоди, отольются медведю коровьи слезы!.. Будет ему кровь нашу пить… по колен в нашей крови ходить… Вот побегут казаки с Яика да
орда из степи подвалит, по камушку все заводы разнесут. Я-то не доживу, а ты увидишь, как тряхнут заводами, и монастырем, и Усторожьем. К казакам и заводчина пристанет и наши крестьяне… Огонь… дым…
— Из
орды ушел колотый, а от Гарусова и подавно уйду… Главная причина, кто сильнее: преподобный Прокопий али Гарусов? Вот то-то вы, глупые… Над кем изневаживается Гарусом-то?.. Над своими же двоеданами, потому как они омрачены… А преподобный Прокопий вызволит и от Гарусова.
—
Орда валит!.. Казаки идут… — слышалось со всех сторон. — А наш-то орел схоронился…
Арефа был совершенно счастлив, что выбрался жив из Баламутского завода. Конечно, все это случилось по милости преподобного Прокопия: он вызволил грешную дьячковую душу прямо из утробы земной. Едет Арефа и радуется, и даже смешно ему, что такой переполох в Баламутском заводе и что Гарусов бежал. В Служней слободе в прежнее время, когда набегала
орда, часто такие переполохи бывали и большею частью напрасно. Так, бегают, суетятся, галдят, друг дружку пугают, а беду дымом разносит.
Не успел Арефа передумать своих голодных мыслей, а хлеб сам пришел к нему. Лежит Арефа и слышит, как сучок хрустнул. Потом тихо стало, а потом опять шелест по траве. Чуткое дьячковское ухо, сторожливое, потому как привык сызмала в
орде беречься: одно ухо спит, а другое слушает.
Молва уже облетела по казачьим уметам и станицам, перекинулась в
орду и дошла до заводов.
Друзья крепко спали, когда пришла нежданная беда. Арефа проснулся первым, хотел крикнуть, но у него во рту оказался деревянный «кляп», так что он мог только мычать. Гарусов в темноте с кем-то отчаянно боролся, пока у него кости не захрустели: на нем сидели четверо молодцов. Их накрыл разъезд, состоящий из башкир, киргизов и русских лихих людей. Связанных пленников посадили на кобылу и быстро поволокли куда-то в сторону от большой дороги. Арефа и Гарусов поняли, что их везут в «
орду».
Гарусов и Арефа знали по-татарски и понимали из отрывочных разговоров схвативших их конников, что их везут в какое-то стойбище, где большой сбор. Ох, что-то будет?.. Всех конников было человек двадцать, и все везли в тороках награбленное по русским деревням добро, а у двоих за седлами привязано было по молоденькой девке. У
орды уж такой обычай: мужиков перебьют, а молодых девок в полон возьмут.
На стойбище сбилось народу до двух тысяч. Тут были и киргизы, и башкиры, и казаки, и разные воровские русские люди, укрывавшиеся в
орде и по казачьим станицам. Не было только женщин и детей, потому что весь этот сброд составлял передовой отряд. Пленников привязали к коновязям, обыскали и стали добывать языка: кто? откуда? и т. д. Арефа отрывисто рассказал свою историю, а Гарусов начал путаться и возбудил общее подозрение.
«
Орда» давно бы передушила их всех, да не давали в обиду свои казаки, которые часто вздорили с «ордой».
Особенно досталось Гарусову, когда он наотрез отказался есть кобылятину. Казаки хоть и считались по старой вере, а ели конину вместе с «
ордой», потому что привыкли в походах ко всему. Арефа хоть и морщился, а тоже ел, утешая себя тем, что «не сквернит входящее в уста, а исходящее из уст». Гарусов даже плюнул на него, когда увидел.
Пленные остались с одной «
ордой».
Скоро, впрочем, выяснилось, что и «
орда» тоже снимается в поход.
Немилостивая «
орда» не знала пощады и заколачивала нагайками насмерть.
Правда, что он валялся в ногах у немилостивой «
орды», слезно плакал и, наконец, добился своего.
А там пошла новая потеха: «
орда» кинулась на русские деревни с особенным ожесточением, все жгла, зорила, а людей нещадно избивала, забирая в полон одних подростков-девушек.
Кровь лилась рекой, а «
орда» не разбирала, — только бы грабить.
Пленных было так много, что «
орде» наскучило вешать и резать их отдельно, а поэтому устраивали для потехи казнь гуртом: топили, расстреливали, жгли.
«
Орда» разграбила одну русскую деревню, сбила в одну кучу всех пленных и решила давить их оптом.
Память об этом зверстве еще не успела остыть, и о нем пели заунывные башкирские песни, когда по вечерам «
орда» сбивалась около огней.
Не в первый раз за монастырскими толстыми стенами укрывались от напастей, но тогда наступала, зорила и жгла «
орда», а теперь бунтовали свои же казаки, и к ним везде приставали не только простые крестьяне, а и царские воинские люди, высылаемые для усмирения.
К казакам прежде всего пристала «
орда», а потом потянули на их же сторону заводские люди, страдавшие от непосильных работ и еще более от жестоких наказаний, бывшие монастырские крестьяне, еще не остывшие от своей дубинщины, слобожане и всякие гулящие люди, каких так много бродило по боевой линии, разграничивавшей русские владения от «орды».
Самая большая пушка, весившая сто двадцать пудов, стояла на монастырском дворе против полуденных ворот, — это было самое опасное место, откуда нападала «
орда».
— А чья вина? — заговорила со слезами Досифея. — Кто тебя просил поправить обитель? Вот и дождались: набежит
орда, а нам и ущититься негде. Небойсь сам-то за каменною стеною будешь сидеть да из пушек палить…
— Чего зря-то: неминучее дело. Не за себя хлопочу, а за сестер. Вон слухи пали, Гарусов бежал с своих заводов… Казачишки с
ордой хрестьян зорят. Дойдут и до нас… Большой ответ дашь, игумен, за души неповинные. Богу один ответ, а начальству другой… Вот и матушка-воеводша с нами страдать остается, и сестра Фоина в затворе.
— А там… неведомо кто, владыка. Пришел, да и прижился. Близко недели, как на подворье… Из
орды, сказывает, едва ушел, из полону. Отдыхает теперь… Он будто верхом приехал, а сам зело немощен. Били, сказывает, нещадно…
— Што, сладко ли в
орде было? — спросил игумен, останавливаясь. — Все, видно, бросил, ничего с собою не взял… Монастырское-то добро впрок не пошло? Вижу твое рубище, а не вижу смирения…
— Смейся, заблудящий пес… Скитаешься по
орде, яко Каин, стяный и трясыйся, а других коришь гордостью. Дивно мне поглядеть на тебя…
Неточные совпадения
Орда-то прежде частенько-таки набегала на монастырскую вотчину, — домишки сожгут, а людей поколют или в полон возьмут.
Цитаты из русской классики со словом «орды»
Ассоциации к слову «орда»
Предложения со словом «орда»
- Махайрода, как и всех других крупных плотоядных, всегда сопровождали целые орды мелких хищников, питавшихся остатками его добычи.
- И что было ещё хуже для гуннов, после 460 г. из степей вышли другие дикие орды кочевников.
- Не выдержал удара татарской орды большой новгородский полк, побежал, увлекая в бегство остальные новгородские полки.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «орда»
Значение слова «орда»
ОРДА́, -ы́, мн. о́рды, ж. 1. Ист. Название крупных тюркских и монгольских феодальных государств в эпоху средневековья, а также ставка, местопребывание их правителей. Золотая орда. Крымская орда. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ОРДА
Дополнительно