Цитаты со словом «обитель»
— У нас не монастырь, а
обитель Пресвятые Богородицы Нечаянные Радости.
— Так, человек десяти не наберется. Я-то еще на послушании… Всего как три года в
обители.
— А так… расспрашивал об
обителях… про нашего игумена…
— Это они даже совсем напрасно, — объяснял смущенный брат Павлин. — Я им рассказал про
обитель, а они смеются…
— У нас
обитель небольшая, всей братии семь человек, а я, значит, восьмой, — заговорил брат Павлин уже без смущения. — И обител совсем особенная… совсем в болоте стоит, в водополы или осенью недель по шести ни пройти, ни проехать. Даже на лодках нет ходу…
— Ну, и братию монашескую начал казнить немилостиво. Кому голову отрубит, кого в воду бросит. Из всего монашеского состава спасся один старец Мисаил. Он убежал в болото и три дня просидел в воде по горло. Искали, искали и никак не могли сыскать… Господь сохранил блаженного человека, а он в память о чуде и поставил
обитель Нечаянные Радости. А царь Иван Грозный сделал в Бобыльскую обитель большой вклад на вечный помин своей царской души.
— Раньше-то я хаживал в
обитель по сапожному делу, ну, а летом помогал сено косить, дрова рубить…
Место глухое, перед
обителью озеро…
Так-то я лет пять ходил в
обитель, а потом о. игумен и говорит: «Павлин, оставайся у нас…
— Вот, вот… Только даром работаешь на всю
обитель, а братия спит. Ха-ха… Ловко приспособил игумен дарового работничка.
— Да еще что делают с ним: не дают отдыха и в праздники. В церковь даже летом некогда сходить… «Работа на
обитель, грит игумен-то, паче молитвы»! Павлин-то и трубит за всю братию…
— А не знаю… Я ведь не грамотный, да и летописи все пригорели. У нас в
обители живет о. келарь, древний старичок, так он все знает и рассказывает.
Брат Павлин с трогательной наивностью перепутывал исторические события, лица и отдельные факты, так что Половецкому даже не хотелось его разубеждать. Ведь наивность — проявление нетронутой силы, а именно такой силой являлся брат Павлин. Все у него выходило как-то необыкновенно просто. И
обитель, и о. игумен, и удивительная история города Бобыльска, и собственная жизнь — все в одном масштабе, и от всего веяло тем особенным теплом, какое дает только одна русская печка.
— А я хотел сказать… (Брат Павлин замялся, не решаясь назвать Половецкого братом Михаилом). Видите-ли, у нас в
обители есть брат Ираклий… Большего ума человек, но строптивец. Вот он меня и смутил… Придется о. игумну каяться. Обманул я его, как неверный раб…
И то не так у нас в
обители, и это не так, и о. игумен строжит по напрасну, и на счет пищи… и все хвалит Чуевскую обитель.
Вот я и поехал в Чуевскую
обитель, прожил там три дня и даже заплакал…
Лучше нашей
обители нет, а только строптивость брата Ираклия меня ввела в обман.
— А в
обители у вас чисто?
— Хороша ваша
обитель, батя, правильная, а только одно не хорошо… Зачем у вас девка была игуменом? Положим, не простая девка, а княжиха, ну, а все-таки как будто не ладно…
— Это не у нас, а в женской Зачатиевской
обители действительно был такой случай. Там игуменьей лет тридцать состояла княжиха… Она прямо с балу приехала в монастырь, как была, во всей бальной одеже. Ее на балу жених обидел, ну, она не стерпела и сейчас в монастырь. Ндравная, сказывают, была, строгая. Померши уж теперь лет с десять…
— А как же сказано: христолюбивое воинство? Бог-то один, а вера, значит, разная… Вот и вы молитесь по своим
обителям об одолении супостата. И даже очень просто… Мы воюем, а вы за наши грехи Богу молитесь…
— У нас в
обители жил один барин в этом роде, — кротко объяснял он. — Настоящий барин. Даже хотел монашество принять, но игумен его отговорил. Не господское это дело… Послушание велико, не выдеряш. Тяжело ведь с гордостью-то расставаться… Ниже всех надо себя чувствовать.
— У нас
обитель бедная, и все на крестьянскую руку, — объяснял брат Павлин. — И сам игумен из крестьян… Один брат Ираклий из духовного звания. Ну, и паства вся тоже крестьянская и работа…
— А новых братьев принимают в
обитель? — спросил Половецкий.
— А если я приду к вам в
обитель, меня примут?
— В
обитель они пошли с братом Павлином… Надо полагать, пострижение хотят принять.
— Вам это непривычно по полу валяться, а мы — люди привычные, — объяснял он, подмащивая в головы свою дорожную котомку. — Что-то у нас теперь в
обители делается… Ужо завтра мы утречком пораньше двинемся, чтобы по холодку пройти. Как раз к ранней обедне поспеем…
Лежа с открытыми глазами, Половецкий старался представить себе будущую
обитель, сурового игумена, строптивца Ираклия, весь уклад строгой обительской жизни.
Обитель точно утонула в болоте. Дорога колесила, пробираясь сухими местами. Перекинутые временные мостики показывали черту весеннего половодья. Неудобнее места трудно было себе представить, но какая-то таинственная сила чувствовалась именно здесь. Есть обители нарядные, показные, которые красуются на видных местах, а тут сплошное болото освещалось тихим голосом монастырского колокола, призывавшим к жизни.
Самая
обитель показалась как-то сразу.
Чем-то тихим и забытым веяло от этой
обители, и Половецкий облегченно вздохнул.
— Так, на пароходе познакомился… Они хотят у нас в
обители пожить.
— А вот по этому самому… Был такой случай… Тоже, вот как вы, пришел в
обитель некоторый странник, и поселился в странноприимнице. Богомольный такой, все службы выстаивал и молился со слезами, а потом оказалось, что он по дочам мастерил фальшивую монету…
— У нас в
обители все свое, кроме молока и хлеба. Пробовали разбивать пашенку, да земля оказалась неродимая… За то всякий овощ превосходно идет, особенно капуста. Она любит потные места…
— Потрудитесь на
обитель, — заметил он, привычным жестом делая первый розмах.
Обитель «Нечаянные Радости» представляла собой типичную картину медленного разрушения и напоминала собой улей, в котором жизнь иссякала. Мало было братии и мало богомольцев. Но это именно и нравилось Половецкому, потому что давало ту тишину, которая дает человеку возможность прислушиваться к самому себе. Кроме Ираклия, все остальные не обращали на него никакого внимания. У каждого было какое-нибудь свое дело. Половецкий являлся чужим человеком, и он это чувствовал на каждом шагу.
Эта отчужденность с особенной яркостью почувствовалась им, когда в странноприимнице поселился какой-то купец, здоровый и молодой на вид, что называется — кровь с молоком. Вся
обитель точно встрепенулась, потому что, видимо, приехал свой человек, родной. Он говорил громко, ходил решительными шагами и называл всех иноков по именам.
— Позвольте, но предмет такой странный… — ответил брат Ираклий. — Наша
обитель стоит триста лет, а такого предмета в ней не случалось…
В
обители было тихо. Это была чутко-дремлющая, жуткая тишина…
Половецкий прожил в
обители уже целый месяц и чем дольше жил, тем точно дальше уходил от неё.
У
обители существовала своя живая связь с окружающим крестьянским миром.
Между прочим, особенностью
обители «Нечаянные Радости» было то, что в ней редко можно было встретить профессиональных странников и богомолок, за исключением праздников.
— Возжелали прельстить инока златом? Совершенно напрасно-с… У нас устав. Есть, конечно, один способ… да… Отправляйтесь в Бобыльск денька на три, а потом и начнете снова свой месяц в
обители.
Брат Павлин взглянул на дело гораздо проще и посоветовал оставаться в
обители без всяких объяснений.
— А там видно будет, что и как, — прибавил он с кроткой улыбкой. — Ведь вы даже работали на
обитель, так что к другим нельзя приравнять.
Приезжал к нам в
обитель года два назад один старичок и навел сомнение.
По пути обвинялся игумен, мирволивший занесенному в
обитель идолопоклонству и не в пример другим позволившему проживать идололатру в обители свыше месяца, положенного уставом.
— Все зависит от того, какие требования от жизни, — спорил брат Ираклий. — Богатому жаль корабля, а нищему кошеля… Вот богатому-то и умному и трудно быть счастливым. Вот вы, например — я уверен, что вы были очень богатым человеком, все вам надоело и вот вы пришли к нам в
обитель.
— Вы почти угадали, хотя и не совсем. Относительно я и сейчас очень богатый человек, но в
обитель пришел не потому, что пресытился богатой жизнью.
У Половецкого давно смыкались глаза от усталости, и он быстро заснул. А брат Ираклий долго еще сидел около огня, раздумывая относительно Половецкого, что это за мудреный барин и что ему понадобилось жить в их
обители. А тут еще эта кукла… Ну, к чему она ему?
Цитаты из русской классики со словом «обитель»
Келейные матери и белицы были почти изо всех
обителей, иноков мало, и то все такие, что зовутся «перехожими» [Перехожими старцами зовут старообрядских монахов, живущих не в монастырях, а по домам в селениях.
В 1536 году в нем приняла иночество вдова брата царя Иоанна IV, княгиня Иулияния Дмитриевна и жила в построенных ей царем богатых келиях — она там и погребена; царица Ирина Федоровна, по кончине супруга своего, царя Федора Иоанновича, не внемля молениям бояр и духовенства, постриглась в иночество в сей
обители и затворилась в келью, и с нею вместе и брат ее Борис Годунов, перешедший отсюда 30 апреля 1598 года в Кремлевский дворец на царство, согласно избрания духовенства, бояр и народа.
Рассказывали, что та икона во время патриарха Никона находилась в Соловецком монастыре и что во время возмущения в среде соловецкой братии, когда не оставалось более никакой надежды на избавление
обители от окруживших ее царских войск, пред ней на молитве стоял дивный инок Арсений.
— По великости вашего благоснисхождения доложу вашему величеству, что в здешней, спасаемой Богом и нашими государями, вторыми по Боге,
обители обретается схимник, то есть монашествующее лицо, сиречь затворник, обитающий в сем мире единым скудельным своим составом, но бессмертным духом витающий за пределами гроба, яко на крылиях голубиных…
— Татьяна Марковна! высокая и сановитая владычица сих мест! Прости дерзновенному, ищущему предстать пред твои очи и облобызать прах твоих ног! Приими под гостеприимный кров твой странника, притекша издалеча вкусить от твоея трапезы и укрыться от зноя полдневного! Дома ли Богом хранимая хозяйка сей
обители!.. Да тут никого нет!
Ассоциации к слову «обитель»
Синонимы к слову «обитель»
Предложения со словом «обитель»
- Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля.
- В трёх полётах стрелы, там, где чаща казалась всего непроглядней, тропка вывела молодцов на просеку, к скромной обители отшельника.
- Является частью комплекса зданий XVI–XVII веков у южной стены обители, включающего в себя ещё трапезную, хлебодарню и двухэтажные жилые палаты.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «обитель»
Афоризмы русских писателей со словом «обитель»
Дополнительно